1. Главная
  2. Культура
Культура

Как Кристиан Диор завоевывал мир высокой моды и доверие британской королевской семьи

2 февраля в музее V&A открылась выставка «Кристиан Диор: кутюрье мечты». Она существенно отличается от одноименной выставки в Париже. Рассказываем, как в новом выпуске сместились акценты в сторону отношений между домом Dior и британским высшим светом.
реклама
2 Февраля 2019

«Я обожаю английские традиции, английские хорошие манеры, архитектуру и даже кухню», — признавался Кристиан Диор, молодой подмастерье дома Robert Piguet, в 1938 году, когда придумал для своего первого работодателя платье из твида в гусиную лапку.

А вот Англия в 1947 году Диора отнюдь не жаловала — в Парламенте из-за него кипели нешуточные страсти. Совет по торговле после внепланового собрания всех британских модельеров и редакторов моды отправил парламентариям официальное письмо с требованием бойкотировать на правительственном уровне освещение первого показа нормандского дизайнера Кристиана Диора, взывая к патриотизму и национальной гордости. Впрочем, в августе 1947 года журналисты узнали, что месье Диор остановился в Лондоне в отеле Claridge’s, и бились за право взять интервью у скандального модельера, против которого в США устраивали акции протеста. Платье из дебютной коллекции Диора тут же украсило обложку британского Vogue.

Не думайте, в Музее Виктории и Альберта ни в коем случае не копируют выставку, которую их коллеги из парижского Музея декоративных искусств собрали в прошлом году по случаю 70-летия дома Dior. Напротив, большая часть экспонатов нынешней экспозиции в Лондоне — из запасников V&A, а акцент сделан на взаимоотношениях художника с Великобританией и художественном видении других креативных директоров дома.

Показ Christian Dior, 1947 год

Показ Christian Dior, 1947 год

Историк моды Джеймс Лейвер писал, что экстравагантные длинные юбки никогда не будут пользоваться популярностью у англичанок, ведь лодыжки и ступни у них, по его мнению, — не самая красивая часть тела. Однако Диор быстро просчитал усталость европейских женщин от послевоенной строгой скудной моды, представив невероятный костюм «Бар»: кремовая куртка из шелкового шантунга с тончайшей талией в 19 дюймов и пышная черная юбка длины миди, на создание которой, по легенде, потребовалось 80 ярдов (около 73 метров) ткани. Этот костюм – самый востребованный предмет в архиве экспонатов Музея V&A, причем не только среди художников и дизайн-конструкторов, но и антропологов.

«Европа устала от падающих бомб. Теперь ей хочется зажигать фейерверки», — говорил в интервью молодой модельер после успеха дебютной коллекции.

«Этот костюм стал знаменем перемен в послевоенный период, — рассказывает Иволга Каллен, куратор отдела тканей в музее. — Рынок женской моды замер в ожидании экспериментов. В конце концов британские оптовики и производители сдались и собственными руками нанесли удар по своей прибыли. New look был повсюду, он стал объектом желания всей женской половины острова».

В 1947 году амбассадором дома Dior становится леди Диана Купер, жена британского посла в Париже. После нашумевшего показа миссис Купер получает в подарок одно из платьев и влюбляется в бренд — да так сильно, что секретно отправляет запрещенные наряды своим подругам в Лондон. В 1949 году принцесса Маргарет тайно посещает ателье Dior на авеню Монтень. С этого дня она — одна из самых преданных почитательниц модного дома. В то время как ее старшая сестра Елизавета II обязана одеваться согласно протоколу, Маргарет разрешено быть модницей. Чуть ли не главный экспонат выставки – невесомое платье из шелковой органзы, в котором принцесса позировала для своего портрета в честь 21-го дня рождения. На самом деле это не платье, а два предмета — корсет и юбка. Благодаря этому приему принцесса на фотографии выглядит даже миниатюрнее своего десятого размера. Леди чувствовала себя в платье настолько комфортно, что не снимала его в течение всего праздника: лихо танцевала в нем, красовалась перед кавалерами и курила. За год до открытия выставки в V&A, платье из архива отправилось на реставрацию к мастерам из Музея истории Лондона.

реклама
Кристиан Диор и принцесса Маргарет в шоу-руме Christian Dior,  1951 год

Кристиан Диор и принцесса Маргарет в шоу-руме Christian Dior, 1951 год

В 1947 году была возрождена традиция представлять королевскому двору и высшему свету молодых девушек из приличных семей. Дебютанток ждал насыщенный светский сезон, который требовал разнообразных нарядов: бал королевы Шарлотты, скачки, соревнования по гребле, конное поло, походы в оперу и на балет. Юные особы приходили к семейным портным и открывали журнал Sketch, где выходили рисунки с парижских показов Dior. А через три года все свадьбы, званые ужины и сводки с королевских трибун Аскота превратятся в живую рекламную кампанию молодого французского бренда. «Вечернее платье – это лучшее, что может быть в гардеробе любой женщины», — говорил кутюрье.

В апреле 1950 года историк женской моды Дорис Лэнгли Мур устраивает благотворительное мероприятие в отеле «Риц», чтобы собрать деньги на основание Музея костюма (современный Музей моды в Бате). Созвать всю королевскую рать в одно место способен только месье Диор, к которому леди Мур и обратилась. Билеты на два шоу были распроданы так быстро, что пришлось втиснуть в плотное расписание дополнительный третий показ. 1600 гостей негодовали, что ни одно из восьмидесяти платьев не предназначено для продажи, однако на вечеринке во французском посольстве, куда пришла даже королева-мать Елизавета, супруга короля Георга VI, Диор делает исключение для почетных гостей и продает некоторые платья. Наряды были столь хороши, что королева попросила моделей не пятиться перед ней, а повернуться спиной, чтобы она могла разглядеть все детали (согласно придворному этикету никто не имеет права поворачиваться спиной к королевским особам).

