Знакомство
Первая встреча главных в истории перформанса мужчины и женщины состоялась 30 ноября 1975 года — символично в день их рождения. Таких удивительных вещей в совместной истории Улая (урожденного Франка Уве Лайсипена) и Марины Абрамович немало. Но авторами многих являются они сами, а не судьба, как может показаться.
Абрамович к тому моменту окончила обучение в Академии изобразительных искусств Белградского университета, после чего несколько лет преподавала, побывала замужем и уже вовсю занималась искусством. Улай увлекался фотографией и с помощью нее творил первые концептуальные произведения-высказывания. Оба переехали в Амстердам. С тем, чтобы начать совместную жизнь, не тянули — съехались в тот же год, когда и познакомились.
«Оглядываясь назад, могу сказать, что эти отношения были важны для истории искусства», — говорит Абрамович в фильме The Story of Marina Abramović and Ulay. Сила притяжения в их паре сработала мгновенно. Улая вдохновляла бешеная энергия Марины, а ее саму — то, что он сделал себя. Выучившись на инженера, Улай сменил страну и род занятий и без образования создавал искусство, не боясь выходить за границы. В день, когда они познакомились, у художника были длинные волосы и выбритые щеки с одной стороны, короткая стрижка и щетина с другой. Эксперимент, получивший название S'He, продлился несколько лет.
Content
This content can also be viewed on the site it originates from.
Известные перформансы
В основе отношений Улая и Абрамович всегда лежало совместное творчество. Они оба были поглощены работой и в равной степени ее обожали. Один из первых перформансов Улай и Марина представили на Венецианской биеннале в 1976 году. Он назывался «Отношения в пространстве» и заключался в том, что художники — полностью обнаженные — бежали навстречу друг другу, раз за разом сталкиваясь телами. Иногда удары были такой силы, что Марина падала. У обоих после окончания долгое время не сходили синяки.
Первой большой общей покупкой стал тесный фургон Citroën. В нем Улай и Марина прожили несколько лет. В перерывах между перформансами уезжали за город, где носили теплые невзрачные свитеры, пили овечье молоко и делали домашний сыр. Абрамович занималась вязанием. С парой путешествовала собака — кавказская овчарка по кличке Альба. «Это действительно было мило. То, что мы пять лет жили в этом уродливом автомобиле, многое говорит о нашей любви и принятии», — поделился Улай в документалке об их отношениях. Старенький «ситроен» даже стал частью одного из перформансов — «Отношения в движении», — когда Абрамович с помощью мегафона считала количество кругов, которые Улай совершал на машине около музея в Париже. Смысл — понять, кто сдастся первым. В итоге спустя шестнадцать часов у «ситроена» закипел двигатель. После себя он оставил на плитке черный след, который не смывался больше десяти лет.