Почему миллиардеры, чиновники и другие серьезные люди обращаются за помощью к шаманам

Страшная история про танцы с бубнами и жертвоприношения — очень популярный способ решать проблемы в бизнесе и делить деньги при разводе.
Почему миллиардеры чиновники и другие серьезные люди обращаются за помощью к шаманам

«Мне кажется, он просто сошел с ума — свято верит, что еще чуть-чуть и я отброшу коньки. У нас до сих пор нет договоренности по имуществу, потому что ему все время говорят: еще немножко — и не надо будет ни с кем ничего делить». Не можем сказать, чья эта история, но делить там при разводе есть что, не только сына. Пикантность в том, что на стороне бывшего мужа работает помимо адвоката еще и шаман. Не так давно папа навестил семью с какими-то дикими предметами в подарок ребенку — наверное, чтобы он с их помощью разлюбил маму. Насыпал под ковры землю. Думал, что никто не заметит, но няня видела. И не знала, как отвечать малышу, когда тот спросил: «А что это папа тут насыпал?»

Бывшая жена сидит в Женеве, где шаманы с бубнами кажутся нелепицей. Но понимает, откуда в ее дом веет сибирским язычеством. «Ему сказали, что там, наверху, это очень популярная тема. Что в кремлевских квартирах есть наборы инструментов, которые создают волновую атмосферу для принятия решений. А мой бывший муж — он всегда в струе. Я догадываюсь, как шаманы втерлись в доверие к политическим и бизнес-кругам. Во-первых, чем сильнее развиваются технологии, тем больше люди склонны к метафизике. Во-вторых, шаманское камлание — это про трансовые состояния, а люди, которые занимаются бизнесом с девяностых, попробовали все на свете. Сидели на кокаине. Потому что невозможно в гулящем и клубящемся режиме не поддерживать себя искусственно. Шаманам легко ввести таких опытных пользователей в гипнотическое состояние. А дальше начинаются совпадения: только что против твоего знакомого судилось государство, и вдруг раз — все обвинения сняты. И тебе говорят: это потому, что он вышел на сильного шамана и ему заплатил. Слухи — отличный маркетинг: недоступно, таинственно, только для избранных. Ну и срабатывает «я, Вань, такую же хочу». Как с любовницами в девяностые — тогда у уважающего себя человека было по две любовницы, а теперь по два шамана».

Вам не кажется, что шаманов в последнее время стало многовато для нашей православной (с поправками) страны? И для неправославных стран тоже. Перед зданием суда в день оглашения приговора Ефремову били в бубен. Гран-при «Кинотавра» взял якутский фильм о шаманке «Пугало». Год назад Дмитрий Рыболовлев согласовывал дизайн своей новой стодесятиметровой яхты с Мишей Магнитом и Николаем с бубенцами — респектабельная голландская верфь Feadship даже бровью не повела. Louis Vuitton нанял бразильского шамана, чтобы в дни показов на свежем воздухе не капал дождь — ни в Рио, ни на Антибах, ни в Киото. Говорят, маг у них первоклассный — летает только первым классом. В общем, шаманы в тренде. В мистическом мире большой политики, больших денег и большого света им самое место.

«Если ты на вертолете летишь к шаману, считай, уже засветился  – у тебя проблемы».

В России, в отличие, например, от gender free Калифорнии, волшебные помощники разделились по гендеру целевой аудитории: девочки ходят к гадалкам, астрологам и прочим биоэнерготерапевтам, а мальчики — к шаманам. Потому что это по-пацански, в одной логической цепочке: дикие края, друзья-охотники, вертолеты, разговоры у костра, жесткая практическая магия. Лет двенадцать назад на праздниках у Михаила Прохорова уже шептались о людях из Бурятии, которые умеют делать прогнозы по бизнесу. Стоило это тогда не очень дорого, но тема была в том, чтобы к ним попасть — они не каждого берут. Только очень ушлый человек способен контактировать с правильным шаманом. Есть версия, что в 2014 году, когда Дмитрий Рыболовлев переживал развод на $6 млрд и параллельно болел раком, он заплатил своим шаманам €600 тыс., чтобы они навели на жену порчу. Якобы Елена почувствовала себя дурно и согласилась на $603 млн отступных от владельца «Уралкалия». А вот соседу по Уралу, главе банка «Уралсиб» Николаю Цветкову его фирменный «онтологический менеджмент» с хакасскими шаманами не помог — банк лопнул. Значит, шаманы были неправильные.

