Как воспитать у ребенка финансовую ответственность: мотивационный подход

По данным аналитического центра НАФИ, большая часть россиян начинают финансово независимую жизнь от родителей в возрасте 26 лет. При этом около 10% имеют просроченные кредиты и займы, не уплачивают налоги и другие обязательные платежи. Все это указывает на то, что многие из нас далеки от финансовой ответственности, воспитывать которую нужно с детства. Но есть шанс избежать ошибок с собственными наследниками.
Как воспитать у ребенка финансовую ответственность мотивационный подход

Наш эксперт Ирина Биткина, доцент кафедры экономики и финансов ВИУ РАНХиГС, и выпускник программы по психологии Йельского университета, предлагает обратить внимание на относительно новое направление — применение теорий мотивации в обучении навыкам финансовой самостоятельности.

Для начала разберемся, что такое мотивация. В самом простом виде это побуждение к определенному действию. Способы такого побуждения нашли отражение как в рамках теорий мотивации (в настоящее время их насчитывается почти три десятка), так и в рамках пирамиды потребностей, самой известной из которых является пирамида Маслоу. Для того чтобы успешно применять разработки этих теорий в отношнении финансовой ответственности ребенка или подростка, для начала нужно выделить этапы развития финансового поведения:

Первый этап. Способность принимать решения в сфере персональных финансов – например, как распорядиться карманными или подаренными деньгами.

Второй этап. Готовность нести ответственность и принимать участие в финансовых решениях семьи – сколько потратить на отпуск, каким образом накопить на крупную покупку. Немаловажно, что на данном этапе подросток начинает принимать участие в формировании бюджета семьи, предоставляя часть средств от заработанных самостоятельно денег (на постоянной или периодической основе – например, от подработки во время школьных каникул).

Третий этап. Овладение навыками принятия решений в области средне- и долгосрочного инвестирования.

Эти этапы являются последовательными и применяемые на каждом из них инструменты мотивации будут разными.

Так, для первого этапа в большей степени подходит теория Врума. Согласно данной концепции, мы выбираем определенные действия, понимая, какие последствия они могут принести. То есть мотивацией может служить стремление человека с помощью определенных усилий получить ожидаемый результат, который имеет для него ценность, или, наоборот, избежать этого результата. Например, мы объясняем, что карманные деньги — это, безусловно, личные средства подрастающего чада, но, если потратить их на поход в кафе с друзьями в первый же вечер недели, то не останется средств на покупку желанного худи Balenciaga в конце месяца. Важно помнить, что вы даете право выбора, а не говорите, что первый вариант — это всегда плохо, а второй — всегда хорошо.

Для повышения эффективности этого метода можно придерживаться следующих правил: 1) Даем право на ошибку. Помним, что ваше мнение — не единственно возможное и часто мы учимся не на неудачах других, а на собственных промахах. Если ребенок готов выслушать ваше мнение — высказываем его, но при этом не ругаем и не унижаем. 2) Первоначально выделяем карманные деньги на короткий период времени — например, на день. Когда вы поймете, что финансовая ответственность ребенка повысилась, увеличивайте этот период до трех дней или недели, постепенно доводя до месяца. 3) Если ребенок потратил карманные деньги раньше оговоренного периода — дополнительные средства он не получает. Именно поэтому важно сначала научить его распределять средства в рамках короткого периода. Ребенок должен иметь четкие представления о том, что от его решений зависит его же финансовое благополучие — как на коротком этапе, так и на длительном — и что из результатов этих финансовых решений вытекают определенные последствия, которые имеют для него ценность.

На втором этапе наиболее подходящей является теория XY. Ее суть сводится к тому, что каждый из нас склонен к проявлению двух типов поведения: X – когда мы ленивы, не стремимся нести ответственность за принимаемые решения, не хотим приобретать новые навыки. И Y, при котором мы ответственны, ведем себя активно и открыты к новому. Применение этой теории уместно, потому что на данном этапе финансовые решения носят совместный характер и достаточно просто понять, какой модели финансового поведения придерживается подросток. Безусловно, стоит стремиться поддерживать вариант Y и поощрять ребенка. Например, если ему удалось сэкономить карманные деньги и внести их в семейный бюджет, можно разрешить выбрать, на какой фильм отправиться всей семьей или освободить от выполнения одной из домашней обязанностей.

Если же вы начинаете замечать проявление первой модели поведения – следует применять иные воспитательные методы. Например, если подросток не смог выделить в семейный бюджет заранее оговоренную сумму, вы сокращаете количество времени, которое он может проводить за компьютером, мотивируя это экономией средств, которые необходимо внести за связь. Действенным также будет вариант, когда вы заранее определите круг финансовой ответственности подростка — например, оплату домашнего интернета, в наличии которого он сам же и заинтересован (нет денег на интернет – нет интернета). Здесь важно, чтобы методы поощрения и наказания определялись заранее и отражали потребности именно вашего ребенка — иначе способ действенным не будет.

Примером теории мотивации для заключительного этапа является теория МакКлелланда. У любого человека есть три потребности высшего уровня: достижения, соучастия и власти. В зависимости от их проявления и соотношения между собой, мы принимаем решения инвестиционного характера. Например, при доминировании потребности соучастия мы выделяем часть средств на благотворительность, а не только для личных инвестиционных целей. Несмотря на то, что средства, перечисляемые на благотворительность, решают текущие задачи, они оказывают и долгосрочный эффект, причем не только для их непосредственного получателя, но и для общества в целом.

Применяя эту теорию для повышения финансовой самостоятельности ребенка, необходимо четко обозначить конкретное проявление каждой из потребностей. Это нужно, чтобы осознавать, какой объем финансовых средств мы готовы выделить для практического достижения потребностей. Важно помнить, что фактически инвестиции предполагают отказ от текущего потребления для получения определенной выгоды в будущем. И эта выгода должна быть значимой для принимающего инвестиционное решение. При этом необходимо понимать, что данные потребности не располагаются иерархически, не исключают друг друга, а взаимосвязаны.

Мы привели пример наиболее существенных теорий мотиваций для каждого из этапов, но есть и другие, каждая из которых имеет свои преимущества, и при их правильном сочетании можно не только воспитать финансово самостоятельного наследника семейного дела, но и повысить собственную финансовую ответственность.

Узнать больше о том, как воспитать финансово грамотного ребенка, можно в специальной литературе. Подготовили для вас небольшой список полезных книг:

Евгения Блискавка «Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей»

Юлия Брехова «Атлас "Финансовый путеводитель"»

Джеймс Дж. МакКена, Джанин Глайста, Мэтт Фонтейн «Твой первый миллион. Как его заработать и не потерять»

Джим Роджерс «Сделайте ваших детей успешными»

Роберт Кийосаки «Богатый папа, бедный папа для подростков»

Гейл Карлиц, Дебби Хонинг «Начинающий инвестор»

Энид Блайтон «Приключения Нодди в игрушечном городе»

Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»

Сергей Федин «Финансовая грамотность»

Вам также может быть интересно:

Как российские миллиардеры выбирают преемников и передают свои состояния

Как заработать на инвестициях в 2021 году

На что тратят деньги дети героев Tatler