Мона фон Бисмарк — графиня, которую Коко Шанель считала самой модной женщиной в мире

Муза Кристобаля Баленсиаги однажды заказала 150 предметов одежды лишь на один сезон, даже в сад выходила в кутюрных нарядах, а Юбер де Живанши называл ее главной иконой стиля 20-го века. Рассказываем о женщине, которая превратила свою жизнь в искусство.
Мона фон Бисмарк — графиня которую Коко Шанель считала самой модной женщиной в мире

В 1933 году Мона фон Бисмарк стала первой американкой, которая была признана самой стильной женщиной в мире. Таковой ее провозгласила группа кутюрье, в которую входили Коко Шанель, Мадлен Вионне и Жанна-Мари Ланвен. Это было экстраординарное достижение для уроженки Кентукки. Так как девушке из семьи простого берейтора удалось стать самой желанной персоной в высшем обществе?

Ранние годы

История Маргарет Эдмоны Стрейдер (настоящее имя Моны фон Бисмарк) — как и биография почти всех видных деятелей прошлого века — начинается с черной полосы: из-за развода родителей девушка жила то у одной бабушки, то у другой, еле сводя концы с концами. У ее родственников, как по отцовской, так и по материнской линии, были психические расстройства, и больше всего на развитие характера маленькой Маргарет повлиял папа, который большую часть времени проводил вдали от нее.

Эдмона вскоре поняла, что единственный способ выбраться из этого мрачного царства — выйти замуж, поэтому благодаря связям отца она познакомилась с крупным бизнесменом Генри Джеймсом Шлезингером. В 1918 году девушка и самый богатый наследник Висконсина сыграли свадьбу. «Пробный» брак продержался всего два года (единственного сына при разводе она согласилась отдать Генри в обмен на полмиллиона долларов отступных). Уже в 1920-м она снова вышла замуж, на этот раз за Джеймса Ирвинга Буша, «самого красивого человека в Америке» — так его представляли в СМИ. Однако за внешней привлекательностью скрывался жестокий деспот и абьюзер. Он нередко бил Маргарет и устраивал пьяные дебоши. Эдмона пыталась исправить мужа, но все усилия оказались тщетными. Последовал очередной развод. По брачному контракту, подписанному в Париже, ей полагалась солидная сумма за понесенный моральный ущерб. Получив компенсацию, она снова вернулась в Нью-Йорк, только уже под новым именем — Мона.

Ключ к роскошной жизни

Сплетники в кулуарах говорили, что следующего возлюбленного она отбила у своей подруги Лоры Кертис, дочери губернатора Висконсина. 53-летний Харрисон Уильямс, самый богатый человек Соединенных Штатов, был на 24 года старше ее. Его состояние оценивалось в 600 миллионов долларов (свыше восьми миллиардов по современным меркам). Деньги текли рекой, а вместе с ними началась и жизнь, о которой так мечтала Мона: драгоценности, особняки, яхты и одежда от-кутюр.

«Вечеринки, мероприятия, благотворительные балы, грандиозные торжественные мероприятия — люди хотели быть рядом с ней. Они хотели познакомиться с ней поближе и понять ее, ее интересы, чем она живет», — говорит стилист и организатор выставки в историческом музее Фрейзера Ву Спид. У светской дамы, которая более 60 раз принимала участие в съемках Vogue, каждый день был расписан. У нее была даже собственная, как бы мы сейчас назвали, пиар-служба.

Недвижимость по всему миру и страсть к моде

Мона коллекционировала недвижимость: резиденция 1915 года между Пятой авеню и 94-й улицей, особняк в престижном районе Оук-Поинт на Лонг-Айленде, еще один особняк с безупречно белыми фасадами и интерьерами, разработанный Сирией Моэм, на Уорт-авеню в Палм-Бич и вилла Иль-Фортино, исторический особняк на Капри.

