Кто есть кто в сериале «Позолоченный век»: истории реальных светских героев

От светской дамы Кэролайн Шермерхорн Астор, которая устраивала знаменитые вечеринки «Четыреста» для 400 самых модных людей Нью-Йорка, до ее заклятой соперницы Альвы Вандербильт.
Boldini Giovanni  Elizabeth Wharton Drexel.
Boldini Giovanni - Elizabeth Wharton Drexel.Artepics/agefotostock/East News

Старые деньги против новых денег, старый мир против нового мира: позолоченный век был временем серьезных перемен в нью-йоркском обществе. Промышленная революция конца XIX века привела к росту среднего класса, когда железнодорожники и строительные магнаты внезапно стали миллионерами. По мере того как эти так называемые нувориши вливались в светское общество, они неизбежно сталкивались с негативом и завистью представителей высших слоев, чье богатство накапливалось поколениями. Теперь члены купеческого сословия смешивались с нью-йоркской элитой, покупали роскошные особняки, выдавали своих дочерей замуж за самых перспективных холостяков и отправляли детей в элитные школы. Эта социальная напряженность — основа сюжета новой драмы Джулиана Феллоуза «Позолоченный век».

Tatler составил путеводитель по биографиям исторических личностей, которые вдохновили на создание персонажей сериала: от враждующих светских дам, неустанно пытающихся перещеголять друг друга своими особняками на Пятой авеню, до гламурных дебютанток и долларовых принцесс.

Кэролайн Шермерхорн Астор

В категории «старые деньги» прочно обосновалась Кэролайн Шермерхорн Астор (часто ее называли просто миссис Астор), которая на протяжении четырех десятилетий была привратницей высшего общества Нью-Йорка. Если вы не были приглашены на ее ежегодный бал, который устраивался в третий понедельник января, то автоматически становились персоной нон грата. Среди них долгое время была Альва Вандербильт — известная фигура движения суфражисток. Семья ее мужа Уильяма Киссэма Вандербильта I, сколотившая состояние на строительстве железных дорог, считалась слишком вульгарной, чтобы быть частью приличного светского общества (Альве в конце концов удалось войти в ближний круг Кэролайн, подробнее расскажем об этом чуть позже). 

Миллионы миссис Астор — заслуга семьи ее мужа. Джон Джейкоб Астор нажил их в 1800-х. Известная своим терпением (супруг ходил на сторону), она была большой любительницей бриллиантов, всегда демонстрируя их на своих вечеринках. Положение Кэролайн в обществе было столь желанным, что зависть испытывал даже ее родной племянник Уильям Уолдорф Астор. Он усердно пытался поднять социальное положение своей жены Марми Астор до миссис Астор, но безуспешно. Как говорится, если ты на вершине, то путь один — только вниз, и Кэролайн действительно упала: ее свергла не кто иная, как Грейс Вандербильт — бывшая протеже, чей брат женился на ее младшей дочери.

Getty Images

Альва Вандербильт

Мастерски выступая на светской сцене, Альва Вандербильт успешно обошла миссис Астор, в результате чего была принята в высший свет. Как же ей это удалось? Во-первых, в 1883 году она купила еще более роскошный, чем у Асторов, особняк на Пятой авеню и обставила его произведениями искусства. Затем она устроила новоселье и пригласила в качестве почетной гостьи свою лучшую подругу и будущую герцогиню Манчестерскую, Консуэло Изнага. Каждый член нью-йоркской элиты мечтал получить заветное приглашение, желая не только увидеть дом изнутри, но и пообщаться с аристократией. Миссис Астор тоже оказалась на балу, хотя Альва изначально не собиралась звать ее на ужин.

Восхождение Альвы по лестнице в обществе продолжалось. Она принудила свою старшую дочь вступить в брак с Чарльзом Спенсером-Черчиллем, 9-м герцогом Мальборо (позже, правда, несчастливый союз был аннулирован с благословения Альвы). Вандербильт стала одной из главных фигур в борьбе за избирательные права женщин, основав Лигу политического равенства.

