Что делать, если на вашу яхту напали пираты

Вы потратили миллионы на суперъяхту и прилагающиеся к ней игрушки? Можете начинать дрожать – в морях много пиратов, обычных и хакеров. Ограбят, возьмут в заложники, направят на рифы. Страшно? «Татлер» предлагает бояться вместе.
Как обезопасить яхту от пиратов опыт знаменитых владельцев суперъяхт

Вы на борту своей гигантской лодки, идущей по морю среди тропических островов. Колышутся листья пальм, пляжи соблазняют мельчайшим белым песком. Стюард мешает экзотические коктейли, вы на залитой солнцем палубе наслаждаетесь океанским бризом. И вдруг замечаете, что с командой что-то происходит. Все засуетились, занервничали. Яхта пошла быстрее, гораздо быстрее. Остров, к которому вы держали курс, почему-то оказывается на траверзе. Новость разносится по палубам мгновенно: компьютерная система взломана, кто-то управляет яхтой дистанционно. Она на полной скорости несется к рифам, и крушения не миновать. Если вы немедленно не переведете деньги шантажисту. Сюжет из дешевого ужастика? Вовсе нет. Это из кошмарных снов владельцев самых дорогих в мире яхт. Киберугон – реальная угроза. С ростом числа частных судов легкое беспокойство о безопасности сменяется паранойей – все вдруг поняли, что современные технологии открывают дивные новые возможности для пиратства. Вообразите себе капитана Джека Воробья – без тормозов, но с ноутбуком. Страшно.

«Наличие у вас суперъяхты свидетельствует об огромном состоянии, – Малкольм Тейлор, бывший сотрудник Центра правительственной связи Великобритании, напоминает об очевидном. – Владельцы таких лодок будут (и уже являются) главными целями нового поколения преступников». Тейлор уволился из разведки, чтобы возглавить подразделение кибербезопасности в G3 Security, международной компании со штаб-квартирой в лучшем лондонском районе Мэрилебон. Помимо прочего его контора занимается безопасностью суперъяхт и находящихся на них людей. Это перспективное дело: судовая навигация достигла невероятного уровня, а системы безопасности позорно отстают. И все эти великолепные плавучие дворцы совершенно беззащитны перед хакерами.

Майкл Эванс тоже сильно нервничает по этому поводу. Он человек небедный, Evans Property Group входит в число крупнейших девелоперских компаний Британии. Эванс одолжил свою шестидесятипятиметровую яхту White Rose of Drachs стоимостью шестьдесят миллионов фунтов студентам магистратуры Техасского университета и их профессору Тодду Хамфрису – для эксперимента, который заставил индустрию вздрогнуть. Хамфрис и его молодые люди с кафедр аэрокосмической инженерии и механики использовали спрятанное в чемоданчике устройство для перехвата сигнала GPS с White Rose of Drachs, шедшей из Монако на остров Родос. Они загрузили в навигационную систему яхты новые данные – и капитан, даже не понимая, что делает, изменил курс. «До этого эксперимента я не представлял себе, насколько просто развернуть морское судно – и как сложно распознать вмешательство хакера», – радостно сообщил владельцу профессор Хамфрис.

Пираты взяли команду из тридцати человек в заложники и отпустили только после выкупа в $2,15 млн.

Суперъяхта – это дрейфующее государство, где, как в любом современном государстве, все системы держатся на интернете. Мальчикам, которым хватает денег на игрушки, хочется хвастаться друг перед другом плавучими гаджетами. Коллекция современного искусства на борту доставит удовольствие только владельцу и редким специалистам, а главный козырь в соревновании с мальчиками любого возраста – это технологии, технологии, технологии. Представьте себе, что в одном классе средней школы собрались Ларри Эллисон из Oracle, сооснователь Microsoft Пол Аллен, Дэвид Геффен (Geffen Records), владелец британской сети универмагов BHS сэр Филип Грин, король парковок сэр Дональд Гослинг, крепкий пул русских миллиардеров – и они на переменках меряются своими яхтами. Главных параметров в соревновании два: размер и чудо-функции, которые включаются нажатием кнопки на пульте или просто мановением руки. «Суть суперъяхты в том, что это ваше неприкосновенное святилище, – напомнил нам один крупный брокер. – Владельцы платят огромные деньги за территорию, недоступную для окружающего мира». Ирония в том, что, чем круче гаджет, чем больше функций у яхты автоматизировано, тем проще хакеру перехватить управление.

