«Битва за Версаль»: что нужно знать об одном из главных модных показов XX века

Немного истории: 28 ноября 1973 года, в интерьерах Версальского дворца встретились лицом к лицу пять французских и пять американских дизайнеров. Рассказываем подробнее о том, что происходило на этом вечере.
«Битва за Версаль» что нужно знать об одном из главных модных показов XX века

Историческое событие

«Битва за Версаль», естественно, не имеет ничего общего ни с какими баталиями. Изначально не предполагалось даже концепта противостояния — парижского кутюра нью-йоркскому прет-а-порте. Показ, прошедший 28 ноября 1973 года в бывшей резиденции французских королей, задумывался как масштабное благотворительное мероприятие. Его целью был сбор средств на реставрацию Версальского дворца. Отдыхая в гостях у леди Кенмэр, одной из многочисленных аристократок в светских кругах того времени, Ламберт (Элеонор Ламберт, американская публицистка, основательница Fashion Press Week, предшественницы Недели моды в Нью-Йорке. — Прим. Tatler) познакомилась с Жеральдом и Флоренс Ван дер Кемп.

«Жеральд был главным куратором Версаля. Как-то в непринужденном разговоре Флоренс сказала, что Ламберт могла бы помочь собрать средства на реставрацию этого памятника архитектуры. Ламберт тут же поняла: бинго», — пишет в своей книге «Битва за Версаль» Робин Гиван, одна из самых влиятельных модных критиков современности. Сам факт того, что лауреатка Пулицеровской премии посвятила одному вечеру увесистый том, многое говорит о масштабе события в историческом контексте. Добавим, что французско-американское шоу однажды стало темой выставки в Метрополитен-музее и дважды — предметом исследования кинодокументалистов.

Content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Светская явка

На благотворительный вечер, в программе которого были заявлены шоу мэтров Юбера де Живанши, Марка Боана из Christian Dior, Эмануэля Унгаро, Пьера Кардена и Ива Сен-Лорана (с французской стороны) и абсолютно неизвестных в Париже заморских гостей Оскара де ла Ренты, Билла Бласса, Холстона, Анны Кляйн, Стивена Берроуза (с американской), в Версальский дворец съехались все главные люди европейского света — от принцессы Монако до герцогини Виндзорской. Встречала дорогих гостей Мари-Элен де Ротшильд — в платье с перьями Yves Saint Laurent.

Принимающая сторона должна была не только поставить на место выскочек из Нового Света, но и приятно порадовать своих постоянных клиентов. В итоге каждый из французских дизайнеров потратил приблизительно $30 000 на свое 20-минутное дефиле при обязательном взносе в $5000. Американцы, говорят, тоже привезли с собой какие-то декорации, но установить большую часть в Версале не получилось. К счастью, у них в рукаве были и другие козыри.

«Битва за Версаль»: что нужно знать об одном из главных модных показов XX века
ГалереяCлайдов: 6
Смотреть галерею

Французская часть

Париж представляли самые маститые дизайнеры своего времени — им уже ничего никому не нужно было доказывать, лишь в очередной раз продемонстрировать свои талант и мастерство, в которых никто (в том числе иностранцы) не сомневался. Эта задача не представляла для них никакой сложности — Сен-Лоран, Живанши, Карден, Унгаро, Боан располагали всеми мыслимыми и немыслимыми ресурсами. И речь не только о деньгах, но и о связях. В итоге, судя по заметкам в прессе того времени, они несколько перестарались. «Все было так напыщенно, что даже на кэмп это списать уже было нельзя», — писали WWD.

К сценографии каждый из дизайнеров и правда подошел со всей серьезностью. У Dior была настоящая карета, фоном оркестр играл увертюру к «Золушке» Сергея Прокофьева, на сцене — национальное достояние Франции Даниэль Дарьё. Карден установил в Версале брендированную космическую ракету. Эмануэль Унгаро вывел на импровизированный подиум Джейн Биркин и Луи Журдана, Сен-Лоран — Зизи Жанмер. Она пела на фоне роскошного ретроавтомобиля. Скромнее всех выступил Юбер де Живанши — у него из спецэффектов были только ярко-розовые платья. Между дефиле (в лучших традициях первой половины века — медленный шаг, грациозная походка, ноль эмоций на лице) гостей, помимо оркестра, развлекали Рудольф Нуреев, Жозефина Бейкер и артисты из кабаре Crazy Horse.

Рудольф Нуреев и Мерл Парк

Джейн Биркин

Жозефина Бейкер

Американская часть

Американцы изначально находились в более сложном положении, чем парижане. Они были известны и успешны у себя на родине, но в Европе их никто не знал — им нужно было не только показать себя, но и доказать, что в США тоже теперь есть целая индустрия моды (раньше там лишь делали копии французских нарядов). Ресурсов у них было меньше, приходилось экспериментировать. Например, большинство звездных моделей отказалось работать за гонорар в $300 — и дизайнеры решили пригласить афроамериканок, с которыми европейцы тогда уже сотрудничали, но гораздо реже, чем дизайнеры в США.

Из 36 моделей 10 в американской части «Битвы за Версаль» были темнокожими — такая пропорция даже сейчас выглядит очень прогрессивно, а в начале 70-х произвела настоящий фурор. Кроме того, модели из Нового Света работали совсем иначе — они не плыли по подиуму, как белые лебеди, а двигались в такт музыке и танцевали вместе с Лайзой Миннелли. «Я выбегу на сцену, возьму первую ноту, и вы за мной. Чем естественнее это будет, тем лучше. Представьте, будто вы увидели в первый раз Эйфелеву башню. Изобразите вашу реакцию! Это не дефиле, это игра», — инструктировала певица моделей перед выступлением. Хореографию всем ставила ее крестная мать Кей Томпсон.

В итоге по сравнению с французами американцы выглядели более энергичными, свободными, жизнелюбивыми. И одежда была под стать — гораздо проще, чем у их коллег из Парижа, но практичнее. Пэт Кливленд кружилась в платье Стивена Берроуза, подруга Холстона Эльза Перетти играла с мундштуком, Билли Блэр, которую в Париж пригласил Билл Бласс, как фокусница, вытаскивала цветные платки из рукавов — и на подиум подтягивались другие модели в нарядах того же оттенка, что и платок. Под конец этого акта «Битвы за Версаль» на сцену вновь вышла Миннелли с песней Au Revoir, Paris, а вместе с ней и американские модели — в маленьких черных платьях авторства всех пяти дизайнеров. Зал аплодировал стоя. «Американская команда победила благодаря Кей Томпсон, — говорил позже Пьер Берже, партнер Ива Сен-Лорана. – Это была почти бродвейская постановка. Победил не талант дизайнеров, а талант хореографов». Как бы то ни было, «Битва за Версаль» помогла нанести на карту мира еще одну модную столицу — Нью-Йорк.

Выступление Лайзы Миннелли

«Битва за Версаль»: что нужно знать об одном из главных модных показов XX века
ГалереяCлайдов: 6
Смотреть галерею

Финал

Фото: Getty Images