Фарах Пехлеви: последняя императрица Ирана, чья удивительная жизнь легла в основу балета с Дианой Вишневой

21 декабря 1959 года юная Фарах вышла замуж за шаха Ирана Мохаммед Реза Пехлеви. По этому случаю вспоминаем биографию восточной правительницы.
Фарах Пехлеви последняя императрица Ирана чья удивительная жизнь легла в основу балета с Дианой Вишневой

В конце 1950-х годов шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви был озабочен поиском третьей жены, которая могла бы подарить ему наследника. Первая жена правителя, принцесса Египта Фавзия Фуад, сбежала от него через шесть лет после свадьбы, успев родить в этом браке дочь. Вторая жена, дочь иранского дипломата Сорайя Исфандияри-Бахтиари, мужа очень любила, но была бесплодна, поэтому в 1958 году вынужденно согласилась на развод. На следующий год шах отправился с визитом в Париж, где в посольстве давал прием в честь иранских студентов-стипендиатов, обучающихся во Франции. Среди них была юная Фарах Диба, наследница знатного азербайджанского рода, проживающего в Иране. Ее отец был офицером, но умер довольно рано, после чего его вдова и дети потеряли состояние и вынуждены были вести скромный для аристократов образ жизни. Мать Фарах всегда мечтала о лучшем будущем для своей дочери, поэтому отправила ее учиться в Париж, там девушка изучала архитектуру.

Шейху было достаточно всего нескольких встреч, чтобы решиться на предложение, от которого студентка и не думала отказываться. Фарах была на 20 лет младше своего избранника, но их брак действительно был заключен по любви. 21 декабря 1959 года молодая невеста предстала перед мужем и высокопоставленными гостями в роскошном платье, сшитом для нее домом Dior под руководством Ива Сен-Лорана. Десять месяцев спустя Фарах выполнила свою главную миссию — родила наследника престола, принца-шахзаде Резу Пехлеви. В течение следующих десяти лет у супругов родилось еще трое детей: принцесса Фарахназ, принц Али Реза и принцесса Лейла. А в 1967 году Фарах официально стала императрицей Ирана, шахбану Фарах Диба Пехлеви. Подобного в стране не происходило с VII века.

Фарах и Мохаммед-Реза Пехлеви в Париже, 1970 год

Будучи супругой шаха, Фарах активно занималась благотворительностью и просвещением, а также собирала искусство, как традиционное персидское, так и непривычные для соотечественников современные полотна и скульптуры.

Счастливая семейная жизнь Фарах и Мохаммеда длилась около 20 лет. В 1979 году Исламская революция заставила их навсегда бежать с родины — в Египет, где через полтора года шах умер от онкологии. Затем Фарах с детьми укрылась в Соединенных Штатах Америки по приглашению президента Рональда Рейгана. Сейчас Фарах 82 года, она живет между Парижем и Вашингтоном, предпочитая, конечно, город своей юности.

В 2019 году удивительная история Фарах Пехлеви получила новое прочтение в весьма неожиданном месте, в Перми, на сцене местного Театра оперы и балета. Алексей Мирошниченко выступил главным создателем — хореографом, постановщиком и автором либретто — одноактного балета «Шахерезада» на музыку Римского-Корсакова. В основе сюжета — судьба последней императрицы Ирана. Ее партию исполняет Диана Вишнева. Мохаммеда танцует Марсело Гомес, премьер Дрезденской государственной оперы и Балета Сарасоты.

Диана Вишнева и Марсело Гомес

Мохаммед Реза и Фарах Пехлеви с сыном в день коронации шахбану, 1967 год

«Когда ты играешь человека, а он — твой современник и может тебе позвонить по телефону и рассказать о своих впечатлениях от спектакля, а после этого ты можешь с ним встретиться, — такое, наверное, случается один раз в жизни, если случается вообще», — делится впечатлениями от работы прима Мариинского театра. Фарах Пехлеви, конечно же, заранее знала, что ее историю планируют рассказать в танце. Императрица была приятно удивлена и захотела познакомиться с автором и исполнительницей главной партии.

