Почему социальная сеть Clubhouse наделала столько шума и что о ней думают герои Tatler

Это запущенное в апреле 2020 года приложение по степени желанности может соревноваться с билетом на Мальдивы — благодаря Илону Маску. Рассказываем, что такое Clubhouse и почему все хотят туда попасть.
Почему социальная сеть Clubhouse наделала столько шума и что о ней думают герои Tatler

Каждый год мы обещаем себе, что будем меньше времени тратить на социальные сети, но тренды, очевидно, играют против нас. У визионеров и трендсеттеров новое увлечение — платформа Clubhouse, которая пока действует по принципу закрытого клуба. И будьте уверены — скоро там окажется значительная часть ваших друзей (половина завсегдатаев светской хроники Tatler уже там). Но прежде чем бросать все и писать в сториз клич с просьбой прислать вам инвайт, почитайте, что к чему.

Clubhouse создан бывшими разработчиками Google и выпускниками Стэнфорда Полом Дэвисоном и Роганом Сэтом еще в первой половине прошлого года. Приложение развивалось постепенно и сначала не вызывало ажиотажа. Пока там не зарегистрировался Илон Маск. 31 января уже этого года он в твиттере анонсировал свое выступление в Clubhouse и оставил ссылку на пригласивший его клуб Good Time. Вопреки формальным правилам платформы интервью с Маском было записано и выложено на YouTube (иначе все желающие не смогли бы послушать основателя Tesla и SpaceX). Пошла цепная реакция. На 31 января, по данным РБК, пришелся пик загрузок приложения в мире. Российская аудитория, по информации того же издания, пока не превышает 10 тысяч пользователей, однако, судя по тому, как часто приходят уведомления о новых пользователях, она точно значительно растет с каждым днем.

Как это работает?

Сейчас Clubhouse представляет собой платформу, состоящую из закрытых и открытых комнат и клубов по интересам. Любой зарегистрированный пользователь может создать свою публичную комнату и пригласить туда коллег или друзей, чтобы обсудить волнующую тему. Дискуссия ведется в формате аудио — участники по очереди берут слово и делятся мнением и опытом. Порядок выступлений обычно определяют модераторы — они особенно нужны, когда собеседников много.

Темы комнат и клубов могут быть разные — от бизнеса и политики до юмора, медитации и саморазвития. Приложение просит у новых пользователей определиться с интересами, чтобы лучше подбирать релевантные для них сообщества. Также хорошо работает поиск — можно найти и конкретного человека, и клуб.

В российской части Clubhouse уже появилось свое собственное сообщество русскоязычных спикеров, которое называется The Dacha. В нем организуются сессии с участием экспертов — можно послушать про маркетинг, венчурные фонды, политику. The Dacha основали дизайнер Анастасия Давыдова-Льюис и бизнес-консультант Мэттью Льюис. Сейчас у клуба больше 2,6 тысячи фолловеров.

Финансист Ян Яновский зарегистрировался в Clubhouse еще в начале октября 2020 года — среди русских он был одним из первых. Его пригласила известная американская художница японского происхождения Дрю Катаоки. Ян — один из немногих татлеровских героев, кто давно чувствует себя в социальной сети как рыба в воде и уже разобрался, какую пользу для себя вынести. Вот что он рассказывает: «Это очень интересный формат. Во-первых, все понимают, что это off the record — то, что происходит в Clubhouse, обычно там и остается. Случай с Илоном Маском, разумеется, идет вразрез с ценностями, которыми проект наполнили его создатели. Для них важно, чтобы все было в моменте, чтобы спикеры могли свободно говорить то, что думают. При этом, когда я пришел, еще не было закрытых комнат, в каждую мог зайти любой. Сейчас настройки приватности меняются, это, конечно, проблема роста платформы. Во-вторых, система инвайтов. В этом, конечно, есть доля маркетинга, но она также важна в плане передачи ценностей. Опция приветствия новых пользователей, когда создается отдельная комната, в которой ваши друзья могут рассказать про социальную сеть, сделана не зря. Такой onboarding мне и моей жене Лене Фейгин в октябре устроила Дрю Катаоки. Я тоже, когда зову друзей, стараюсь оставлять время, чтобы сделать им небольшую экскурсию по приложению».

Помимо тематических сообществ в Clubhouse можно найти ситуативные дискуссии, которые пользователи создают, что называется, на злобу дня. Например, манифест режиссера Константина Богомолова о новой этике горячо обсуждался и в Clubhouse — благо политика проекта о том, что нельзя делать записи и публиковать их на сторонних ресурсах, располагает к свободному обмену самыми разными мнениями. В англоязычных комнатах подслушивают, как стартаперы Кремниевой долины обмениваются новыми идеями, и неожиданно для себя натыкаются на выступление Марка Цукерберга. Что важно, любой участник, не входящий в состав спикеров, имеет небольшой шанс присоединиться к любой беседе — для этого нужно нажать «поднять руку» и дождаться одобрения модератора.

Попасть в социальную сеть сейчас можно с помощью приглашения или в порядке живой очереди, но тогда придется долго ждать (судя по отзывам в AppStore, не одну неделю). Во втором случае вам также могут помочь зарегистрированные друзья — Clubhouse использует для этого списки контактов. Доступно приложение пока только для владельцев Apple.

Кого там можно найти?