Alamy/ТАСС

Грейс Вандербильт

В высшем обществе Нью-Йорка Грейс и ее сестер прозвали «брачующимися Уилсонами» благодаря их удачным союзам. Мэри вышла замуж за бизнесмена Огдена Гелета (их дочь впоследствии стала женой герцога Роксбурга), а ее сестра Белль сыграла свадьбу с сэром Майклом Генри Гербертом, младшим братом 13-го графа Пембрука. Грейс не стала исключением, сбежав из дома с Корнелиусом Вандербильтом III. Пара арендовала бывший дом Джона Джейкоба Астора, Beaulieu House, в Ньюпорте. После Первой мировой войны они много путешествовали по Европе, дружили с королевскими особами, среди которых был даже кайзер Германии Вильгельм II. Как подробно описано в книге Анны де Курси «Охотницы за мужьями: восхождение по социальной лестнице в Лондоне и Нью-Йорке», именно вечеринка, которую Грейс устроила для младшего брата кайзера во время визита в Нью-Йорк, по слухам, поставила миссис Астор в неудобное положение. Кэролайн считала, что именно ей должна была выпасть честь устроить мероприятие по столь важному поводу. Подобно тому, как многие женщины притворялись больными, чтобы сохранить лицо, когда их не приглашали на бал миссис Астор, в этот раз так пришлось поступить ей. Она сбежала из города, отправившись в путешествие по Европе.

Getty Images

Тереза Фэйр Элрикс

Тереза Фэйр Элрикс была членом элитного общества «Триумвирата» — группы из трех женщин, которые, по слухам, взяли на себя роль миссис Астор в нью-йоркском обществе после ее «отставки». У Терезы было весьма скромное происхождение, она — дочь калифорнийского шахтера. Отец девушки вместе с партнерами открыли «Большую Бонанзу», крупнейшее из когда-либо найденных месторождений золота и серебра, и она стала наследницей миллионов. Выйдя замуж за пароходного магната Германа Оерлихса, Тереза удвоила свое богатство. Однако этот брак не был счастливым, и когда Герман внезапно умер от сердечного приступа, оказалось, что ее имени даже нет в его завещании. Впрочем, Тереза оспорила документ и все-таки получила половину наследства. Ее усадьба Роузклифф была построена по образцу Большого Трианона на территории Версальского парка и сегодня считается достопримечательностью. В 1899 году она организовала свадьбу своей сестры Берди с сыном Альвы и Уильяма К. Вандербильта. Это стало одним из самых освещаемых светских событий десятилетия.

Alamy/TASS

Мэрион Грейвс Энтон Фиш

Известную своим острым умом и веселым нравом, Мэрион «Мэйми» Грейвс Энтон Фиш (жена железнодорожного магната Стайвесанта Фиша) называли хозяйкой эпохи конца XIX века. Она устраивала самые впечатляющие и громкие вечеринки во всем городе. На одних почетным гостем была домашняя обезьяна, прозванная «принцем Корсики Дель Драго», а на других ее приглашенные делили танцпол со слоном. Мэрион обожали за отменное чувство юмора и колкие шутки. Однажды она сказала о жене президента США Теодора Рузвельта: «Говорят, что она тратит 300 долларов в год на одежду — и выглядит при этом соответствующе».

Artepics/agefotostock/East News

Элизабет Уортон Дрексель

Писательница Элизабет Уортон Дрексель была летописцем своего социального круга и создала при жизни два романа: «Король Лер и позолоченный век» (King Lehr and the Gilded Age) и «Переворот мира» (Turn of the World). Оба рассказывали о жизни элиты того времени. «Книгу можно с уверенностью назвать одним из самых поразительных личных отчетов о жизни богачей, написанных членом этого общества» — такую оценку дал произведению журнал Time. 

Свое состояние Элизабет унаследовала от прадедушки — известного банкира. Второй брак вдохновил Дрексель написать дебютный роман, ее муж, Генри Симс Лер, был тем самым королем Лером. Он получил это прозвище после вечеринки, ради которой облачился в наряд российского царя. В своих мемуарах Элизабет рассказывает о жестокости в их отношениях и несчастье в этом браке. Позже она вышла замуж в третий раз, на этот раз став достопочтенной Элизабет, баронессой Децис.

Изабель Гебхард Нильсон

Изабель Гебхард Нильсон жила в семейном особняке на Пятой авеню, 100. К 13 годам она и ее брат Фредерик (который одно время был любовником британской актрисы и светской львицы Лилли Лэнгтри) осиротели, и их стал воспитывать дядя. Когда они достигли совершеннолетия, то унаследовали деньги и имущество своих родителей и деда по материнской линии, который был богатым застройщиком. У Изабель были хорошие связи в обществе, она дружила с Вандербильтами, Нейлсонами и Стайвесантами и была включена в «четыре сотни» миссис Астор.

Материал впервые опубликован на сайте Tatler.com.