Филип Грин с дочерью Хлоей и моделью Кейт Мосс на своей яхте Lion Heart у Сен-Барта, 2014.

Мало какие лодки сравнятся уровнем внедренных в них технологий с Eclipse Романа Абрамовича. Роману Аркадьевичу пятьдесят один год, и стоит он, по последним подсчетам Forbes, $11,5 млрд. Футбольный клуб Chelsea требует, конечно, немалых расходов, но это Абрамовича не разорило и в яхту он вложился бескомпромиссно. Четыре долгих года над Eclipse работала гамбургская верфь Blohm & Voss – и в 2011-м бережно передала хозяину. В народе ее называют «яхта за полтора миллиарда», но это преувеличение. Если верить источникам в отрасли, стоимость контракта составляла $524 млн, плюс допоборудование, затраты на которые подсчитать мы не беремся. Длина лодки 162,5 м, что всего на 17,5 м короче двух футбольных полей. Девять палуб, два плавательных бассейна, две вертолетные площадки, целый флот катеров и прочих плавучих игрушек, включая, конечно же, гидроциклы. Персонал с шеф-поварами и горничными насчитывает семьдесят человек, кают хватит для тридцати шести гостей. На нижней палубе имеется огромное помещение, которое можно использовать в качестве художественной галереи. Даша Жукова (они с Абрамовичем поженились в 2008 году, когда Eclipse строилась, и недавно объявили о том, что расстались) очень любит современное искусство, и галерея, вероятнее всего, была ее идеей.

Даше нравилась эта лодка – она жила на ней во время Каннского кинофестиваля и Венецианской биеннале, устраивала замечательные вечеринки. Ее подруга и частая гостья Иванка Трамп на суперъяхтах провела все детство, но Eclipse – «Затмение» – затмевает все, что когда-либо было у ее папы Дональда.

На суперъяхте Абрамовича есть то, без чего сейчас в море не выходят, – подводная лодка.

И поверьте, о кибербезопасности своей лодки Абрамович позаботился очень хорошо. Он один из немногих выжил в «алюминиевых войнах» девяностых. Кто осмелится назвать параноиком человека, который просто хочет свести риск к минимуму? Времена и сейчас непростые, террористы тут и там – надо как-то защищаться. Никто, кроме уполномоченных членов команды, не знает точно, как Eclipse ответит на нападение, но информированные источники утверждают, что система безопасности весьма и весьма впечатляет. Установлены стальные щиты, дополнительный алюминиевый каркас. Капитанский мостик и каюта хозяина серьезно бронированы. И наконец, яхта оборудована лазерной пушкой для папарацци, которая автоматически распознает любую камеру и лучом выводит из строя ее светочувствительные элементы.

Еще нам сказали, что на борту Eclipse есть система противоракетной обороны. Воображение рисует лодку, стреляющую ракетами Patriot по летящим к ней Р-17, но эксперты мне объяснили, что речь идет скорее всего о противобаллистическом оборудовании, которое производит британская компания Vector Developments – не о смертельном оружии, а о средствах сдерживания, которые оглушают агрессора мощным световым и звуковым ударом. В их стандартный пакет для суперъяхт входит целый арсенал световых и акустических ракет с дальностью действия около двух километров. Залп этих штуковин (шум от них громче, чем если стоишь рядом со взлетающим реактивным самолетом) обратит в бегство даже самого упорного пирата. На Eclipse есть также то, без чего суперъяхты сейчас в море не выходят, – подводная лодка. В мирной жизни ее используют для знакомства с рыбками, но в случае пиратской атаки хозяин сможет незаметно эвакуироваться. Eclipse завела себе субмарину одной из первых.