Правильных знает Сергей Ястржембский, который много лет снимал документальное кино «Тайны якутских шаманов» и в интервью газете «Ведомости» благодарил за поддержку друзей: Алишера Усманова, Андрея Скоча, Михаила Прохорова. Опытный пиарщик Ястржембский хвалит Федота Иванова из села Жемкон Вилюйского улуса и Анну Софронееву, которая живет в Якутске, — оба ученики прославленного, ныне покойного Савея.

Удивительно, кстати, что и Федот Иванов, и заместитель председателя Совета Верховного шамана России Буда-Ширап Батуев — члены КПРФ, Батуев еще и член парламента Бурятии. Это, конечно, списано из безумных фантазий писателя Пелевина и байки о том, что Ленин — гриб, но мы все равно бы не торопились тревожить реновацией мавзолей на Красной площади. Еще попробуйте спросить телефончик у Марка Гарбера — он, говорят, очень продвинут в этом направлении, у него свои шаманы, он все время ездит на Байкал и держит дома бубен, которым в разгар карантина размахивал на благотворительном зум-ужине фонда «Друзья». Знакомство с шаманами приписывают зампремьера Юрию Трутневу, министру обороны Сергею Шойгу, а также — чего уж мелочиться — Владимиру Путину, который не просто так летает на Алтай, ему там помогают духи стерхов и медведей.

Можно и дальше смеяться, но шаманизм в России сейчас — практически официальная, бюрократически организованная религия. В 2018-м в Тыве выбрали главного шамана страны: Кара-оол Допчун-оол Тюлюшевич известен как целитель, предсказатель на картах, камнях и бараньей лопатке. Шаманы Бурятии объединены в организацию «Тэнгэри», шаманы из организации «Вечно синее небо» в прошлом году, не таясь, сожгли «для укрепления России» в Ангарском районе пять верблюдов. На байкальском острове Ольхон Верховным шаманом работает Валентин Хагдаев. У него раздвоенный большой палец, и он ездит на квадроцикле, который ему подарил Анатолий Чубайс. Легенда гласит, что Дима Билан победил на «Евровидении» именно благодаря Хагдаеву. Что Ирина Винер приглашала его в Грецию для проведения обряда перед звездной для Алины Кабаевой и Ирины Чащиной Олимпиадой 2004-го. К нему ездили Иосиф Кобзон, Владимир Якунин и даже Наталья Водянова, когда ждала третьего ребенка.

А вот сложно идущий в Москву Александр Габышев — шаман несертифицированный, а потому ему не то что квадроцикл не дарят — ГИБДД конфискует последние «Жигули».

Квадроцикл или снегоход — стандартный гонорар шаману от серьезного человека. На большей части нашей страны — от Новосибирска до Чукотки, где практикуется шаманизм, — вездеход дороже денег. Нетуристические шаманы работают без прейскуранта, их благодарят «от души», отвечая перед духами «по понятиям». И они не рекламируются, а совсем наоборот. Наш колумнист, политолог Алексей Ситников, который построил себе дачу в алтайском Чемале, как только ни уговаривал соседа свести его с шаманом в Кош-Агаче, к которому ездят министры и замминистра. Но шаман попросил передать: «Этим летом я ни с кем не встречаюсь». То ли звезды не так стояли, то ли у него не было ощущения присутствия силы. Можно было поехать в Ороктой к другому шаману, Гере (Герману), к которому ездят лечиться самые выдающиеся наши спортсмены, но Ситников не захотел. Потому что «Я сам шаман, только светлый, цивилизованный. Учился у бурятского целителя, члена Географического общества Галдана Ленхобоева. Когда я гостил в США у основателя НЛП Джона Гриндера, к нам приезжал самый известный в мире шаман, прототип дона Хуана, героя книг Кастанеды».

Ни шаман себя не афиширует, ни его клиенты. «Если ты на вертолете летишь к шаману, то, считай, уже засветился, — объяснил нам сосед Ситникова. — На «майбахе» ехать — тоже понты колотить. Сразу пройдет слух, что приезжал такой-то и у него, следовательно, проблемы. Поэтому летят до Барнаула, там пересаживаются на скромные затонированные «лендкрузеры» без мужиков в темных очках. Потихонечку зашли, поговорили и вышли».

