Можете забросать меня камнями, но я все-таки расскажу эту историю. Недавно в аэропорту Хабаровска, пока ждал самолета, разговорился с девушкой. Ей лет тридцать, одета кое-как, причесана еще хуже. С ней дочка, по которой видно, что ей не хватает ни внимания, ни заботы, ни даже хорошего питания. А мать взахлеб рассказывает, что уже два года по несколько месяцев проводит в Юго-Восточной Азии и все деньги тратит на спасение собак, которых там на Новый год хотят съесть. Оформляет им документы, вывозит в Россию, находит новых хозяев. Я это слушал, и во мне все кипело. Вот же твой ребенок, вот ты, где-то живет твоя мама – почему ты спасаешь очень далеких, совершенно посторонних собак, а свой мир запустила до крайности? Могу ошибаться, но мне не кажется, что это правильно. Дело тут не в материнском долге – мы с вами уже договорились, что живем не ради детей. Надо самому быть счастливым, и тогда сделаешь счастливыми родных и близких.
Я догадываюсь, какой внутренней логике следует эта девушка. Ей нужна личностная и социальная самореализация. Хочется быть кем-то, не только матерью. С профессией по каким-то причинам не сложилось, и она заменила ее благотворительностью. Тем более что собак она любит, а работу в офисе терпеть не может. Как Генрих Гейне: «Чем лучше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки». Фанаты собирания космического мусора ее прекрасно поймут, но у меня логика другая. Начинать совершенствовать мир нужно с уборки и ремонта своей внешности, своей квартиры. С заботы о людях, за которых волею судьбы отвечаешь. Надо рассчитывать свои ресурсы: деньги, силы, время. Если хватает на себя и родных и остается еще кое-что – прекрасно, отдайте их собакам Юго-Восточной Азии.
Мир менять, безусловно, нужно. И сейчас для этого очень подходящий момент. Благодаря развитию технологий цивилизация сделала такой резкий рывок, что старые экологические, экономические, социальные, политические системы на глазах обветшали. И люди изменились – стали менее кровожадными. Нам хочется заниматься не войнами, а благотворительностью. И не из религиозных соображений (к которым, если покопаться, у многих примешивается практичное, совершенно языческое желание купить себе награду на небесах – настоящая вера концепцию «купля-продажа» не приемлет).
Отчего мы резко стали хорошими, в двух словах не объяснишь. Некоторые говорят об эре Водолея. Другие – о транспорте, который стал таким быстрым, что доступный для путешествий мир перестал казаться большим. Он весь – наш дом, и о нем надо заботиться.
Все изменилось так быстро, что общество еще не успело установить новую этику благотворительности. В секторе больших денег пример показывают Марк Цукерберг, Билл Гейтс, Уоррен Баффетт, создатель Duty Free Чарлз Фини, Майкл Блумберг, Владимир Потанин, Михаил Фридман, решившие не завещать деньги детям, а отдать их в фонды. Это серьезное нововведение, его следует хорошо обдумать.