Блеск и торжественность императорского двора: как проходила церемония Высочайшего выхода

В Государственном историческом музее идет выставка «Придворный костюм середины XIX — начала ХХ века из собрания Государственного Эрмитажа». Рассказ исследователя моды Тима Ильясова об одной из наиболее торжественных церемоний императорского двора России — Большом выходе, производившем неизгладимое впечатление на иностранцев и заставлявшем трепетать высших сановников, — поможет вам настроиться на осмотр экспозиции.
Блеск и торжественность императорского двора как проходила церемония Высочайшего выхода

Ранее мы писали о придворных платьях, введенных в 1834 году Николаем I, в качестве обязательной «формы» для дам, прибывавших на торжества ко двору императора. Одним из важнейших и наиболее торжественных событий, предписывающих ношение придворного костюма, была церемония Высочайшего выхода, точнее церемонии, ибо существовали Большой и Малый выходы. Это было шествие императора и членов императорской фамилии из личных апартаментов через залы в церковь по случаю важных церковных праздников или семейных торжеств. Большой выход — это шествие в Большую церковь Зимнего дворца (или другого дворца, где находился император) при полном составе двора, Малый — менее многочисленное шествие в Малую церковь.

Золотая тысяча

К Большому выходу были обязаны явиться все обладатели придворных чинов и званий, члены Государственного совета, генералитет армии, флота и гвардии, офицеры, состоящие при великих князьях, а также фрейлины и статс-дамы. Помимо них, на выходах могли присутствовать чиновники высших классов, члены Святейшего синода, знатное духовенство, дипломаты, богатейшие российские и иностранные купцы. В общем, по залам дворца растягивалась толпа от нескольких сотен до нескольких тысяч человек, и все это были первые люди государства, стоящие друг за другом в четком порядке, определенном титулами и табелью о рангах. Находиться при Высочайшем выходе было огромной честью.

Сбор семьи

За полчаса до выхода члены императорской фамилии собирались в Малахитовом зале императорского дворца. До начала церемонии они обычно весело болтали между собой, но когда приходило время, надевали «маску торжественности». У входа в зал стояли одетые в парадные церемониальные костюмы арапы (тут нужно отметить, что российские церемонии в глазах западных гостей в целом выглядели крайне экзотично) — они открывали двери апартаментов государя и тем самым начинали шествие.

«Гербовый зал Зимнего Дворца», А.И. Ладюрнер

Придворный арап

Выставку в Государственном историческом музее, как и церемонию императорского выхода, открывают костюмы тех самых арапов. Чем обусловлено их обязательное присутствие при дворе, понять трудно. Если кратко — то была дань традиции. Темнокожие служители появились в Москве еще в первой половине XVII века при дворе первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича, и оставались неотъемлемой частью придворного церемониала вплоть до падения монархии. Екатерина Великая ввела даже специальную и обязательную церемониальную должность — придворного арапа.

В разное время арапов было от 8 до 20, это были весьма привилегированные служащие. Они дежурили непосредственно у дверей личных покоев императоров, то есть были близкими и доверенными служителями. Помимо церемониальных и торжественных функций, придворные арапы исполняли и другие обязанности. Например, именно они закупали подарки, которые клали под дворцовую елку. То было символом подношения даров волхвами, один из которых, по библейской легенде, пришел из Африки. Правда, придворные арапы чаще всего были все же не из Африки, а из США. Нередко они бежали с торговых кораблей, приплывающих в Петербург.

Зарплаты у придворных арапов были на несколько порядков выше, чем у других дворцовых служащих, и это не считая щедрых подарков к праздникам и роскошного церемониального наряда, который стоил в конце XIX века более 500 рублей (для сравнения, простой костюм — брюки и пиджак — обходился в 6-10 рублей). На должность придворного арапа существовал конкурс. Во-первых, претендент должен был быть высоким, во-вторых, темнокожим (персам и арабам, например, в этой должности отказывали), в третьих — христианином, желательно православным (впрочем, и католикам не отказывали), и, конечно, хотя бы немного говорить по-русски.

«Передняя во дворце», М.А. Зичи

Шествие

Но вернемся к торжественному выходу императора. Когда кортеж был образован, великие князья выстраивались за государем согласно порядку престолонаследия, великие княжны и княгини занимали места по рангу отцов и мужей.

Двери раскрывались, начиналось медленное шествие. Император и императрица входили в Концертный зал, где были выстроены гости, удостоенные чести оказаться «за кавалергардами». Первый зал шествия отделял пикет кавалергардов, в него допускались особенно привилегированные. Императорская чета приветствовала собравшихся, иногда император останавливался для разговора с одним из участников. Поймать фразу или приветствие государя для каждого присутствующего было большим личным успехом, который потом долго обсуждался.

В начале шествия все участники стояли лицом к императору, но по мере его прохождения по залам тоже встраивались в движение, строго по иерархии. За государем шли члены императорской фамилии, придворные дамы, затем по высоте ордена (в первую очередь) и чина (во вторую очередь) двигались сановники, министры, сенаторы, военная свита.

Дальше шествие проходило через Николаевский зал, где были выстроены офицеры гвардейских полков. За ними находились допущенные до церемониала лица из купечества и именитых горожан, на хорах — корреспонденты. В церковь допускались лишь члены императорской фамилии, особо важные сановники и гофмейстерины, то есть исключительно близкий круг.

Вся собравшаяся толпа ожидала окончания службы, к концу которой участники вновь занимали свои места строго по рангам. По окончании службы церемония повторялась в обратном порядке. Церемониал исполнялся в точности и не нарушался.

Представление во время выхода

Императорские выходы были возможностью лично обратиться к императору или быть ему представленным. Этим правом, впрочем, могли воспользоваться не все, а только военные и гражданские чины первых четырех классов, супруги полковников лейб-гвардии и некоторые другие. Также во время выходов представляли вновь назначенных фрейлин и дипломатический корпус.

Двор без церемоний

Пиком торжественных церемоний и расцветом «выходов» была эпоха Николая I. Начиная с царствования Александра II Большие выходы проводились все реже, а при Николае II дворцовые церемонии вовсе были сведены к абсолютному минимуму и окончательно прекратились по объективным причинам с началом Первой мировой войны.

«Парадный выход в Гербовом зале Зимнего дворца», О.Г. Шварц

Фото: Legion-media.ru/ Архив пресс-службы