Алия Григ о том, как миллиардеры соперничают в космосе

Наш новый колумнист размышляет, почему героям «Татлера» и целого мира мало.
Алия Григ о том как миллиардеры соперничают в космосе

Тридцать лет назад за звание первооткрывателя космоса соперничали СССР и США. Сегодня космическая гонка проходит между частными компаниями. Дело в том, что в шестидесятых ракеты принадлежали государствам. Правительства, пользуясь услугами генеральных подрядчиков, захвативших полный контроль над какой-либо аэрокосмической нишей, были монополистами космической отрасли. В СССР никто не мог отправить в космос Белку, если ее не утвердит партия. В Соединенных Штатах NASA рассматривалось скорее, как пропагандистское орудие в холодной войне, чем как институт стратегического развития.

Сейчас же ситуация противоположная. Штаты сделали ставку на развитие частного предпринимательства, создали программы государственной поддержки космического бизнеса и поменяли правила игры. Теперь освоение космоса в руках миллиардеров, которые сражаются за право сотрудничать с NASA и быть первым, кто и на Марс слетает, и конкурента в твиттере унизит. В их числе — Илон Маск, Джефф Безос и Ричард Брэнсон.

Алия Григ — футуролог и предпринимательница, которой удается привлекать сотни миллионов долларов инвестиций и запускать один успешный технологический стартап за другим. В сфере ее главных интересов: космос, искусственный интеллект и урбанистика. Другими словами, Алия — наш Илон Маск.

Зачем им это? Причин много: престиж, альтруизм, деньги, власть, честолюбие, гуманизм (подчеркните понравившуюся вам). Однако помимо очевидных факторов, нельзя сбрасывать со счетов стремление американцев стать ближе к звездам. Именно там — за небом — человек обретает абсолютную свободу и разрешает свои вечные вопросы. Поэтому в XIX веке богатые американцы финансировали строительство обсерваторий. Поэтому современные миллиардеры строят ракеты. Поэтому страницу Международной космической станции в инстаграме фолловят почти семь с половиной миллионов пользователей.

Текущий лидер космической гонки — Илон Маск. Основатель компании SpaceX, которая занимается разработкой и производством ракет-носителей, а также космических кораблей предназначенных для доставки людей и грузов на околоземную орбиту, — уже живая легенда. В 2015 году SpaceX заключила контракт с NASA на доставку грузов на Международную космическую станцию, а в 2020-м совершила невероятное. Запуск ракеты Crew Dragon стал первым в истории пилотируемым полетом частной компании. Раньше астронавты могли летать в космос только на российских «Союзах», теперь же у SpaceX есть шанс застолбить за собой место главного космического подрядчика NASA.

Ключевое отличие Маска от остальных устремленных в космос миллиардеров — решительный подход к вопросу освоения Вселенной. Он, настоящий шоумен, выбрал себе очень романтичную и понятную для большинства цель — в ближайшее десятилетие колонизировать Марс. И уже сделал для этого большое дело: назвал сына именем, которое бы органично смотрелось за пределами Земли, — X Æ A-12 (читается как «Экс Эш Эй-Твелв»). Удивительным образом Маск подружил в себе гения и артиста — его обожают.

Главный конкурент Маска — Джефф Безос. Основатель и глава Amazon во многих своих интервью признавался, что его главная страсть на сегодняшний день — аэрокосмическая компания Blue Origin, а цель — подготовить инфраструктуру для колонизации космоса людьми. Важное концептуальное новшество, предлагаемое командой Безоса — использование ракет-носителей многоразового использования. 9 мая 2019 года компания представила концепцию и прототип Blue Moon — многоразового аппарата для полетов на Луну. А к октябрю нынешнего года Blue Origin семь раз успешно запустила и приземлила одну и ту же ракету New Shepard. Эти события менее раскручены и обсуждаемы, чем действия Маска только по одной причине — Безос не устраивает перформансов. Он не ведет прямые трансляции запусков, не курит марихуану во время записи эфира и не пиарит собственную мать. Правда, на радость публике иногда троллит Маска в твиттере. Их переписки — это уже такая же классика, как маркетинговые битвы автомобильных брендов.

Следующий миллиардер с космическими амбициями — Ричард Брэнсон. Основатель Virgin Group и созданной в 2004 году Virgin Galactic изначально фокусировался на космическом туризме. Билеты на суборбитальный полет с Virgin Galactic стоили более $200 000, но пользовались спросом — звезды уровня Анджелины Джоли и Леди Гаги с удовольствием бронировали места в шаттле и гордо сообщали о своих планах прикоснуться к вечному. Предполагается, что специальный самолет-носитель станет поднимать космический челнок на стокилометровую высоту, дальше челнок отделится, совершит суборбитальный полет и приземлится. Старт и посадка — на обыкновенных аэродромах. Уже в этом декабре планируется испытательный запуск корабля SpaceShipTwo, а в следующем году должны начаться коммерческие полеты туристов.

Помимо туризма, Брэнсон также планирует экспансию на рынок спутников, летающих на низких орбитах, и занимается разработкой аппарата LauncherOne для этих целей. Первое испытание ракеты-носителя в мае 2020-го закончилось неудачей. Второй демонстрационный полет запланирован на 19 или 20 декабря. Интересно, что во время кризиса коммерсант Брэнсон делает ставку на развитие именно космических компаний. А это значит, что в космосе летает не только мусор, но и большие деньги.

2020 год стал поворотным во всех смыслах. Но если по большинству сфер он ударил болезненными ограничениями, то космическая индустрия сделала большой рывок. Удешевление запусков ракет приводит к заметному росту частных инвестиций в космические стартапы, а первый пилотируемый полет от частной компании — это точка бифуркации. Теперь космическая гонка развернется в полную силу. Когда человеку очень больно, ему сильнее всего хочется сбежать от себя. Миллиардеры-ракетостроители дают нам эту возможность.

Вам также может быть интересно:

Русский Илон Маск: как Алия Прокофьева отправит нас в космос

Фото: Архив пресс-службы