Триста лет назад, при первом русском яхтсмене, императоре Петре, правилам этикета на воде обучали радикально. Опоздание на светский прием обходилось в три рубля, попытка «провозить на судне женский пол для беседы их во время ночи» – вечной ссылкой на галеры. Любопытно, куда русский царь отправил бы Беллу Хадид и Кендалл Дженнер за проделку на яхте Томми Хилфигера Flag после Каннского кинофестиваля в 2019-м: модели в украшениях Messika мало того, что демонстрировали папарацци средний палец, так еще и истоптали нежнейший тик палубы шпильками Christian Louboutin.
К счастью для героев «Татлера» (и к сожалению для наших светских хроникеров), о том, что происходит за закрытыми дверями кают и салонов, в XXI веке узнавать стало сложнее, чем при Петре, несмотря на наличие инстаграма, смартфонов с камерами и беспроводного интернета. Спасибо за это стоит сказать Насте Рыбке и пресс-секретарю российского президента: только ленивый комментатор блога Алексея Навального не обсудил в 2015-м медовый месяц Дмитрия Пескова и Татьяны Навки в водах Сардинии на парусной яхте The Maltese Falcon с его знаменитым кинотеатром под открытым небом. Всегда интересно, признаются собеседники «Татлера», наблюдать и за тем, что происходит на лодке Елены Лихач, которая по ночам светится алым светом.
Казалось бы, когда вокруг все свои и вдобавок телефоны отобраны охраной еще у трапа, правила этикета можно было бы оставить на суше. На паркете кают-компаний все действительно либеральнее, чем в Колонном зале Дома союзов. Если передвигаться босиком или на худой конец в сникерсах с белой подошвой, могут вообще ни разу косо не посмотреть. Однако собеседницы «Татлера» сетуют: вся беда именно в том, что правила не писаны. Одному богу и хозяину известно, что комильфо, а что нет на этой конкретной яхте. Чтобы не попасть впросак, приходится даже, страшное дело, отказываться от приглашений пройтись вдоль Лигурийского побережья под песни живых Кайли Миноуг и Филиппа Киркорова. Мы попросили тех, кто сам раздает такие приглашения, рассказать, как вести себя в море, чтобы не пойти на дно светского общества.
C недавних пор слово «яхтинг» обрело новый смысл: так теперь называют услуги по украшению собой лодок состоятельных мужчин. Не прослыть девушкой с пониженной светской ответственностью просто. Владелица винодельни «Золотая Балка» Снежанна Георгиева, к примеру, не рекомендует надевать купальник раньше, чем это сделает хозяйка лодки. «Садиться в купальнике за стол можно, если вам меньше шести лет и вы завтракаете в тесном семейном кругу», – добавляет Диана Манасир, дочь инвестора Зияда Манасира, которая на яхтах выросла. Теперь она выходит к столу в платьях Zimmermann и широкополой шляпе Gucci. Оголенными оставляет лишь ступни: «Ваша обувь в плавании – это педикюр. Он должен быть нейтральным или хотя бы не красным».
Впрочем, даже если педикюр вам делала лучший мастер Still Beauty Space, не спешите сверкать пятками. Возможно, носить обувь все же не запрещено (от предложенных стюардессой у трапа тапочек отказываться точно не стоит). Так, Ольга Карпуть не станет возражать, если подниметесь на ее семейную пятидесятиметровую Pumpkin в кроссовках с белой подошвой, какие можно найти в Олином концепт-сторе КМ20. На чужие яхты она тоже берет кроссовки – вместе с небесно-голубой ветровкой Jacquemus: «Чтобы не пришлось портить наряд пледом». А вот узкие платья, говорит Снежанна Георгиева, вам скорее всего не пригодятся: «По моему личному опыту, можно оказаться за бортом, переходя с палубы на палубу». Наряды летящих силуэтов тоже стоит оставить дома, «если у вас, конечно, нет цели при каждом порыве ветра демонстрировать окружающим нижнее белье».