Ольга Бакланова — первая русская актриса, которая почти покорила Голливуд, но в итоге вышла замуж за миллионера

Принято считать, что русским пробиться в киностудии Лос-Анджелеса невозможно. Но любимица Немировича-Данченко и ученица Станиславского Ольга Бакланова доказала обратное. В Москве у нее были ведущие роли, госпремии и расположение строгих советских властей. В одночасье она бросила все и уехала, став врагом народа и навсегда потеряв связь с родными.

Мир знает не так много актеров русского происхождения, которым удалось построить успешную карьеру на Западе. Да, у нас на слуху имена актрис, родившихся в бывших странах СССР, которые время от времени появляются в проектах зарубежных режиссеров. Как правило, персонажи, которые достаются нашим девушкам, — это русские шпионки, спецагенты и другие уроженки советских республик. Но другое дело, когда они играют роли, которые не привязаны к славянскому происхождению. Актриса Ольга Бакланова как раз получала именно такие предложения.

Ее успеху в Голливуде предшествовали годы становления в стране советов, где она была любимицей Немировича-Данченко и обладательницей высокого звания заслуженной артистки Республики. Возможно, Ольга и могла остаться на родине и стать дивой кино, как Любовь Орлова. Но расстрел отца и лишения семьи Баклановых всех богатств, которые им принадлежали, заставили актрису несколько лет вынашивать план иммиграции.

Getty Images

Отец Ольги Владимир Бакланов был владельцем Купавинской ткацкой фабрики, влиятельным и обеспеченным человеком, который давал семье все возможности своего времени. Мама Александра до замужества была известной актрисой, а после оставила карьеру ради шестерых детей. Они, надо сказать, отдали ей должное и унаследовали творческий талант. Одна из дочерей Баклановых стала пианисткой, другая скрипачкой, а Ольга актрисой.

Уже в шестнадцать лет девушка стала одной из трех победительниц конкурса за место в труппе Московского Художественного театра. Станиславский лично искал себе актрис из четырехсот желающих. Пропустить молодую, яркую обладательницу аристократичной внешности важный театральный деятель, конечно, не мог. В итоге именно он обучил Бакланову основам актерского ремесла. Станиславский давал юной артистке роли в спектаклях по произведениям русских и зарубежных классиков. Слава юной Ольги стала быстро распространяться по всей столице. Талант девушки был виден зрителю сразу, даже несмотря на то, что это были ее первые выходы на сцену. Старт актерской карьеры Ольги совпал с революцией 1917 года.

Этот год вообще стал поворотным для всех Баклановых. Отца семейства расстреляли, у вдовы и детей отняли особняк и оставили в нем только одну комнату. Ольга быстрее всех поняла, что ради своего же блага нужно сотрудничать с властью. Она стала сниматься в пропагандистском кино, ходить на важные правительственные приемы. Никто тогда не мог и представить, что актриса, получившая солидную государственную премию, скоро уедет из страны навсегда.

В Москве в 1918 году стали ходить слухи о романе юной Баклановой и Немировича-Данченко. Говорили, будто свой Музыкальный театр на Большой Дмитровке он тоже открыл именно для нее. Многие считали, что и брак актрисы с адвокатом Владимиром Цоппи был заключен фиктивно. Мол, чтобы все подумали, что актриса забеременела от него, а не от своего художественного руководителя. Немирович-Данченко был женат и не мог просто так принять внебрачного сына. Правда это или нет, неизвестно. Первый ребенок Баклановой родился с тяжелыми заболеваниями — церебральным параличом и эпилепсией.

Getty Images

В то время Ольга уже понимала, что оставаться в стране не планирует. Слишком много тогдашняя власть отняла у ее семьи, а карьера складывалась, быть может, только благодаря симпатии важного театрального деятеля. В 1925 году актриса в составе советской труппы отправилась на зарубежные гастроли в Европу и Штаты. Уже тогда Бакланова могла не уезжать на родину. Но ее останавливал сын, который остался в Москве. Ольга вернулась за ним, но буквально через пару месяцев мальчик умер.

Чтобы убежать подальше от личных трагедий, Ольга под предлогом встречи с сестрой, отправилась в Ригу. А оттуда втайне от всех уехала в США на океанском лайнере.

В Лос-Анджелесе, куда Бакланова отправилась строить свое американское счастье, на нее быстро обратил внимание актер Конрад Фейдт, который в то время был известен и в Европе, и в США. Он предложил Ольге участвовать в фильме по роману Гюго «Человек, который смеется». За феноменальное исполнение роли советская актриса завоевала признание у коллеги из Голливуда. Ей стали активно сыпаться предложения от калифорнийских кинокомпаний. В 1928 году она снялась в фильме «Улица греха» шведского режиссера Морица Стиллера. В историю кино он вошел как первооткрыватель таланта Греты Гарбо. Сразу после премьеры подписать пятилетний контракт с Баклановой решила Paramount Pictures.

Getty Images

Тогда в Голливуде действовала студийная система, которая предполагала, что каждый актер закреплен за одной кинокомпанией, и она же предлагает ему роли. Невозможно было выбирать режиссеров, как это делают звезды кино сегодня. Актеры снимались только в тех проектах, куда их утверждала компания. Для кого-то это было плюсом: так или иначе работа находилась всегда. Paramount Pictures сняли Бакланову в криминальной драме «Пристани Нью-Йорка», вестерне «Лавина», мелодраме «Забытые лица», а также в фильме «Три грешника» с легендой — Полой Негри в главной роли.

