Почему нельзя пропустить фильм «Ford против Ferrari»

Наш инсайдер из мира кино Юлия Чарышева-Лоло посмотрела все новинки проката, выбрала для вас лучшую и рассказывает о том, почему фильм Джеймса Мэнголда должен стать триумфатором ближайшего сезона наград.
«Ford против Ferrari» с Кристианом Бэйлом и Мэттом Дэймоном

В эти выходные на российские экраны выходит несколько достойных внимания проектов, включая масштабный «Мидуэй» Роланда Эммериха, «Грех» Андрея Кончаловского, «Хороший лжец» с Хелен Миррен и даже попытку перезапуска «Ангелов Чарли», которую отважно предприняла Элизабет Бэнкс. И в такие выходные перед зрителем всегда стоит непростая задача — выбрать один проект, который обязательно стоит посмотреть на большом экране в первый же уикенд проката. Расскажу, почему именно «Ford против Ferrari», на мой взгляд, является главной премьерой этого уикенда.

Начну с того, что фильм основан на реальных событиях. К середине 60-х годов Ford был главным производителем автомобилей для среднего класса. Но Генри Форд II, внук гениального основателя автомобильного концерна, мечтал о большем, и, конечно же, главным раздражителем для него был Энцо Феррари, чьи автомобили из года в год выигрывали самую престижную гонку в мире — 24-часовой заезд Le Mans во Франции. И это несмотря на то, что Ferrari находился на грани банкротства и выпускал, по самодовольному заявлению одного из руководителей компании конкурента, в год автомобилей меньше, чем Ford в день. Ли Якокка, много лет спустя ставший легендой американского менеджмента, на тот момент руководил продажами «Форда». Ему и принадлежала идея выйти за рамки автомобильного масс-маркета и создать автомобиль, который наконец-то выиграет для Ford заветный титул чемпиона. У концерна на тот момент уже имелся Mustang, но и он, по словам одного из главных героев фильма, был скорее «машиной для секретарш», но никак не элитным спортивным автомобилем. А в те годы, да, пожалуй, и в наши дни, для тех, кто может позволить себе спорткар за несколько сотен тысяч долларов, главный стимул продаж можно описать так: «пришел первым в воскресенье, в продаже с понедельника». Такая коммерческая перспектива и, конечно, возможность отправить Ferrari на второе место не могла не впечатлить Генри Форда II, и он дал добро на создание такого автомобиля, независимо от того, во сколько ему это обойдется.

События следующих нескольких месяцев и легли в основу сюжета, над которым работал сценарист «007: Спектра». Несмотря на то, что эта же история подробно рассказана в книге Э.Дж. Бэйна «Go Like Hell: Ford, Ferrari and Their Battle for Speed and Glory at Le Mans» 2009 года, создатели фильма заверяют, что вдохновлялись архивными материалами. Для создания GT40, автомобиля, завоевавшего для компании Ford место в высшей лиге автопрома, пригласили Кэрролла Шелби, на тот момент единственного американца, сумевшего победить на гонке «24 часа Ле Мана», правда, за рулем Aston Martin. К тому моменту, когда разворачиваются события фильма, Шелби из-за проблем с сердцем вынужден был отказаться от участия в гонках и сам занялся автомобилестроением, подарив миру легендарный спорткар Cobra. Роль амбициозного гонщика, ставшего не менее амбициозным бизнесменом, играет обладатель «Оскара» и «Золотого глобуса» Мэтт Дэймон, и, мне кажется, эта роль стала одной из сильнейших в его карьере.

Разумеется, Шелби понимает, что для создания спорткара, который сможет лишить Ferrari титула короля автомобильных гонок, ему нужна команда сильнейших специалистов. Ford предоставляет ему инженеров, работавших над проектом для NASA, а сам Шелби приглашает своего давнего партнера Кена Майлза. Роль англичанина с непростым характером и чересчур британским акцентом, живущего в Лос-Анджелесе, играет обладатель «Оскара» за роль второго плана и двух «Золотых глобусов» Кристиан Бэйл. Что интересно, готовясь к съёмкам, актер прошёл курс вождения винтажных спорткаров. Для этой роли Бэйлу пришлось скинуть 30 кг, чтобы усилить сходство с реальным Кеном Майлзом. Напомню, что в прошлом году для роли Дика Чейни в байопике «Власть» Кристиан Бэйл набрал больше 20 кг, а между съёмочными периодами этих проектов прошло чуть больше семи месяцев.