На Алтае шаманов называют «камы», а их общение с духами — камланием. Они занимаются тем же, что и в Мексике, и в Бразилии. Интересующимся, как это работает, Ситников советует читать Карлоса Кастанеду. Если грубо, то шаманы умеют видеть мертвых, разговаривать с ними — и договариваться. Не любых мертвых, а духов своих предков (есть семьи, у которых дальний предок — медведь или орел, это их тотемное животное). Духи сами выбирают себе шамана, потому что в семье кто-то должен поддерживать с ними связь, кормить дымом брошенной в костер еды и вылитой водки, а они за это сообщают, например, где копать колодец. У выбранного ими человека случается «шаманская болезнь» вроде умопомешательства, но если он соглашается принять должность, то болезнь проходит. Бубен — это транспорт, он нужен, чтобы войти в трансовое состояние и отправиться к духам. Принято думать, что светлые шаманы путешествуют в верхний мир, а темные — в нижний, но это одно и то же: земля круглая, миры смыкаются. Животная сила, с помощью которой шаманы лечат, обитает как раз в нижнем мире. В бурятском шаманизме есть разные уровни посвящения, на пятом можно лечить душу, на девятом — левитировать и свободно перемещаться между всеми мирами.

Шаман работает на духов своей семьи, и, если следовать этой логике, он не может помочь в бизнесе или личной жизни человеку, который ему не родственник и не живет рядом с могилами предков. Хотя кто его знает. Вот у Гвинет Пэлтроу есть шаман, который заговаривает жадеитовые яйца для поддержания молодости вагины — бизнес шел неплохо, пока два года назад Гвинет не оштрафовали на $145 тыс. за рекламу их пользы для здоровья. Марат Сафин ездит в джунгли за аяуаской, Виктории Боне аяуаски показалось мало, и она прошла в Перу церемонию камбо — это когда в ранку втирают ядовитую лягушку. Сальма Хайек, родом из мексиканских индейцев, тоже что-то втирает себе в кожу по бабушкиному рецепту, вообще не стареет и успешно пребывает замужем за Франсуа-Анри Пино, сыном семьдесят седьмого в мире форбса.

«В девяностые у уважающего себя человека было две любовницы, теперь – два шамана».

Это все современная магия в стиле Кремниевой долины — которая, начитавшись Кастанеды, ездит то в пустыню, то на Амазонку, чтобы с помощью расширяющих сознание веществ и под руководством шаманов совершить трип. В России шаманы галлюциногенами не пользуются и туристические услуги не оказывают. Они путешествуют к духам сами и пересказывают заказчику их советы. То есть все в рамках закона. В апреле в Думе якутский депутат Федот Тумусов предложил лечить коронавирус народными средствами, а в июне его коллега, депутат из Красноярского края Виктор Зубарев выступил с предложением создать профессиональные стандарты для деятельности шаманов и призвал их платить налоги. Но с этим сложно, если учесть, что клиент благодарит обычно натурой: если не квадроциклом, то машиной дров или канистрой бензина.

Алтай сейчас благоустраивается, там сделали дороги, но в горы, в Кош-Агач, например, ехать все равно сложно. В рамках модного вояжа за экзотикой не всегда удастся организовать прием у шамана, который, подкидывая можжевеловые веточки в огонь, будет вникать в твою ситуацию. С работой там плохо, а потому ушлые мужики массово объявляют себя шаманами, договариваются с турагентствами и выглядят, надо сказать, вполне аутентично. На острове Ольхон не протолкнуться от желающих прикоснуться к миру духов, а спрос, само собой, рождает предложение. Местные крутят пальцем у виска — на Ольхоне, на горе Шаманка очень много духов умерших темных шаманов, а с мертвыми дело иметь опасно. Буряты даже на кладбища не ходят. На каждом перевале они разводят костерок, достают бутылку и льют в огонь — это называется «бурханчику плеснуть». Иначе божок перевала людей не пропустит.

Шаманы тоже пьют. Большей частью не водку, а арачку´ — самогон из кислого кобыльего молока, на вкус он похож на саке и совсем не похож на сассикайю. Без надежного экскурсовода среди этих людей приличной девушке делать нечего. Виктория Шелягова по просьбе дочери Вари на день рождения добыла ей шамана. Тот, увидев на столе рюмку, опрокинул ее в себя, мгновенно телепортировался в иные миры, и поговорить с ним не удалось.

