1. Главная
  2. Колонки
Колонки

Как «заставить» ребенка учиться? Объясняет психолог Марина Мелия

Чрезмерная занятость разрушает мотивацию, снижает креативность, тормозит развитие лидерских качеств, – уверяет колумнист Tatler по вопитательным вопросам.
реклама
30 Сентября 2020

«Мы перепробовали все: грозили, наказывали, запрещали. Ничего не действует...» – родители в растерянности. Дочь перешла в восьмой класс, и ее будто подменили. В начальной школе была отличницей, потом училась вполне прилично, ходила на английский, на гимнастику, в бассейн. А теперь желание учиться пропало напрочь. Домашние задания не выполняет, начала прогуливать уроки, съехала даже по тем предметам, которые ей всегда легко давались. Родители объясняли: надо думать о ЕГЭ, иначе не поступить в приличный вуз. Но все безрезультатно.

Причин, по которым дети не хотят учиться, столько же, сколько и детей. Но, как показывает опыт, можно вы­ делить несколько основных, и тогда становится понятно, по каким каналам утекает энергия, которая должна быть направлена на учебу.

Нагрузка

Современные дети так загружены учебой и дополнительными занятиями, что у них не остается свободного времени. И если до подросткового возраста они худо­-бедно тянут лямку, то потом начинают бунтовать, отлично понимая, что родительские крики и угрозы ни к чему не приведут. Как сказал мне один подросток, «кормить не перестанут, из дома не выгонят». Чрезмерная занятость разрушает мотивацию, снижает креативность, тормозит развитие лидерских качеств. И негативно отражается на успеваемости – ребенок буквально перестает успевать. Перегруженность сказывается и на здоровье – дети начинают чаще болеть, а значит, пропускать уроки. Пропустив же несколько занятий, ребенок не способен включиться в учебный процесс, не понимает, о чем говорит учитель, и не знает, как подступиться к домашним заданиям, которые копятся, как снежный ком.

Отношения

На желание детей ходить в школу влияет и обстановка в классе, отношения со сверстниками и учителями. В младших классах особенно важно, как к ребенку относится педагог. У подростков на первый план выходят отношения с одноклассниками. Когда они не складываются или ребенок становится объектом травли, ему уже не до учебы.

Увлечения

Еще один канал «разбазаривания» энергии – неподконтрольные увлечения, которые, с точки зрения взрослых, ничего не дают ребенку. Это могут быть подростковые компании «по интересам» – дети собираются вместе, чтобы послушать музыку, поиграть или просто прошвырнуться по улицам в поисках приключений. Кто­-то увлекается экстримом. Массу времени съедают и гаджеты: здесь и компьютерные игры, и общение в интернете. Ребенок считает минуты до окончания уроков – все внимание сосредоточено на чем-­то другом.

реклама

Независимо от того, по какой причине ребенок не хочет учиться, мы, родители, должны отложить все дела и посвятить решению проблемы столько времени, сколько понадобится. Самое главное – не разрушать контакт с ребенком, а, наоборот, сблизиться с ним и всячески ему помогать.

Определить приоритеты

Если дело в чрезмерной нагрузке, нужно ее снизить, найти оптимальный для ребенка темп жизни. Провести своего рода инвентаризацию: чем ребенок занимается, куда уходят его силы. Если он бегает по кружкам, как в стихотворении Агнии Барто, надо подумать, от чего стоит отказаться, чтобы сосредоточиться на учебе. При этом ни в коем случае нельзя лишать ребенка того занятия, которое ему нравится и в котором он чувствует себя успешным. Я знаю семью, где из-­за плохих оценок мальчика забрали из хоккейной секции, хотя он был одним из лучших в команде. Ребенок был страшно расстроен, обижен на родителей. От­ ношения были испорчены, а лучше учиться он так и не стал. Ту сферу жизни ребенка, в которой он чувствовал себя уверенно, где у него были реальные достижения, родители отсекли, и он оказался лишь в роли отстающего.