Надеюсь, что образ Кена Майлза подарит актеру заветный «Оскар» за главную мужскую роль, несмотря на то, что в этом сезоне наград ему явно составит конкуренцию также сильно похудевший для роли Джокера Хоакин Феникс. Сейчас почти невозможно представить, что изначально главные роли в этом проекте собирались играть Том Круз и Брэд Питт. В этом году «Ford против Ferrari» — это уже третий фильм после «Однажды в Голливуде» Тарантино и «Ирландца» Скорсезе, где играют две очень большие звезды, и абсолютно невозможно определить для себя, кто же из них делает это лучше.

В режиссерском кресле драмы «Ford против Ferrari» — Джеймс Мэнголд, который в 2001 году заставил добрую половину планеты влюбиться в Хью Джекмана в «Кейт и Лео», а два года назад — рыдать о погибшем Логане все с тем же Хью Джекманом в роли Росомахи. Именно он снял Тома Круза в, кажется, единственной в фильмографии актера комедии «Рыцарь дня» с Кэмерон Диаз. В истории о противостоянии старого и нового миров в лице бывшего гонщика Энцо Феррари и Генри Форда II режиссер блестяще работает с актерами, и не только с главными звездами. На роль жены Кена Майлза он пригласил Катрину Балф, звезду сериала «Чужестранка» (Outlander), номинированную за него на «Золотой глобус» четыре раза подряд. Питера, сына Кена Майлза, играет Ноа Джуп, мальчик из «Тихого места», режиссёрского дебюта мужа Эмили Блант Джона Красински. К слову, имя этого 14-летнего актера часто упоминалось в прессе этой зимой после того, как «Honey Boy» по автобиографичному сценарию Шайи ЛаБафа завоевал специальный приз жюри в Сандэнсе. Ноа Джуп играет в картине ЛаБафа в детстве. Роль высокомерного Генри Форда II досталась Трэйси Леттсу, которого вы можете помнить по роли отца Леди Берд. А образ Ли Якокки режиссер поручил невероятно харизматичному Джону Бернталла, который, кстати, обучался актёрскому мастерству в Школе-студии МХАТ.

Роль Энцо Феррари сыграл Ремо Джироне, но справедливости ради стоит сказать, что «Ford против Ferrari» скорее про Форда, нежели про Феррари: легендарный итальянец появляется в фильме лишь в нескольких сценах.

Не сомневаюсь, что любители кино и автомобильных гонок могут скептично отнестись к моему ощущению того, что «Ford против Ferrari» — лучший фильм об автомобильных гонках. А как же многомиллионный фильм «Ле Ман» 1971 года, в котором герой Стива Маккуина гонял за победу в 24 часах Ле Мана на Porsche? К тому же тот фильм снимали во время гонки в Ле Мане 1970 года, а гонщики Лиге и Уильям, пилотировавшие Porsche, вооружившись тремя камерами, попали в книгу рекордов Гиннеса, как самые быстрые кинооператоры. И тем не менее, я не видела фильма о гонках сильнее, чем «Ford против Ferrari». Джеймс Мэнголд смог снять большое кино, в первую очередь о людях, а гонка в Ле Мане служит лишь контекстом, в котором разворачивается глубокая драма. Зрителям, далеким от технических деталей процесса создания легендарного автомобиля Ford GT40, режиссер не дает заскучать ни минуты, рассказывая подробности с помощью неожиданных реплик жены Кена Майлза, и разговора гонщика с сыном. К слову, первая попытка участия нового автомобиля в гонке, обернувшаяся провалом, в фильме не показана, о ней мы узнаем по радио, а его слушает Майлз, которого не взяли во Францию, предпочтя гонщика с более легким характером. Не менее интересно наблюдать и за корпоративными интригами, без которых не обошлось даже в Ле Мане. Джош Лукас потрясающе сыграл Лео Биби, одного из руководителей Ford, которому мы обязаны главной драмой Ле Мана. И, конечно, операторская работа Фидона Папамайкла, которому одинаково хорошо удаются и короткометражки для Nespresso c Джорджем Клуни, и полнометражные драмы, в этом фильме виртуозна. Картинка «Форда против Феррари» настолько яркая и наполненная движением, что смотреть его непременно нужно на большом экране (и желательно в оригинале с субтитрами, чтобы полностью почувствовать атмосферу). Я не раз поймала себя на мысли, что после фильма так и хочется утопить педаль газа в пол и протестировать, на что же способны лошадиные силы моего автомобиля, но двойной финал словно предупреждает, что не стоит этого делать, ведь высокие обороты не всегда готовы подчиниться даже сильнейшим.

Думаю, что вряд ли ошибусь, если выскажу мнение о том, что «Ford против Ferrari» однозначно станет одним из главных участников сезона кинонаград в этом году и, надеюсь, победит в главных номинациях.

Фото: Архивы пресс-службы