Мужчины покупают у шаманов решение конкретных проблем конкретными способами. А приличная московская девушка, начавшая с йоги, ищет просветления и, как правило, настроена на все хорошее. Ей нужен шаман XXI века, который не только про духов, но и про духовность. Такого на Байкале нашла Виктория Лоханская из агентства Aspera, организующего поездки в дикую Россию по высшему разряду. Ее шамана зовут Геннадий. «Он умный дядечка. Если задаешь вопрос, на некоторое время замолкает, зависает, уходит в астрал. На вопросы про бизнес отвечает, что ты по натуре такая-то, поэтому веди себя так-то, используй свои сильные стороны. Все это перемешано с шаманской риторикой. Говорит тихо, чтобы прислушивались. Мы ходили на аудиенцию к буддистскому ламе — он говорит так же». Геннадий — шаман светлый. В местной иерархии он в последние годы поднялся, «получил звездочки» — и право лечить. А одна жена высокопоставленного чиновника непременно хотела к темному. Она чувствует в себе силу и ездит к шаманам по всему миру. Контакт нашла где-то в Тыве. Прилетела в Кызыл частным бортом. Перед этим месяцами не могла найти водителя — никто не желал туда соваться. Еще Виктория говорит, что иногда заказчик работает через посредника: «Например, к шаману надо мужу, но он сам не готов ехать — и посылает вместо себя жену, чтобы она как следует поговорила».

Девушке, прокачанной биоэнергетиками с Патриков, рассуждения деревенских шаманов кажутся примитивными — ее просветляли и покруче. К тому же больше всего ей нужны «свободные уши» — самая востребованная в Москве услуга, — а шаман слушает рассеянно и периодически то ли зависает, то ли засыпает. Сервис нулевой.

К счастью, в Москве есть все, и шаманы в том числе. Например, Ракель Тач Бусси, мексиканка, жена Майкла Тача, заместителя председателя правления Альфа-Банка, подруга Кати Кушнер из студии йоги NYM и Ирины Вольской. Живет в Сити, там же в соседней студии или через зум ведет прием. На Байкал к шаману Ракель ездила осторожно, с Лоханской, а в Москве продвигает мысль, что в шаманизме есть своя этика, что духи видят, когда ты хочешь навредить комьюнити, и отказываются помогать. «Я практикую universal shamanism и делаю расстановки по Хеллингеру. Мой дядя был шаманом, к нему ходили политики, он продавал травы. А я начинала визажистом в Голливуде, работала на фильмах «Матадор» и «Маска Зорро», в Москве — на съемках для модных журналов, запустила даже собственную линию косметики. Но потом начался трудный период инициации — «они» страшно трясут твой мир. «Они» — это форма энергии, elements. Все, чего ты боишься, «они» тебе устроят. Муж переживал, что шаманские дела повредят нашим отношениям. Но нет, это не проблема, у нас чудесные дети. Наоборот, моя способность раскрывать людей помогает ему в делах — в Японии за корпоративным ужином мы познакомились с гендиректором Sony Mobile, после чего он позвал меня в караоке. Для японца это немыслимый уровень доверия!»

У московского шамана Валентины Рульер Роллен, которую нам давно рекомендует парижанка Юлия Мелконова, «шаманская болезнь» случилась еще в Бурятии. Началось это в день, когда хоронили бабушку, у которой были способности. «Я была в деревне, на юбилее у родственников, на четвертом месяце беременности. В меня будто бес вселился, я поругалась в ночи с мужем. Пробежала восемнадцать километров до кладбища так быстро, что зять, молодой здоровый парень, не мог догнать. Я ухватилась за кладбищенскую ограду, и меня одолел гомерический хохот. «Зять умолял: "Валя, Валя, не надо так смеяться!" Когда он уводил меня оттуда, я в свете луны увидела страшного голого мужчину, его слова звучали непонятно, но смысл я почувствовала: "А может, вернемся?" В тот день вообще все было не так: по дороге в деревню мы, делая подношение, прогневили духов, и наша машина чуть не скатилась с парома. И с этого дня они меня не выпускали из виду. Особенно тяжело было в 2003-м, когда я собралась уезжать в Москву. Я лежала в депрессии, опухшая, а врачи говорили, что все показатели в норме. Тогда я попросила маму отвести меня к шаману и согласилась на инициацию». Французская фамилия у Валентины от мужа — она пришла в посольство получать визу, увидела его и вышла замуж. Сюжет из категории мистики, но это правда.

Валентина работает очень далеко от бурятских корней, но она нашла объяснение своему успеху в Москве и Париже. «Сейчас вибрации растут, земля просветляется — поэтому шаману возможно жить в городе». В квартире затруднительно жечь ритуальные костры, поэтому подношение она делает на кухонной плите. Но одно важное для шамана условие не меняется ни на Ольхоне, ни в магических кругах бульваров. Валентина объяснила: «Шаман не помогает сам себе. Он сидит, как кассир в кассе, – через него проходят большие деньги, которые нельзя положить в карман. Он просто проводник силы духов». Если так, то куда же подевались €600 тыс. Дмитрия Рыболовлева? Невозможно представить, что Миша Магнит и Николай с бубенцами их сожгли, чтобы покормить бурханчика.

Фото: legion-media