Роман Абрамович на борту своей яхты Eclipse, 2013.

Сейчас лучшим предложением на рынке U-boats – бортовых подлодок – является Aurora 6, у которой на борту есть даже туалет. Ее обитый кожей салон с баром рассчитан на шесть пассажиров, стоит она около пяти миллионов долларов.

Вертолеты в качестве шаттлов на суперъяхтах используют уже много лет. Теперь владельцы придумали себе новую мечту – бортовой самолет. Базирующаяся в Колорадо авиастроительная компания XTI сконструировала модель, способную взлетать и садиться вертикально, – ей хватит вертолетной площадки, которая есть на палубе каждого уважающего себя судовладельца. TriFan 600 развивает скорость 628 км/ч и на одной заправке может пролететь 1600 км, что значительно превышает возможности яхтенных вертолетов. Самолетик может взять на борт шесть человек с багажом. Цена на него уже объявлена – восемь миллионов.

Султан Омана Кабус бен Саид прибыл на свою яхту, 2012.

Бывший совладелец Совкомбанка Василий Клюкин, ныне проживающий в Монако, мечтает пойти еще дальше. Он начал новую жизнь в качестве дизайнера суперъяхт и нарисовал лодку с джетом, способным взлетать и садиться вертикально, как TriFan 600, но с гораздо большей дальностью и скоростью полета. Воплощение в жизнь яхты Клюкина Monaco 2050 еще только планируется – как и полет в космос вместе с ДиКаприо, который Василий Васильевич купил у Ричарда Брэнсона на аукционе amfAR, – но Клюкин не теряет оптимизма. Тем более что этому эксцентричному банкиру в отставке есть пока чем заняться. Он промоутировал художника Андрея Шарова и устроил ему выставку в своих апартаментах в башне «Федерация» (улучшив таким образом провенанс, он очень удачно сдал их в аренду), потом сам стал человеком искусства – скульптором и архитектором. А также игроком в покер, который тоже своего рода арт.

Василий Клюкин с женой Анной на Кап-д’Антибе, 2017.

Средства экстренной эвакуации, безусловно, важны, но это крайняя мера. Отдать игрушку первому же, кто попробует ее отнять, категорически не по-мужски. Так что начнем с команды, хорошо обученной и вооруженной до зубов. Бывший морской десантник Эд Хилл руководит лондонской компанией Intrepid Risk Management, специализирующейся на безопасности суперъяхт. «Наши клиенты – знаменитости из А-листа и бизнесмены, – сообщил он мне. – Бизнесмены в основном русские».

В команду Хилла входят отставники спецслужб, коммандос и полицейские, которых он тщательно отбирает для работы на суперлодках: «Парень может быть отличным солдатом, мастерски обращаться с оружием, но не очень ладить с людьми. Особенно с такими, которые плавают на суперъяхтах. А наши ребята умеют себя вести: быть невидимыми и появляться, только когда это необходимо. Это вопрос характера и темперамента. В прошлом году у нас был клиент из России. Его дочь собиралась провести с друзьями пару недель на яхте в Средиземном море. Нас попросили обеспечить охрану не только на борту, но и на берегу. Сен-Тропе и так далее. Ребятам пришлось ездить с ними и по магазинам, и по клубам – везде. К тому же надо было следить за самой девушкой – чтобы она не ввязалась в неприятности. Для такой работы требуются правильные люди: квалифицированные оперативники, умные и осмотрительные».