«Бук­валь­но перед самым закрытием границ на карантин у нас с Алексеем получилось с ней встретиться, — вспоминает Вишнева. — Она невероятно элегантна, излучает свет. Фарах провела с нами два с половиной часа, хотя до этого у нее были какие-то встречи, интервью. И благодарила нас невероятно. После этого мы подарили ей диск, и она позвонила через некоторое время и рассказала, что собрала свой самый ближний круг, устроила просмотр и была еще больше потрясена. Сказала, что хочет показать теперь балет в Париже, но, как видите, все немножко поменялось».

Фарах часто называли Жаклин Кеннеди с Ближнего Востока, конечно же, за ее стиль. Для восточной императрицы одежда служила не только символом власти или индикатором определенного статуса, но и была смелым заявлением. В 1960-е годы Пехлеви критиковали за угодничество Западу, а ее наряды называли слишком вызывающими, зато сейчас превозносят за смелость и феминистический посыл. Фарах одевалась совершенно по-европейски и вела за собой миллионы соотечественниц. В балете способность Фарах всегда выглядеть великолепно тоже нашла отражение — Диана Вишнева за час демонстрирует зрителям девять разных образов: «И некоторые я должна поменять за полминуты-минуту», — интригует балерина. В одной из мизансцен, где действие происходит в 1960-е, балерина одета в костюм и шляпку-таблетку в стиле Chanel: «Костюмы, с одной стороны, подобраны исторические, а с другой — ткани эластичные, чтобы в них было удобно танцевать. Потом на сцене мы переодевались в огромные тяжелые короны, выходило несколько человек — и одевали нас в платья прямо перед зрителем».

Мохаммед-Реза и Фарах Пехлеви. Иран, 1965 год

Для Алексея Мирошниченко это первый балет, в котором он обходится без пуантного танца — главные партии танцоры исполняют босиком. Желание поработать с Дианой Вишневой возникло у хореографа еще задолго до постановки «Шахерезады». Они знакомы со школы, много лет знают друг друга, и сотрудничество в рамках подобного проекта было лишь вопросом времени. Затем необходима была идея — самое сложное при работе над балетом. Когда она была найдена, началась дальнейшая «обкатка» — это заняло два года, притом что сам балет идет час, а музыки чуть больше сорока минут. «Для того, чтобы вписать целую жизнь в этот хроно­метраж, в эти четыре части симфонической сюиты Римского-Корсакова, нужно было изучить море информации об этой женщине. Было перечитано очень много, изучена ее биография, пересмотрено множество документальных фильмов», — вспоминает Мирошниченко.

К своей главной героине автор балета относится с уважением и пиететом, а название «Шахерезада», отсылающее к сказкам «Тысячи и одной ночи», объясняет так: «Все, что связано с жизнью Фарах Пехлеви, с точки зрения современного человека можно назвать сказкой. Потому что в современном мире, когда большин­ство монархий и империй прекратили свое существование, король, королева, шахиня («шахбану») — это для нас что-то из разряда сказок. Тем более что Фарах Пехлеви была не номинальной королевой, это была полновластная правительница. Мало того, чтобы укрепить династию и монархию, шах решил короновать Фарах Пехлеви. Это единственная коронованная женщина в персидской истории после VII века. Если бы правитель умер или стал недее­способным, а наследник не достиг совершеннолетия, она могла принять власть, быть регентом. То есть это реальная политическая фигура».

Вам также может быть интересно:

Фарах Пехлеви — вдовствующая императрица Ирана и покровительница современного искусства

Фавзия Фуад: бывшая королева Ирана, последняя принцесса Египта и икона стиля XX века

Диана Вишнева

Мохаммед-Реза и Фарах Пехлеви. Франция, 1961 год

Диана Вишнева и Марсело Гомес

Фарах Пехлеви. Берлин, 1967 год

Фото: Context. Diana Vishneva