Как пережить учебу в онлайне? Рассказывают дети героев Tatler

В октябре московские школы могут снова перейти на дистанционное обучение. «Татлер» расспросил детей светских родителей о том, какой ценой им даются уроки в онлайне.
Как пережить учебу в онлайне Рассказывают дети героев Tatler

Тоня Худякова

Ученица школы №1239 в Москве и The Dalton School в Нью-Йорке

Учеба на карантине для меня не отличалась от учебы до него. Я учусь в двух школах (американской и русской), поэтому одна из них по очереди всегда на дистанционке.

Многие мои знакомые радовались, что в школу не надо ходить. Я рада этому не была. Скучала по друзьям, учителям, всему процессу. Моя жизнь сильно изменилась. В Америке мы начали учиться дистанционно с марта. Тогда было еще ничего. Но в апреле в онлайн ушли и русские школы. Я была как раз в Америке и московскую программу планировала сдавать заочно. Но вот в Москве ввели дистанционное обучение, и нас обязали присутствовать на онлайн-уроках, где бы мы ни находились. Из-за разницы во времени это было жестко. Уроки в Москве начинались в три часа ночи по Майами и шли до семи-восьми утра. А в восемь утра по зуму начинались занятия в американской школе. То есть я должна была учиться с трех ночи до четырех вечера.

В итоге мне разрешили не посещать утренние уроки в московской школе. Я лишь выполняла все задания, что появлялись в электронном дневнике. Для кого-то это было непривычно, для меня нет: все американские школы так устроены. Правда, в Америке все домашние задания сдаются учителю в напечатанном виде. В Москве же требовали писать от руки, сканировать, прикреплять. Все вечно глючило. Это было неудобно.

Во время онлайн-уроков на последнюю парту не сесть, чтобы поболтать. Да и записочку не передать никак. Поэтому никакого общения с одноклассниками не было. А вот с учителями в московской школе наоборот: мне кажется, мы стали гораздо ближе. Все регулярно не могли подключиться к конференции – мы писали о проблемах учителям по вотсапу. Держали с ними все время связь. До карантина такого не было – тогда мне становилось неловко беспокоить педагога, даже если у меня был номер его телефона.

Лично я люблю ходить в школу. Там весело: мальчики прикалываются на уроках, у девочек все время какая-то драма. Не соскучишься. А в зуме это все теряет смысл.

Тоня Худякова

Маша Янина

Ученица лицея НИУ ВШЭ

Переходу на дистанционное обучение я отчасти была даже рада. В тот момент у меня был сложный период: наступила какая-то апатия, не хотелось ничего делать, рано вставать. Все, что мне хотелось, – это гулять с кем-то или проводить время с семьей, дома. В дистанционном обучении хорошо то, что можешь сам расставить приоритеты, создать комфортный режим дня. Хотя у нас в лицее в принципе такая политика: ты можешь не посещать пары, главное – сдавай проекты и эссе до дедлайна. Но на онлайне у меня было гораздо больше времени на заботу о себе, о своем теле – я восстановилась. Вставала в десять утра, готовила себе очень вкусный завтрак, принимала душ, делала легкую гимнастику. Занималась сидя или лежа на диване: что-то записывала, что-то просто слушала.

Вообще для меня оказалось удобнее что-то рассказывать, защищать проекты в формате онлайн: обычно я нервничаю перед презентациями, а тут было комфортно. На карантине я очень много занималась саморазвитием: прослушала лекции на английском об индустрии моды – я хочу стать стилистом. Учила французский и английский по скайпу со своими репетиторами. Прочитала «Блеск и нищету куртизанок», «Шагреневую кожу», «Яму» Куприна и его рассказы. Посмотрела около тридцати фильмов: старые боевики, стильное кино шестидесятых-семидесятых, артхаус, Квентина Тарантино, Гаспара Ноэ.

И конечно, занималась творчеством, снимала очень много для своего инстаграма. Переосмыслила в целом свой стиль, экспериментировала: отстригла челку, придумывала разный новый макияж. В общем, провела карантин с большой пользой.

Маша Янина

Соня Зуева

Ученица школы №1520 им. Капцовых

Поначалу идея учиться в онлайне казалась мне интересной: весь учебный год был достаточно напряженным, у меня был один выходной в неделю, в воскресенье. Казалось, на карантине меньше домашней работы и больше времени на себя, на сон. В итоге задавать стали в несколько раз больше, а объяснять на уроках – в несколько раз меньше. Уроки начинались, как обычно, в 8:30 – в расслабленном состоянии было намного труднее вставать к этому времени, отвечать на вопросы учителей. С другой стороны, ты не тратишь время на передвижение. И за двадцатиминутную перемену иногда успеваешь сделать намного больше, чем когда учишься в обычном режиме.