В открытом море команда секьюрити обычно состоит из трех-четырех человек, которые дежурят круглосуточно. Она разнообразно вооружена, вплоть до штурмовых автоматических винтовок. «Современные пираты не рискуют своей жизнью – не та у них бизнес-модель. Встретив серьезное сопротивление, они уходят искать более легкую жертву», – успокаивает меня Хилл. И в подтверждение рассказывает историю: «Недавно одна из наших команд в Аденском заливе около Сомали осуществляла круглосуточную охрану суперъяхты. К ним на высокой скорости приближались четыре катерка. Ребята увидели, что у пиратов имеются абордажные лестницы и АК-47, – и сделали предупредительные выстрелы, – Хилл уточняет, что в команде было двое снайперов, он и сам в прошлом снайпер. – Пули прошли достаточно близко, чтобы нападавшие поняли: мы не шутим. Лодки развернулись и исчезли».

Пираты XXI века – это не сказки. В узком Красном море, коротком пути из Средиземного моря в Индийский океан, пираты, причем не только из Сомали, очень активны. В 2008-м, например, они захватили французскую суперъяхту Le Ponant. Взяли тридцать человек команды в заложники и отпустили только после выкупа в $2,15 млн.

Как утверждает Хилл, владельцев яхт больше всего заботит безопасность их собственных бесценных тел, – а потому настоятельно советует строить бункеры: «Если судно не оборудовано бункером изначально, мы найдем на борту каюту, которую можно бронировать и укрепить. Достаточно большую и с системой жизнеобеспечения, чтобы спрятать там много людей и продержаться до момента, когда опасность минует».

Модель Кара Делевинь у побережья Сен-Тропе, 2014.

На современных суперъяхтах бункеры обустроены неплохо: с независимыми вентиляционными системами, подачей воды, запасом пищи и спутниковой связью. Это недорого – если сравнивать с интерьерами кают-компаний из чистого золота. Вообще, если верить Хиллу, секьюрити – одна из самых скромных статей расхода на лодку. Он даст вам команду из четырех человек, каждый из которых стоит £1000 в день. Притом что, по расчетам страховой компании Towergate, годовые затраты на содержание суперъяхты составляют около 10 % ее первоначальной стоимости. На топливо для небольшой, самой обычной семидесятиоднометровой яхты (Eclipse в два раза больше) у вас уйдет порядка $400 000 в год. На зарплату экипажа – больше миллиона. Плюс амортизация, доковые сборы, ремонт и техобслуживание. Счет получается внушительный даже для миллиардера.

Малкольм Тейлор из G3 Security уверяет, что новейший тренд – бояться кибератак – отвлекает внимание от обычных преступлений, которые на суперъяхтах случаются каждый день. Просто их редко выносят на публику. «Преступники крутятся около лодок, потому что там гарантированно есть чем поживиться. Деньги крадут постоянно. Распространенная афера – прислать имейл, который выглядит как сообщение от постоянного поставщика, выславшего вам очередной счет. Вы, конечно же, оплатите, но деньги поступят не поставщику, а мошеннику – потому что он указал в письме свой номер счета». Были случаи кражи из компьютера секретных документов и интимных фотографий – после чего поступали вежливые просьбы заплатить в обмен на обещание никому компромат не показывать.

И при всем этом над головой у вас кружат папарацци. Не живьем, а в виде дронов, немало докучающих суперъяхтсменам Джонни Деппу, Леонардо ДиКаприо и принцессе Монакской Каролине. Стоя на якоре вдали от берега, можно, казалось бы, позволить себе снять трусы. Но любопытная камера в небе не дремлет. Компания Search Systems из Северной Ирландии нашла решение проблемы – у них есть антидрон SparrowHawk. С одной стороны, воробей. С другой, как вы заметили, ястреб. В демонстрационном видеоролике «Воробьястреб» перехватывает дрон и выстреливает в него сетью. Затем раскрывается парашют, и пойманный в ловушку летательный аппарат опускается на воду, не получив ни единого повреждения. Попросите шефа зажарить вам эту тварь на ужин.

Эскиз яхты Monaco 2050.

Фото: SPLASH NEWS/GETTYIMAGES.RU