Дамы стали участвовать в жизни российского двора при Петре I. До этого благородные женщины сидели в своих светлицах и даже на улицу без специальной надобности не выходили. Петр вывел их в свет и потребовал от них ношения платья с фижмами по французскому образцу. При Екатерине II следить за этим уже не было нужды. Жажда соответствовать европейскому стандарту была столь большой, что императрице, напротив, пришлось ее ограничивать — из соображений здравого смысла и экономии, ибо порой на перья и туалеты спускались целые состояния (у французских портных для русских клиентов всегда был особый ценник). Так, Екатерина задумалась о введении единообразного платья в русском стиле для придворных дам и даже осуществила этот план, но обязательным оно так и не стало. «Униформа» для придворных дам прижилась только при младшем внуке Екатерины, Николае I.
Николай I, император-военный, стремился все унифицировать, приводить к стройности и единообразию. Форма была введена для всех гражданских и придворных чиновников (с различиями по табели о рангах), для студентов и, наконец, для придворных дам. Очевидно, что бесконечное соревнование в количестве рюшей, кружев, оборок и вышивки не соответствовало характеру императора, желавшего видеть во всем четкость и порядок. Николай I стал главным дизайнером своей эпохи, решив лично участвовать в разработке эскизов придворных костюмов.
Платья были сделаны на русский манер — распашными, с длинными отложными рукавами. Наряд состоял из четырех основных элементов: нижней юбки, верхней распашной юбки с длинным треном (шлейфом), лифа с отложными рукавами и кокошника. Платья императрицы, великих княгинь и княжон были парчовыми, придворных дам — бархатными.
Естественно, декор, рисунок вышивки и цвет платья были четко регламентированы по иерархии. Статс-дамам и камер-фрейлинам полагалось зеленое платье; наставницам великих княжон — синее; фрейлинам Ее Величества — пунцовое; фрейлинам великих княжон — светло-синее; гофмейстеринам при фрейлинах — малиновое. Дамы, не являющиеся придворными, также не могли явиться ко двору в чем заблагорассудится. Они тоже носили придворные платья, но могли самостоятельно выбирать декор и вышивку (правда, и тут не обошлось без существенных ограничений).
Николай I требовал беспрекословного и точного исполнения предписаний о придворных платьях и не терпел никакой самодеятельности. Любые отхождения от образца вызывали его гнев. В 1840 году на большом бале некоторые дамы решили вместо бархатных кокошников соорудить кокошники из цветов — Николай творческий подход не оценил и приказал министру двора разобраться с этим модным вольнодумием. В итоге всем петербургским дамам была разослана бумага, которую они подписывали, удостоверяя, что нарушать придворную форму не будут.
Платья называли «придворными доспехами» — сделанные из и без того тяжелого бархата, они были богато и плотно расшиты золотыми нитями и жемчугом. Полный комплект (плюс металлические пуговицы, корсет, нижнее платье, кокошник и украшения) мог весить больше десяти килограммов.
Введенное в 1834 году придворное платье просуществовало практически без изменений вплоть до революции. Дизайн был несущественно изменен в 1850-х, но далее оставался стабильным.
На выставке в Государственном историческом музее представлено три неполных парадных комплекта, но даже в таком виде — без аксессуаров, расшитого кокошника и украшений — эти платья производят огромное впечатление. Теперь представьте гигантский зал, свет тысяч свечей в колоссальных хрустальных люстрах и несколько сотен дам в подобных нарядах. На их шеях — крупные колье, на головах — расшитые жемчугом и драгоценными камнями кокошники или тиары (если речь идет о членах императорской семьи), золотая вышивка искрится в свете, переливается тончайший газ, органза, парча и почти прозрачное кружево в отделке платьев. По другую сторону — мужчины в парадных военных или придворных мундирах, не гнущихся от количества золотого шитья. Камергеры, гофмейстеры, пажи, лакеи в торжественных мундирах. Ни один двор прошлого не мог состязаться в роскоши, величии и торжественности церемоний с русским.
Составить представление о торжественности дворцовых церемоний можно по фильму Александра Сокурова «Русский ковчег». Картина, снятая в Зимнем дворце одним кадром и уже ставшая классической, содержит сцену приема императором персидских посланников. Мужчины по одну сторону, дамы по другую, парадные мундиры, придворные платья, кавалергарды — церемонность эпохи Николая I во всем величии.
Фото: Getty Images/ Legion-media.ru