Что нужно знать об униформе придворных дам

В Государственном историческом музее открылась выставка «Придворный костюм середины XIX — начала ХХ века из собрания Государственного Эрмитажа». Придворные платья как квинтэссенция торжественности и блеска впечатлили исследователя моды Тима Ильясова и вдохновили на подробный рассказ о них.
Что нужно знать об униформе придворных дам

Дамы стали участвовать в жизни российского двора при Петре I. До этого благородные женщины сидели в своих светлицах и даже на улицу без специальной надобности не выходили. Петр вывел их в свет и потребовал от них ношения платья с фижмами по французскому образцу. При Екатерине II следить за этим уже не было нужды. Жажда соответствовать европейскому стандарту была столь большой, что императрице, напротив, пришлось ее ограничивать из соображений здравого смысла и экономии, ибо порой на перья и туалеты спускались целые состояния (у французских портных для русских клиентов всегда был особый ценник). Так, Екатерина задумалась о введении единообразного платья в русском стиле для придворных дам и даже осуществила этот план, но обязательным оно так и не стало. «Униформа» для придворных дам прижилась только при младшем внуке Екатерины, Николае I.

Николай I, император-военный, стремился все унифицировать, приводить к стройности и единообразию. Форма была введена для всех гражданских и придворных чиновников (с различиями по табели о рангах), для студентов и, наконец, для придворных дам. Очевидно, что бесконечное соревнование в количестве рюшей, кружев, оборок и вышивки не соответствовало характеру императора, желавшего видеть во всем четкость и порядок. Николай I стал главным дизайнером своей эпохи, решив лично участвовать в разработке эскизов придворных костюмов.

Придворные дамские наряды, альбом 1834 года. Фрейлины императрицы в красном «сарафане» с белой юбкой, золотым шитьем и резным золотым кокошником.

Платья были сделаны на русский манер — распашными, с длинными отложными рукавами. Наряд состоял из четырех основных элементов: нижней юбки, верхней распашной юбки с длинным треном (шлейфом), лифа с отложными рукавами и кокошника. Платья императрицы, великих княгинь и княжон были парчовыми, придворных дам — бархатными.

Естественно, декор, рисунок вышивки и цвет платья были четко регламентированы по иерархии. Статс-дамам и камер-фрейлинам полагалось зеленое платье; наставницам великих княжон — синее; фрейлинам Ее Величества — пунцовое; фрейлинам великих княжон — светло-синее; гофмейстеринам при фрейлинах — малиновое. Дамы, не являющиеся придворными, также не могли явиться ко двору в чем заблагорассудится. Они тоже носили придворные платья, но могли самостоятельно выбирать декор и вышивку (правда, и тут не обошлось без существенных ограничений).

«Портрет неизвестной в придворном русском платье», П.Н. Орлов, около 1835, Государственный Эрмитаж

«Портрет фрейлины Софьи Васильевны Орловой-Денисовой», П.Н. Орлов, 1835, Государственный Эрмитаж

Николай I требовал беспрекословного и точного исполнения предписаний о придворных платьях и не терпел никакой самодеятельности. Любые отхождения от образца вызывали его гнев. В 1840 году на большом бале некоторые дамы решили вместо бархатных кокошников соорудить кокошники из цветов — Николай творческий подход не оценил и приказал министру двора разобраться с этим модным вольнодумием. В итоге всем петербургским дамам была разослана бумага, которую они подписывали, удостоверяя, что нарушать придворную форму не будут.

Платья называли «придворными доспехами» — сделанные из и без того тяжелого бархата, они были богато и плотно расшиты золотыми нитями и жемчугом. Полный комплект (плюс металлические пуговицы, корсет, нижнее платье, кокошник и украшения) мог весить больше десяти килограммов.

Введенное в 1834 году придворное платье просуществовало практически без изменений вплоть до революции. Дизайн был несущественно изменен в 1850-х, но далее оставался стабильным.

Портрет фрейлины императрицы Александры Федоровны, не ранее 27 февраля 1834 года. Неизвестный художник второй четверти XIX века.

На выставке в Государственном историческом музее представлено три неполных парадных комплекта, но даже в таком виде — без аксессуаров, расшитого кокошника и украшений — эти платья производят огромное впечатление. Теперь представьте гигантский зал, свет тысяч свечей в колоссальных хрустальных люстрах и несколько сотен дам в подобных нарядах. На их шеях — крупные колье, на головах — расшитые жемчугом и драгоценными камнями кокошники или тиары (если речь идет о членах императорской семьи), золотая вышивка искрится в свете, переливается тончайший газ, органза, парча и почти прозрачное кружево в отделке платьев. По другую сторону — мужчины в парадных военных или придворных мундирах, не гнущихся от количества золотого шитья. Камергеры, гофмейстеры, пажи, лакеи в торжественных мундирах. Ни один двор прошлого не мог состязаться в роскоши, величии и торжественности церемоний с русским.

Великие княжны Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна, 1913

Составить представление о торжественности дворцовых церемоний можно по фильму Александра Сокурова «Русский ковчег». Картина, снятая в Зимнем дворце одним кадром и уже ставшая классической, содержит сцену приема императором персидских посланников. Мужчины по одну сторону, дамы по другую, парадные мундиры, придворные платья, кавалергарды — церемонность эпохи Николая I во всем величии.

Императрица Александра Федоровна

Императрица Александра Федоровна

Придворное платье Великой княгини Ксении Александровны

Фото: Getty Images/ Legion-media.ru