Диор был пленен принцессой Маргарет, называл ее музой и устраивал в ее честь показы. В юные годы мастер мечтал о карьере дипломата, поэтому легко нашел общий язык с клиенткой из королевской семьи. Однако мятежная принцесса была вынуждена подчиниться дворцовым правилам и под венец идти в платье придворного модельера Нормана Хартнелла. Впрочем, это была вынужденная мера: Маргарет неоднократно обсуждала с Диором свой образ мечты, но кутюрье не дожил до ее свадьбы. В то время как все лондонские модницы выстраивались в очереди в Harrods и Fortnum and Mason, где продавалась линия ready-to-wear, принцесса всегда делала платья на заказ. Месье Диор шел на уступки британскому престолу — на бирке платьев всегда красовалась надпись Christian Dior London. Одной из самых любимых вещей Маргарет был шелковый шарф с цветочным принтом и с фразой Envoi de Fleurs, to H.R.H. the Princess Margaret, de Christian Dior.

Кристиан Диор и модели перед показом в лондонском отеле Savoy, 1950 год

Кристиан Диор и модели перед показом в лондонском отеле Savoy, 1950 год

В 1952 году Кристиан Диор заключает контракты с английскими и шотландскими мануфактурами и открывает ателье CD Models в Мэйфэйре. Кутюрье адаптирует свои французские и американские коллекции под британский рынок: меняет лекала, лейблы, дизайн. Фурнитуру для аксессуаров и украшений, а также ткани он заказывает у местных поставщиков, таким образом обращая в свою веру даже простых покупателей, которые не могут позволить себе костюм, но с радостью берут брендированные перчатки, над которыми работает мастерская Allcroft & Co, основанная в далеком 1777 году. Диор запускает специальную линию женского нижнего белья, а туфли для него создает придворный обувщик Его Высочества H.&M. Rayne.

Когда в 1953 году в Harrods поступает первая коллекция, Диор придумывает устроить неделю моды для всех желающих — в итоге на нее пожелали прийти более 10 000 человек. Через год вещи модного дома продаются в 55 универмагах страны, а показы в магазинах превращаются в традицию.

В 1954 году принцесса Маргарет становится хозяйкой легендарного показа в родовом имении семейства Мальборо – дворце Бленхейм в Оксфордшире, куда Диор приехал в сопровождении 14 моделей, работающих только на французский дом, и 100 платьев. Показ длился более 2 часов, под занавес мастер презентовал созданное специально для этой поездки платье La robe Blenheim, а особый восторг вызвало платье Pérou, которое продемонстрировала русская модель Алла Ильчун. На создание платья и пальто у портных дома Dior ушло более 600 часов.

Бутик Christian Dior в Париже, 1953 год

Бутик Christian Dior в Париже, 1953 год

Ирония заключалась в том, что Бленхеймский дворец был построен в знак победы Британии над Францией в войне за испанское наследство. И хоть это и стало поводом для сплетен, герцогине Мальборо удалось не только развлечь высокопоставленных гостей, но и собрать средства для Красного Креста. После успеха шоу Кристиан Диор отправляется покорять Шотландию, где дает два показа в Глазго и Эдинбурге и начинает работать над эксклюзивной коллекцией для Бленхеймского дворца, которую в 1958 году, после его внезапной смерти, презентует его бывший 21-летний ассистент и новый креативный директор дома Ив Сен-Лоран. В 2017 году, почти 60 лет спустя, Dior вновь вернулся в имение с коллекцией Resort, а в июне этого же года состоялось грандиозное открытие ателье модного дома на Бонд-стрит.

Преданной поклонницей аксессуаров бренда была принцесса Диана. В 1994 году Dior представил стеганую сумку идеальной формы с брелоками из букв D, I, O, R. Ее первой обладательницей стала Бернадетт Ширак, жена президента Франции Жака Ширака. Когда Диана приехала на открытие выставки Поля Сезанна в Гран-Пале, первая леди Франции преподнесла ей сумку в подарок, даже не предполагая, какой эффект будет от ее презента. Словно заколдованная, принцесса скупала различные модели сумок, едва они успевали поступать в магазин, оформляла предзаказы в ателье, самостоятельно подбирая ткани, кожу, фурнитуру. На протяжении полутора лет леди Ди ходила с этими сумками, и в 1996 году с ее разрешения бренд переименовал ее любимый аксессуар в Lady Dior. В том же году Джон Гальяно, которого только назначили креативным директором Dior, приглашает Диану в Нью-Йорк на бал в честь 50-летия дома. Диана в тот момент разводится с принцем и с легкостью соглашается надеть наряд французского бренда. Дизайнер создает для миссис Спенсер платье-комбинацию цвета ночного неба (наряд также можно увидеть в V&A).

Принцесса Диана в платье Dior, 1996 год

Принцесса Диана в платье Dior, 1996 год

Члены королевской семьи до сих пор выбирают наряды и аксессуары Dior. Кейт Миддлтон обычно ограничивается клатчами и аксессуарами. Меган Маркл позволяет себе больше — например, она выбрала тотал-лук Dior для парада в честь 100-летия королевских ВВС. Герцогиня Сассекская вышла на балкон Букингемского дворца в темном платье идеального силуэта с вырезом лодочкой и стояла по левую руку от королевы Елизаветы II (чего никогда не удостаивалась другая невестка королевы, герцогиня Кембриджская).

Кейт Миддлтон, принц Уильям, Меган Маркл (в Dior), принц Гарри, 2018.

Кейт Миддлтон, принц Уильям, Меган Маркл (в Dior), принц Гарри, 2018.

реклама
читайте также
TATLER рекомендует