Иных плюсов в обучении на расстоянии я не вижу. Ты не можешь нормально задать ни одного вопроса учителю, нет живого общения. Если чего-то не услышал, связь прервалась, ты это уже не сможешь наверстать. Проблемы с подключением были не только у учеников, но и у учителей. Они оказались совершенно неподготовленными: не знали, как поставить видео, как включить звук. Но и мы этого не знали. Из сорока минут урока двадцать уходило на решение всех этих технических вопросов. А что мы можем сделать за оставшиеся двадцать минут? По сути, ничего.

Соня Зуева

Лука Зарьков

Ученик The King’s School Canterbury

16 марта я вернулся из Лондона в Москву – как раз к началу удаленной учебы. Первый месяц очень старался и учился, честно скажу, безупречно. Но чем ближе становились летние каникулы (и конец карантина), тем меньше оставалось времени на школу. Онлайн-обучение в моей жизни случилось впервые и показалось огромным парадоксом: как это так – меня абсолютно никто не заставляет заниматься?! Учителя перестали давить, и моя продуктивность сильно упала.

Мне гораздо ближе традиционный офлайн, летом я вовсю визуализировал, как пойду в обычную английскую школу в сентябре. Мне достаточно сложно дались эти месяцы: я привык к активной, продуктивной жизни и уже очень давно не проводил в Москве такое продолжительное время.

Лука Зарьков

Соня Тё

Ученица Пятьдесят седьмой школы

Мне больше нравится ходить в школу по старинке. Мне в принципе легче дается материал, когда я присутствую в аудитории, взаимодействую с классом и учителем. В офлайне легче фокусироваться на предмете, чем дома перед ноутбуком. Не то чтобы меня кто-то отвлекает, я сама отвлекаюсь. Сидеть на одном месте мне скучно.

Еще один плюс офлайн-обучения – в том, что надо рано вставать. Я early bird, люблю просыпаться рано. Мне легче вставать в семь утра, спокойно провести утро, чем просыпаться за пятнадцать минут до выхода из дома. Даже родители меня не всегда в этом понимают. А во время карантина я могла встать за пять минут до урока, надеть худи прямо на пижаму. Это чересчур расслабляет.

Самая большая проблема была в коммуникации с учителями. Если возникали вопросы по заданиям, надо было писать отдельное письмо на почту и ждать ответа. Раньше же можно было просто подойти после урока. При этом учителя не всегда видели мои имейлы и не всегда могли отвечать на них. Сделать работу с первого раза идеально не всегда получалось, но работы над ошибками никто не проводил.

Были, конечно, и курьезы. Мой одноклассник не подготовился к устному ответу и решил сделать вид, что у него не работает микрофон. Стал беззвучно двигать губами, как будто рассказывает что-то по теме. Потом начал писать в чат – тут-то зум его и выдал: всем стало слышно, как он стучит по клавишам!

Соня Тё

Карина Сагирян

Ученица школы «Золотое сечение»

Я очень довольна онлайн-обучением. Не нужно тратить силы, деньги и время на дорогу. Меньше сил отнимает общение с людьми: ты можешь сам решать, с кем говорить, а с кем – нет. Вдобавок я стала счастливее: на меня не давили учителя, школьный дресс-код, какие-то рамки. Я люблю красить волосы – когда сидишь дома, тебя в этом смысле никак не могут контролировать. Кроме этого, дома в любой момент можно заняться любимым хобби. Я, к примеру, рисую. Мне гораздо приятнее рисовать в одиночестве, в тишине, чем в шумном классе на перемене.

Наверное, мне повезло: я была в девятом классе. Конец учебного года – по факту на уроках мы занимались только повторением к ОГЭ. Сложно не было.

Если говорить откровенно, я всю жизнь училась бы дома. Наверное, готовиться к ЕГЭ лучше в офлайне, но мне еще нужно будет сдавать TOEFL и IELTS, и вот к ним я готовлюсь в онлайне. И с репетиторами продолжаю заниматься по зуму, это гораздо удобнее. Но понимаю, почему для многих моих одноклассников дистанционное обучение было болезненным опытом. Возможно, из-за неспособности концентрироваться, потому что ты дома. В школе тебя учителя заставляют работать, а дома все на твоей совести.

Карина Сагирян

Вам может быть интересно:

Лучшие школы Москвы и Подмосковья 2020: рейтинг Tatler

Зачем бороться с перфекционизмом?

Как «заставить» ребенка учиться? Объясняет психолог Марина Мелия

Как и зачем поступать в Гарвард и Йель в эпоху коронавируса

Еще больше материалов для родителей, школьников и всех им сочувствующих – в приложение Tatler «Лучшие школы мира 2020». Его можно читать онлайн на смартфоне и планшете: скачайте приложение Tatler Russia в Google Play и App Store. Чтобы не пропускать новые номера журнала, подпишитесь сразу на год: вы будете получать уведомления о свежих выпусках и сможете просматривать архивные номера Tatler.

Фото: gettyimages.сom; из личных архивов; Мария Попова; архив пресс-службы;