Такую же страсть она питала к дизайнерским нарядам. Рассказывали, что во время одной из ее поездок в Париж поезд, который перевозил ее чемоданы, наполненные платьями и шляпами, сошел с рельсов. Тогда Мона, охваченная гневом, позвонила в ателье Кристобаля Баленсиаги и заказала 150 платьев из последней коллекции. К слову, с кутюрье у них были особенные отношения. Он называл ее главной музой, а она, когда узнала, что месье Баленсиага в 1968 году решил закрыть свой модный Дом, пребывала в трауре и плакала три дня подряд. Мона также была близка с главным редактором американского Vogue Дианой Вриланд, писателем Трумэном Капоте, актером Полом Ньюманом, герцогиней Виндзорской и княгиней Монако Грейс Келли.

Фон Бисмарк обладала тонким чувством стиля — она предпочитала наряды ярко-розового, зеленого и светлого оттенков (ее неспроста называли «белой графиней»). В ее коллекции были твидовые костюмы Chanel (особенно она любила юбку и жакет с белым воротником с рюшами), фиолетовое кружевное платье Balenciaga, блейзер цвета фуксии Schiaparelli с пуговицами в виде солнечных лучей и длинное пальто Balenciaga с аппликацией из розовых лепестков органзы. Она следила за модными тенденциями, но не слепо следовала им: когда Chanel популяризировала маленькие черные платья, фон Бисмарк предпочитала появляться в свете в нарядах цвета слоновой кости.

Она любила утонченность во всем, от внешнего вида до декора в доме (она скупала антиквариат из Европы, мебель Наполеона, картины Гойи, Тьеполо и Фрагонара). Мона стала графиней фон Бисмарк благодаря своему четвертому мужу: Эдварду фон Бисмарку, декоратору и внуку канцлера Германии. Эдвард был гомосексуалом, но это, очевидно, не остановило Мону. По мнению Джеймса Беркфилда, автора ее биографии «Графиня из Кентукки», каждый брак Моны был намного выгоднее предыдущего.

Четвертое замужество дало ей ключи, которые открыли двери великих европейских салонов. Высокая, стройная, с аквамариновыми глазами и элегантными серебристыми прядями (Мона поседела в 30 лет) — ее боготворил фотограф из высшего общества Сесил Битон, композитор и певец Коул Портер посвящал ей песни, а Сальвадор Дали писал с нее портреты (картина 1943 года была продана на аукционе Sotheby's в 2013 году за 2,5 миллиона фунтов) — Мона фон Бисмарк никого не оставляла равнодушным.

В возрасте 73 лет она снова стала вдовой, но долго от одиночества не страдала. Спустя какое-то время она удивила друзей и вышла замуж за итальянского врача Умберто де Мартини, который был на 14 лет моложе ее. Но и этот брак не продержался до конца жизни. Через шесть лет после свадьбы Умберто сорвался со скалы во время гонки на своей Alfa Romeo и погиб.

После случившегося Мона уехала в свою резиденцию на Капри, подальше от всего и вся, вместе со своим другом и доверенным лицом Трумэном Капоте. Упоминания о Моне есть в его романе «Услышанные молитвы. Вспоминая Рождество». Придя в себя, она вернулась в Париж, где стала вести затворнический образ жизни в своей квартире на авеню де Нью-Йорк, 34. Маргарет Эдмона Трэвис Стрейдер Шлезингер Буш Вильямс фон Бисмарк Шенхаузен де Мартини провела там последние дни своей жизни — она умерла 10 июля 1983 года (сегодня в бывшей квартире аристократки находится штаб-квартира Американского центра Моны фон Бисмарк, целью которого является налаживание связей между Европой и США через искусство). Ее похоронили в платье Givenchy. Остальные наряды после смерти Бисмарк завещала передать в свой именной фонд, сейчас часть из них находится в частной коллекции Юбера де Живанши. Мону история запомнила как обладательницу великолепной коллекции ювелирных украшений: некоторые изделия она пожертвовала Смитсоновскому институту, а остальные были проданы через опцион.