В 2018-м беречь смолоду надо не только честь, но и природу. По всему миру появляются школы и университеты с гордым, как советское «ордена Трудового Красного Знамени», словом sustainable в названиях. Образцово-показательная экошкола работает, само собой, на острове Бали, в долине реки Аюнг – генсек ООН Пан Ги Мун в 2014-м назвал ее «самым впечатляющим учебным заведением в мире». В Green School задачки по алгебре решают на досках из переработанных автомобильных стекол, электричество для столовой и пары ламп на случай вечерних занятий вырабатывается при помощи солнечных панелей на крыше. Стен в школе нет, крыша держится на бамбуковых шестах – чтобы чудные крошки занимались на свежем воздухе, в единении с природой: то ящерица в класс заползет, то обезьяна утащит маракуйю с подноса (он, конечно, сделан из переработанной бумаги). Разбит огород (лонганы и мангостины подают в столовой на полдник), на заднем дворе бегают кролики и цыплята. Четвероклассники придумали целое предприятие: взяли цыплят у школы «в кредит», планируют вырастить их на органических кормах, продавать на рынке в Убуде яйца (а потом и взрослых кур), заработать, вернуть школе деньги за цыплят, а прибыль потратить на еще какую-нибудь благотворительность. За этот бизнес-проект дети уже получили высшие баллы по введению в экономику.
Учащиеся постарше активно готовятся к жизни у самого края рампы экоактивизма. Пять лет назад тринадцатилетние сестры Мелати и Изабель Вейсен запустили кампанию Bye Bye Plastic Bags: составили онлайн-петицию с целью запрета использовать на всем острове полиэтиленовые пакеты и за пять месяцев собрали семьдесят тысяч подписей. В итоге с сестрами встретился губернатор Бали и подписал меморандум, пообещав ввести запрет к 2018 году (дальше меморандума дело, как вы можете догадываться, не зашло). Сейчас сестры с двадцатью другими школьниками устраивают субботники на утопающих в пластике балийских пляжах, выступают с просветительскими лекциями перед жителями острова.
На уроках физики в Green School законы Ньютона изучают с меньшим интересом, чем способы экономить воду и электроэнергию. Тех, кто – страшное дело – отказывается сортировать отходы, и педагоги, и сами ученики осуждают не меньше, чем тех, кто имеет смелость прийти в школу в чем-нибудь кожаном. Пластиковые ланч-боксы заменены соломенными корзинками ингка. Даже баскетбольное кольцо на спортплощадке сделано из бамбука.
Открыли чудо-школу Джон и Синтия Харди, они знакомы даже тем из татлеровских мам и пап, кто ходит на родительские собрания в любимых лоферах из кенгуру. Джон Харди, до того как основать экошколу, был уважаемым ювелиром и уже тогда думал о вечном: продавал под именной маркой сделанные на Бали золотые браслеты под бамбук и подвески из переработанного серебра. А потом на остров заплыла кругосветная путешественница, сознательная американка Синтия, которая вообще-то хотела поступать в Беркли на юридический. Сразу после свадьбы Харди решили продать ювелирный бизнес, а деньги вложить в своих будущих детей – построить школу, где те будут учиться жить с умом.
В 2018-м учебном году в Green School занимается четыреста детей, включая дошкольников, старшеклассников и иностранцев – для них в школе придуманы короткие курсы на время родительских отпусков или новогодних каникул на Бали.
Титул sustainable заслужить не так просто. Для начала надо получить сертификаты соответствия здания принципам экостроительства: материалы должны быть экологичными, зеленые насаждения и ландшафт, пострадавшие во время стройки, требуется восстановить. Дальше каждая школа изощряется по-своему. В Green School на Бали школьный автобус работает на использованном растительном масле из столовой и лапшичных из окрестных деревень: масло загрязняет воздух на восемьдесят процентов меньше, чем бензин (правда, когда автобус едет, пахнет так, будто у кого-то вот-вот подгорит картошка фри).
Кампус Acharacle Primary School в городке Акаракл на западе Шотландии отапливается за счет тепла, выделяемого самими школьниками, учителями и компьютерами – здание спроектировано таким образом, что традиционная система отопления просто-напросто не нужна. Кампус сложен из массивных деревянных панелей, как конструктор, без капли клея и иной строительной химии. Во внутренней отделке использовались только натуральные краски, необработанное дерево и глиняная штукатурка. Электроэнергию вырабатывает ветряная турбина на холме в трехстах метрах от кампуса – инженеры подсчитали, что на таком расстоянии шум ветряка школьников отвлекать не будет. Когда дневного света в классах достаточно – это решают автоматические датчики, – лампы сами выключаются. Полы в здании моют дождевой водой, стекающей в накопительный бак с крыши. Ею же ученики поливают огород – благо в Шотландии с дождями все в порядке. На мониторах, установленных на стенах классов, высвечивается уровень парниковых газов в атмосфере – чтобы школьники каждую минуту думали об ожидающем их несветлом будущем.
В холодных европейских странах, где об экологии начали заботиться даже раньше, чем об иммигрантах, «устойчивые» школы растут как на дрожжах. В 2017-м в новом районе Копенгагена Нордхавн, на месте бывшего порта, открылся кампус Copenhagen International School. Фасад здания покрывают двенадцать тысяч сине-зеленых солнечных панелей – половину электроэнергии, потребляемой за год, школа получает таким образом. Цвет панелей был выбран не просто так – он символизирует чистое море.
В школе говорят, что хотят быть в авангарде перемен – Копенгаген к 2050 году планирует стать углеродно-нейтральным (выбросы парниковых газов будут сведены к нулю во всем городе). Сейчас в Copenhagen International School идет активная кампания по популяризации трех китов осознанного потребления, «трех R»: Reuse («использовать повторно»), Reduce («сокращать потребление») и Recycle («перерабатывать»). В школьном кафетерии установлены контейнеры для несъеденной еды – объедки отправляются на производство биотоплива.
Отечественные школы пока в отстающих. Тем не менее консалтинговая компания «Экобюро Greens» еще в 2016-м выпустила первый рейтинг «Зеленых школ России». В него попали две сотни учебных заведений из семи регионов страны. Чтобы называться «зеленой», российская школа должна сделать совсем немного: вести раздельный сбор отходов, экономить воду и электроэнергию, ответственно использовать бумагу и, конечно, рассказывать учащимся о необходимости заботиться о природе на классных часах.
Лидер рейтинга – столичная школа No 949 в Орехово-Борисово Южном: там проводят лекции с эко-ликбезом для жителей всего района. В тройку лидеров вошла также школа No 354 им. Д. М. Карбышева в Басманном районе: там школьники выращивают помидоры, огурцы, клубнику с помощью гидропоники. А, например, младшеклассники 152-й и 1352-й школ пока сконцентрированы на выращивании лука, моркови и укропа.
Фото: Thomas NielseN; архив Tatler