Молодо-зелено: экошколы, где детей учат любить природу

Экошколы – самый модный образовательный тренд – пока только прорастают в Москве. А на Бали и в Копенгагене уже вовсю дают урожай.
Молодозелено экошколы где детей учат любить природу

В 2018-м беречь смолоду надо не только честь, но и природу. По всему миру появляются школы и университеты с гордым, как советское «ордена Трудового Красного Знамени», словом sustainable в названиях. Образцово-показательная экошкола работает, само собой, на острове Бали, в долине реки Аюнг – генсек ООН Пан Ги Мун в 2014-м назвал ее «самым впечатляющим учебным заведением в мире». В Green School задачки по алгебре решают на досках из переработанных автомобильных стекол, электричество для столовой и пары ламп на случай вечерних занятий вырабатывается при помощи солнечных панелей на крыше. Стен в школе нет, крыша держится на бамбуковых шестах – чтобы чудные крошки занимались на свежем воздухе, в единении с природой: то ящерица в класс заползет, то обезьяна утащит маракуйю с подноса (он, конечно, сделан из переработанной бумаги). Разбит огород (лонганы и мангостины подают в столовой на полдник), на заднем дворе бегают кролики и цыплята. Четвероклассники придумали целое предприятие: взяли цыплят у школы «в кредит», планируют вырастить их на органических кормах, продавать на рынке в Убуде яйца (а потом и взрослых кур), заработать, вернуть школе деньги за цыплят, а прибыль потратить на еще какую-нибудь благотворительность. За этот бизнес-проект дети уже получили высшие баллы по введению в экономику.

Учащиеся постарше активно готовятся к жизни у самого края рампы экоактивизма. Пять лет назад тринадцатилетние сестры Мелати и Изабель Вейсен запустили кампанию Bye Bye Plastic Bags: составили онлайн-петицию с целью запрета использовать на всем острове полиэтиленовые пакеты и за пять месяцев собрали семьдесят тысяч подписей. В итоге с сестрами встретился губернатор Бали и подписал меморандум, пообещав ввести запрет к 2018 году (дальше меморандума дело, как вы можете догадываться, не зашло). Сейчас сестры с двадцатью другими школьниками устраивают субботники на утопающих в пластике балийских пляжах, выступают с просветительскими лекциями перед жителями острова.

Стен в Green School Bali нет – для естественной вентиляции и единения с природой.

На уроках физики в Green School законы Ньютона изучают с меньшим интересом, чем способы экономить воду и электроэнергию. Тех, кто – страшное дело – отказывается сортировать отходы, и педагоги, и сами ученики осуждают не меньше, чем тех, кто имеет смелость прийти в школу в чем-нибудь кожаном. Пластиковые ланч-боксы заменены соломенными корзинками ингка. Даже баскетбольное кольцо на спортплощадке сделано из бамбука.

Открыли чудо-школу Джон и Синтия Харди, они знакомы даже тем из татлеровских мам и пап, кто ходит на родительские собрания в любимых лоферах из кенгуру. Джон Харди, до того как основать экошколу, был уважаемым ювелиром и уже тогда думал о вечном: продавал под именной маркой сделанные на Бали золотые браслеты под бамбук и подвески из переработанного серебра. А потом на остров заплыла кругосветная путешественница, сознательная американка Синтия, которая вообще-то хотела поступать в Беркли на юридический. Сразу после свадьбы Харди решили продать ювелирный бизнес, а деньги вложить в своих будущих детей – построить школу, где те будут учиться жить с умом.

В 2018-м учебном году в Green School занимается четыреста детей, включая дошкольников, старшеклассников и иностранцев – для них в школе придуманы короткие курсы на время родительских отпусков или новогодних каникул на Бали.

Фасад Copenhagen International School покрыт солнечными панелями.

Титул sustainable заслужить не так просто. Для начала надо получить сертификаты соответствия здания принципам экостроительства: материалы должны быть экологичными, зеленые насаждения и ландшафт, пострадавшие во время стройки, требуется восстановить. Дальше каждая школа изощряется по-своему. В Green School на Бали школьный автобус работает на использованном растительном масле из столовой и лапшичных из окрестных деревень: масло загрязняет воздух на восемьдесят процентов меньше, чем бензин (правда, когда автобус едет, пахнет так, будто у кого-то вот-вот подгорит картошка фри).

Кампус Acharacle Primary School в городке Акаракл на западе Шотландии отапливается за счет тепла, выделяемого самими школьниками, учителями и компьютерами – здание спроектировано таким образом, что традиционная система отопления просто-напросто не нужна. Кампус сложен из массивных деревянных панелей, как конструктор, без капли клея и иной строительной химии. Во внутренней отделке использовались только натуральные краски, необработанное дерево и глиняная штукатурка. Электроэнергию вырабатывает ветряная турбина на холме в трехстах метрах от кампуса – инженеры подсчитали, что на таком расстоянии шум ветряка школьников отвлекать не будет. Когда дневного света в классах достаточно – это решают автоматические датчики, – лампы сами выключаются. Полы в здании моют дождевой водой, стекающей в накопительный бак с крыши. Ею же ученики поливают огород – благо в Шотландии с дождями все в порядке. На мониторах, установленных на стенах классов, высвечивается уровень парниковых газов в атмосфере – чтобы школьники каждую минуту думали об ожидающем их несветлом будущем.

Школьный автобус работает на использованном масле из столовой и пахнет картошкой фри.

В холодных европейских странах, где об экологии начали заботиться даже раньше, чем об иммигрантах, «устойчивые» школы растут как на дрожжах. В 2017-м в новом районе Копенгагена Нордхавн, на месте бывшего порта, открылся кампус Copenhagen International School. Фасад здания покрывают двенадцать тысяч сине-зеленых солнечных панелей – половину электроэнергии, потребляемой за год, школа получает таким образом. Цвет панелей был выбран не просто так – он символизирует чистое море.

В школе говорят, что хотят быть в авангарде перемен – Копенгаген к 2050 году планирует стать углеродно-нейтральным (выбросы парниковых газов будут сведены к нулю во всем городе). Сейчас в Copenhagen International School идет активная кампания по популяризации трех китов осознанного потребления, «трех R»: Reuse («использовать повторно»), Reduce («сокращать потребление») и Recycle («перерабатывать»). В школьном кафетерии установлены контейнеры для несъеденной еды – объедки отправляются на производство биотоплива.

Отечественные школы пока в отстающих. Тем не менее консалтинговая компания «Экобюро Greens» еще в 2016-м выпустила первый рейтинг «Зеленых школ России». В него попали две сотни учебных заведений из семи регионов страны. Чтобы называться «зеленой», российская школа должна сделать совсем немного: вести раздельный сбор отходов, экономить воду и электроэнергию, ответственно использовать бумагу и, конечно, рассказывать учащимся о необходимости заботиться о природе на классных часах.

Лидер рейтинга – столичная школа No 949 в Орехово-Борисово Южном: там проводят лекции с эко-ликбезом для жителей всего района. В тройку лидеров вошла также школа No 354 им. Д. М. Карбышева в Басманном районе: там школьники выращивают помидоры, огурцы, клубнику с помощью гидропоники. А, например, младшеклассники 152-й и 1352-й школ пока сконцентрированы на выращивании лука, моркови и укропа.

Кампус Acharacle Primary School в Шотландии отапливается теплом тел самих школьников.

Фото: Thomas NielseN; архив Tatler