Екатерина Солоцинская — о силе российского эйджизма на примере инстаграм-скандала с обнаженными фотографиями «40+»

Филолог, страстная путешественница и просто красивая женщина Екатерина Солоцинская специально для «Татлера» написала колонку на вечную для России тему: что все-таки женщина может, а что — не может, и кто ей судья.
Екатерина Солоцинская — о силе российского эйджизма на примере инстаграмскандала с обнаженными фотографиями «40»

Популярная русская забава «инстаграмный баттл» под конец уходящего 2019-го добралась и до темы вечной боли русских женщин – эйджизма (дискриминации по возрастному признаку). Зная лично участниц обоих лагерей и придерживаясь нейтралитета в битве, я все-таки решила порассуждать на заданную тему.

Несомненно, выкладывание фотографий собственного тела на просторы интернета является личным делом и правом каждого человека. Так же несомненным является тот факт, что делается это для получения одобрения окружающих, а следовательно, для повышения собственной самооценки (вряд ли кто-то запостит фото, имея тайное мазохистское желание получить поток негатива в свой адрес).

Принимая за константу эти два неоспоримых факта, дальше уже можно развлекаться с различными вариантами развития событий. Насколько оголенным может быть тело? Какая поза является вульгарной, а какая элегантно-эротичной? И главный вопрос – в каком возрасте какие части тела считается неприличным выставлять на всеобщее обозрение? Желание женщин нравиться заложено природой, и в нем нет ничего постыдного. Каждая реализует его по-своему. Но время диктует свои правила.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

В конце 19-го века на картинах импрессионистов куртизанку можно было безошибочно определить по чуть приподнятому подолу, открывающему лодыжку в чулке. Грандиозный скандал вызвал портрет 1884 года авторства Джона Сингера Сарджента дамы со спущенной бретелькой бального платья. Причем скандал был настолько сильный, что художнику пришлось-таки перерисовать злосчастную деталь, вернув ее на «приличное» место – плечо хозяйки, что уже не спасло ни его, ни ее от светской анафемы. При этом уже в двадцатые годы в том же свете дамы позволяли себе появляться перед гостями на декадентских вечеринках в своих поместьях абсолютно голыми, надев лишь бриллианты и взяв на поводок любимую пантеру.

5 июля 1946-го танцовщицей из Casino de Paris Мишлин Бернардини было явлено миру бикини, а в 1962 году девушка в открытом купальнике впервые появилась на обложке журнала (разумеется, это был Playboy). В те же шестидесятые девушки вышли с голыми ногами на улицы мира, надев мини-юбки.

В наше время границ дозволенного уже практически не существует – достаточно нарисовать крестики или поставить смайлики на интимные места, или просто наложить на них тени. Правда, в некоторых арабских странах даже открытое лицо женщины до сих пор считается табу. В разные времена недопустимой считалась совершенно различная степень женской оголенности, но правила были одинаковы для любого возраста. То, что считалось неприличным для взрослой дамы, было в равной мере неприличным и для юной особы.

"Мадам Икс", Джон Сингер Сарджент, 1884. (Credit: Wikimedia Commons)

Разделение женщин на возрастные группы и степени дозволенности в поведении либо в манере одеваться – отличительная особенность России. Все восхищаются 80-летними француженками, элегантно прикуривающими в парижском кафе и закидывающими ногу на ногу в юбке значительно выше колена, но такая же дама в любом городе нашей страны вызовет нездоровый ажиотаж многочисленных блюстителей нравственности, водящихся в изобилии на наших просторах.

По моим наблюдениям, чем интереснее и насыщеннее у человека собственная жизнь, тем меньше внимания он уделяет жизням других, и чем человек интеллигентнее и образованнее, тем менее он склонен осуждать. Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. До тех пор, пока это не мешает остальным, взрослый человек волен делать то, что считает нужным.

Лично я против крайностей. И ещё я категорически против лицемерия. Меня удивляет, когда на российских телеканалах, показывая картины великих мастеров, стыдливо размывают места первичных половых признаков мифологических героев, но при этом с удовольствием демонстрируют концерты так называемых «звезд» российской эстрады, хотя именно внешний вид, поведение и тексты песен многих из них – это то, что может серьезно повлиять на неокрепшую психику детей, а никак не оголенная грудь девушки с картины эпохи Возрождения.

По событиям мировой истории несложно проследить, что периоды величайшего разврата всегда заканчиваются периодами ханжеской нравственности. В России 21-го века эти две крайности умудряются сосуществовать. И пока Россия не придет к золотому правилу классической античности – умеренность во всем, думаю, мы будем свидетелями еще многих баттлов, участники которых будут на разрыв отстаивать крайности своих суждений.

Вам может быть интересно прочитать:

Ксения Собчак против всех: история инстаграм-скандала «40+»

Архив Tatler: эксклюзивное интервью Екатерины Песковой: "Я думала, Дима другой"

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Фото: Архив пресс-служб