Каждый год мы обещаем себе, что будем меньше времени тратить на социальные сети, но тренды, очевидно, играют против нас. У визионеров и трендсеттеров новое увлечение — платформа Clubhouse, которая пока действует по принципу закрытого клуба. И будьте уверены — скоро там окажется значительная часть ваших друзей (половина завсегдатаев светской хроники Tatler уже там). Но прежде чем бросать все и писать в сториз клич с просьбой прислать вам инвайт, почитайте, что к чему.
Clubhouse создан бывшими разработчиками Google и выпускниками Стэнфорда Полом Дэвисоном и Роганом Сэтом еще в первой половине прошлого года. Приложение развивалось постепенно и сначала не вызывало ажиотажа. Пока там не зарегистрировался Илон Маск. 31 января уже этого года он в твиттере анонсировал свое выступление в Clubhouse и оставил ссылку на пригласивший его клуб Good Time. Вопреки формальным правилам платформы интервью с Маском было записано и выложено на YouTube (иначе все желающие не смогли бы послушать основателя Tesla и SpaceX). Пошла цепная реакция. На 31 января, по данным РБК, пришелся пик загрузок приложения в мире. Российская аудитория, по информации того же издания, пока не превышает 10 тысяч пользователей, однако, судя по тому, как часто приходят уведомления о новых пользователях, она точно значительно растет с каждым днем.
Как это работает?
Сейчас Clubhouse представляет собой платформу, состоящую из закрытых и открытых комнат и клубов по интересам. Любой зарегистрированный пользователь может создать свою публичную комнату и пригласить туда коллег или друзей, чтобы обсудить волнующую тему. Дискуссия ведется в формате аудио — участники по очереди берут слово и делятся мнением и опытом. Порядок выступлений обычно определяют модераторы — они особенно нужны, когда собеседников много.
Темы комнат и клубов могут быть разные — от бизнеса и политики до юмора, медитации и саморазвития. Приложение просит у новых пользователей определиться с интересами, чтобы лучше подбирать релевантные для них сообщества. Также хорошо работает поиск — можно найти и конкретного человека, и клуб.
В российской части Clubhouse уже появилось свое собственное сообщество русскоязычных спикеров, которое называется The Dacha. В нем организуются сессии с участием экспертов — можно послушать про маркетинг, венчурные фонды, политику. The Dacha основали дизайнер Анастасия Давыдова-Льюис и бизнес-консультант Мэттью Льюис. Сейчас у клуба больше 2,6 тысячи фолловеров.
Финансист Ян Яновский зарегистрировался в Clubhouse еще в начале октября 2020 года — среди русских он был одним из первых. Его пригласила известная американская художница японского происхождения Дрю Катаоки. Ян — один из немногих татлеровских героев, кто давно чувствует себя в социальной сети как рыба в воде и уже разобрался, какую пользу для себя вынести. Вот что он рассказывает: «Это очень интересный формат. Во-первых, все понимают, что это off the record — то, что происходит в Clubhouse, обычно там и остается. Случай с Илоном Маском, разумеется, идет вразрез с ценностями, которыми проект наполнили его создатели. Для них важно, чтобы все было в моменте, чтобы спикеры могли свободно говорить то, что думают. При этом, когда я пришел, еще не было закрытых комнат, в каждую мог зайти любой. Сейчас настройки приватности меняются, это, конечно, проблема роста платформы. Во-вторых, система инвайтов. В этом, конечно, есть доля маркетинга, но она также важна в плане передачи ценностей. Опция приветствия новых пользователей, когда создается отдельная комната, в которой ваши друзья могут рассказать про социальную сеть, сделана не зря. Такой onboarding мне и моей жене Лене Фейгин в октябре устроила Дрю Катаоки. Я тоже, когда зову друзей, стараюсь оставлять время, чтобы сделать им небольшую экскурсию по приложению».