Научить учиться

Когда какой-­то предмет запущен и непонятно, как к нему подступиться, можно использовать то, что я называю «методикой швейцарского сыра». Если перед тобой стена проблем, надо сначала прокрутить в ней две-­три дырочки, а потом постепенно, шаг за шагом увеличивать их размер, пока стена не рухнет. В нашем случае надо определить, какие предметы сейчас наиболее важны и что надо подтянуть. После чего нужно перейти к конкретным действиям – разобраться с одним запущенным параграфом из учебника, затем приступить к следующему и так далее. Потребуется время и терпение, зато мы увидим, как меняется отношение ребенка к занятиям: едва он начнет понимать и усваивать материал, появится уверенность в своих силах, а вместе с ней и интерес к учебе. Если предмет сложный и мы не можем помочь сами, значит, надо временно взять репетитора.

Помочь наладить отношения

Если причина плохой учебы в пристрастном отношении учителя, ребенок рискует оказаться между молотом и наковальней: в школе его третирует педагог, а дома прессуют родители. Это тупиковый вариант: мы потеряем контакт с ребенком, а проблема так и не будет решена. Чтобы ее решить, нам придется поговорить с учителем, попытаться как­-то выстроить отношения. Если же мы понимаем, что выправить ситуацию не удастся, надо переходить в другой класс или в другую школу. Причем действовать нужно оперативно: ребенку нельзя долгое время находиться в поле мощных негативных эмоций. Точно так же надо разбираться в плохих отношениях со сверстниками. Если ребенка травят, это один вопрос, если же ребенок не может найти общий язык с одноклассниками, надо учить его общаться и налаживать контакты.

А что делать с увлечениями, которые пожирают энергию?

Обещание «сдашь в конце года экзамен – получишь новый смартфон» не дает эффекта.

Вводить ограничения

Не стоит критиковать, однозначно отвергать то, что сейчас важно и значимо для ребенка. Иногда достаточно просто переждать, и увлечение само собой затухнет, рассеется, улетучится. Но так бывает, увы, не всегда. Тогда нужно проявить заинтересованность, попытаться найти в занятиях ребенка рациональное зерно. Это позволит как минимум избежать конфронтации. А дальше – ограничивать время «нежелательных» занятий, постепенно сокращая его. Например: «Тебе нравится паркур? В целом я не против того, что ты занимаешься спортом, но давай договоримся: ты посвящаешь этому не больше двух часов в день, а опасные трюки выполняешь только тогда, когда абсолютно к ним готов».

Поощрять за процесс, а не за результат

В Гарварде провели исследование, посвященное успеваемости школьников. Оказалось, лучше всего на учебу влияет поощрение конкретных действий – чтения книг, выполнения домашнего задания, активности на уроках. Причем зачастую достаточно похвалить ребенка, куда­-нибудь сходить вместе с ним, оплатить интересные для него занятия. Но поощрение он должен получить сразу, а не когда-­нибудь потом. Обещание «сдашь в конце года экзамен – получишь новый смартфон» не дает эффекта.

Хорошо дисциплинирует и правильная постановка целей. Никакие нравоучения и призывы «Ты должен хорошо сдать ЕГЭ!» не помогут, если ребенок не знает, что конкретно ему делать. Но если мы говорим: «На этой неделе ты должен сходить на два дополнительных занятия по физике и подготовить доклад по истории», это уже план действий, четкий и понятный, за который можно и спросить.

Когнитивные способности очень важны, но они определяют не все

Если посмотреть, как сложились судьбы троечников и отличников, станет ясно, что школьные достижения – не гарантия будущего успеха. Гораздо важнее пятерок по физике и геометрии полезные навыки и черты характера, которые вырабатываются у детей в процессе обучения, – это тот багаж, с которым они пойдут по жизни. Хотя натаскать на пятерку, конечно, проще, чем воспитать в ребенке упорство, любознательность, умение общаться, справляться со стрессом, творчески подходить к любому делу.

Вам может быть интересно:

Прочитать наше приложение «Лучшие школы мира 2020» на смартфоне и планшете: скачайте приложение Tatler Russia в Google Play и App Store. Чтобы не пропускать новые номера журнала, подпишитесь сразу на год: вы будете получать уведомления о свежих выпусках и сможете просматривать архивные номера Tatler.

Прочитать другие колонки коуча и психотерапевта Марины Мелии о воспитании и отношениях с детьми.

Прочитать историю миллиардера Романа Авдеева, самого многодетного отца России — о воспитании, усыновлении и будущем своих 23 детей

Фото:gettyimages.com;

Нашли ошибку? Сообщите нам

реклама
читайте также
TATLER рекомендует