Бакланова и сама к 1929 году стала звездой немого кино. На лицо было блестящее владение системой Станиславского, которым тогда восхищался Запад, и красота Ольги, которую удачно подчеркнул Макс Фактор. Знаменитый визажист, тоже советский эмигрант, лично работал над ее новым образом. Вы спросите: почему тогда голливудские режиссеры так активно снимали русскую актрису? Ответ прост: потому что до 1930-х годов в мире царило немое кино.

Актеры Чарльз Роджерс, Джеймс Холл, Нэнси Кэрролл и Ольга Бакланова

Getty Images

Все изменилось в 1929-м, когда Ольга снялась в фильме «Волк с Уолл-стрит» — одном из первых звуковых проектов Paramount Pictures. У ленты был аншлаг в кинотеатрах, критики писали восторженные отзывы. Русский акцент Баклановой сперва никого не смутил. А потом, когда голливудские режиссеры стали снимать исключительно звуковое кино, предпочтение стали естественно отдавать американкам. Единственная русская актриса, которая смогла добиться успеха в Голливуде в дальнейшем — Натали Вуд. Но и то, только потому что жила и говорила на английском с детства. Бакланова избавиться от русского акцента за пару лет иммиграции, как вы понимаете, не смогла.

Пока карьера актрисы в Лос-Анджелесе приостановилась, Ольга решила устроить личную жизнь. На одном из приемов она как раз познакомилась с актером русского происхождения Николасом Сусаниным. Получив от первого супруга — Владимира Цоппи развод, Бакланова вышла замуж за Сусанина. И вскоре родила от него сына.

А что же с ее давним поклонником и учителем Немировичем-Данченко? Актеры его театра рассказывали, что когда мужчина узнал об отъезде фаворитки, он начал рыдать прямо в фойе театра. Говорят, что позже, мучаясь от разлуки с Баклановой, он направил все свои силы, чтобы получить хоть какое-то рабочее предложение из США и уехать туда к возлюбленной. В итоге ему это, и правда, удалось. Свидетелей, которые бы доказали, что учитель и его ученица встретились в Калифорнии, нет. В любом случае на родину, в Москву, Немирович-Данченко вернулся один. То ли потому что подписал какие-то бумаги перед поездкой, то ли потому что прошло слишком много лет разлуки и Ольга не захотела продолжать с ним отношения.

Getty Images

В 1929 году Бакланова подала в суд на компанию Paramount Pictures. Актриса утверждала, что агенты подставили ее и неправильно перевели условия контракта, воспользовавшись ее слабым знанием английского. На заседании Ольга делала вид, что совсем не понимает язык, поэтому легко выиграла дело и получила аннулирование пятилетнего контракта. Громкий инфоповод сделал девушку героиней первых полос американских газет. И к тому же, дал ей свободу творчества.

Новый муж Ольги, по слухам, бил ее и злоупотреблял алкоголем. Не мог свыкнуться с мыслью, что его жена — звезда, пусть и во временном затишье, а он — никем не узнаваемый актер эпизодов. Супруги развелись, и Бакланова надолго исчезла с экранов.

В сентября 1931 года Ольга получила американское гражданство. Тогда же она поняла, что в кино ее явно больше не ждут, а значит, надо соглашаться на давнишние предложения театров Нью-Йорка. Было решено переезжать туда с четырехлетним сыном. Бакланова снова стала много играть в спектаклях, гастролировала по всей Америке и Европе. А в 1940-х еще и начала выступать в знаменитом нью-йоркском ресторане Russian Tea Room, где пела романсы.

Считается, что во время своего американского путешествия с Баклановой познакомился и Александр Вертинский. Об этом говорит его «Холливудская песенка» о кинозвезде, купающейся в лучах обожания.

Getty Images

Примерно в то же время она встретила и вышла замуж за Ричарда Дэвиса, русско-еврейского бизнесмена. В Нью-Йорке он был одним из главных торговцев антиквариатом и искусством вроде картин Тициана и Веронезе. А еще ему принадлежал театр Fine Arts Theatre, двери которого соседствовали с входом в отель Plaza. В залах этого театра премьеры устраивали Феллини, Висконти и Пазолини. Так что, благодаря новому мужу Бакланова продолжила крутиться в мире важных кинодеятелей. Дэвис был безгранично влюблен в супругу и окружил ее богатством, по которому Ольга уже успела соскучиться. Взамен на материальное благополучие Ричард попросил Бакланову оставить сцену. Но ее кажется, это нисколько не смущало. Серьезных рабочих предложений она уже давно не получала.

Молодой муж часто уезжал в Париж. Говорил, что по работе, а знакомые шептались, что во французской столице у Дэвиса сразу несколько любовниц. Бакланова и на это закрывала глаза. В итоге, супруг уговорил ее переехать в Париж, где она много лет жила в роскошных отелях.

Последней большой работой Баклановой стала роль в провокационном фильме «Уродцы». Лента рассказывает о цирке бродячих артистов, каждый из которых страдает особенным недугом. Для 1940-х годов кино было слишком скандальным, поэтому его быстро запретили к показу. Но через пару лет достали из архивов, признали национальным достоянием США и в 1994 году даже включили в Национальный кинореестр Библиотеки Конгресса. До сих пор этот фильм подробно изучают на всех курсах по истории кино.

Ольга Бакланова на афише фильма «Уродцы»

Getty Images

Спустя много лет брака, Ричард, который был гораздо младше Ольги, решил, что стареющая жена ему не нужна и подал на развод. А чтобы хоть как-то загладить вину перед брошенной женщиной, оплачивал ее жизнь в Швейцарии. Там Бакланова и провела последние годы жизни, скончавшись в 78 лет после продолжительной болезни Альцгеймера.