Кроме Марка Цукерберга и Илона Маска к Clubhouse уже присоединились Эштон Катчер, который с недавних пор почти не снимается и инвестирует в стартапы, актер Джаред Лето, герой нашей январской обложки шаман Дурек, креативный директор Off-White Вирджил Абло. Российскую диаспору представляют предприниматель Игорь Рыбаков, бывший советник президента по развитию интернета Герман Клименко, студентка Британской высшей школы дизайна Дина Немцова, венчурный инвестор Мария Дрокова, художник Покрас Лампас и многие другие.

Нужен ли инвайт?

Зависит от того, какие у вас цели, потому что мнения о Clubhouse существуют диаметрально противоположные. Кто-то, зарегистрировавшись, сразу удалил приложение, не найдя в нем для себя ничего полезного. Кто-то ежедневно проводит там по несколько часов, участвуя в дискуссиях. Например, комната «Кто такая и зачем нужна Настя Ивлеева», открытая 11 февраля, еще долго держалась и после того, как ее покинула сама agentgirl.

По словам Яновского, ему нравится слушать дискуссии о философии и медитации, сам он участвует в сессиях клубов The Dacha и Startup Club, который организовали предприниматели Кремниевой долины, и дискуссиях членов Young Global Leaders. «Я даю лекции по темам ведения переговоров и наследия. Однажды у меня в гостях был Эштон Катчер», — признается Яновский. Найти новые бизнес-контакты через Clubhouse финансисту пока не удалось, однако, как он отмечает, многие слушатели подписались после выступления на его инстаграм.

«Для меня эта платформа скорее источник вдохновения, там у меня нет четкой стратегии, которая есть в инстаграме. По сути, это те же подкасты, только с возможностью встрять в разговор и задать вопрос. Но если инстаграм — это игла, то я пока не понимаю, насколько игла для меня Clubhouse», — подводит черту Яновский.

Может ли быть польза для бизнеса?

Первые шаги в изучении новой площадки сделала и Ирина Зарькова. О приложении она узнала от своей сотрудницы несколько дней назад. «Мы там сразу собрались, пообщались, увидели много знакомых. Все говорят, что сейчас в Clubhouse очень качественная публика», — рассказала Ирина.

Директор по коммуникациям White Rabbit Family надеется, что социальную сеть можно будет использовать по работе: «Если она войдет в наш обиход, можно будет собирать там журналистов, чтобы ответить на комментарии, или общаться с коллегами, как мы это делали по зуму. Посмотрим, насколько будет удобно вести аудиокоммуникацию, потому что я совсем не сторонница такого формата. Но плюс в том, что дискуссию можно организовать из любого места. Когда у всех будет доступ, можно будет собрать подписчиков и ответить на вопросы, что-то рассказать». Правда, пока таких планов у Зарьковой нет. «Я пользуюсь инстаграмом и немного фейсбуком — только по работе. Понятно, что инстаграм сейчас главный инструмент продвижения, в том числе и ресторанов. Мне его хватает. Не факт, что какой-то новый проект у меня приживется», — сомневается Ирина.

Подводные камни

Даже если вы в лагере Яна Яновского и точно знаете, что Clubhouse может быть полезен для вас в каком-то виде, стоит знать, что к приложению сейчас существуют и довольно насущные вопросы. Американский Forbes не так давно выпустил лонгрид на тему того, что у Clubhouse есть проблемы с приватностью. И это с учетом системы приглашений и формального запрета на запись разговоров. Аргументы у издания следующие: во-первых, приложение имеет доступ к контактам пользователей, а значит — к именам и номерам телефонов еще не зарегистрированных пользователей. Во-вторых, сам сервис записывает все, что происходит в комнате, чтобы решать спорные вопросы, касающиеся недопустимого поведения. Представители, впрочем, опровергают, что хранят эти данные дольше, чем нужно, или используют их в каких-то других целях. В-третьих, политика конфиденциальности Clubhouse пока доступна только на английском языке, что совсем не учитывает растущую мировую аудиторию.

Перспективы

Наконец, все активнее обсуждается будущее проекта, поскольку одного одобрения Илона Маска может быть мало для массовой популярности. Сильный ажиотаж и чувство FOMO у большого количества продвинутых пользователей социальных сетей спровоцировало появление черного рынка, на которых приглашения можно купить за символическую сумму. Это уже само по себе разбивает манящий флер закрытого клуба. К тому же в планах у создателей проекта сделать его общедоступным — это должно произойти в ближайшее время, после следующего раунда инвестиций. Тогда, скорее всего, у Clubhouse изменится функционал — чтобы зацепить большее количество людей и, возможно, сохранить какую-то приватность. Большой вопрос, понравится ли он старожилам.

Разумеется, в воздухе висит и подозрение, что в скором времени там появятся инструменты монетизации — реклама, встроенные покупки или что-то другое. Яновский, который лично общается с создателями Clubhouse, отчасти разделяет эти опасения, но верит, что у приложения большие перспективы: «Конечно, есть вопросы к тому, какой формат примет монетизация. Это бизнес, и он должен зарабатывать. Может, появится реклама или платная подписка на топовые группы. Мы с основателями часто обсуждаем, куда движется проект. Классно то, что у них нет четкого видения, что они идут маленькими шагами. Они готовы менять свои рельсы и прислушиваться».

Фото: getty images