«Как только начинаешь понимать своего героя, он прекращает быть шаблонным антагонистом»: Бенедикт Камбербэтч о фильме «Власть пса»

На Netflix вышел новый фильм обладательницы «Оскара» Джейн Кэмпион — драма «Власть пса», главную роль в которой сыграл номинант на «Золотой глобус» и «Оскар» Бенедикт Камбербэтч. Наш колумнист Юлия Лоло поговорила с актером о работе с легендарным режиссером, токсичной маскулинности, Новой Зеландии и игре на банджо.
«Как только ты начинаешь понимать своего героя он прекращает быть шаблонным антагонистом» Бенедикт Камбербэтч о фильме...

«Власть пса» (Power of the Dog) — первый фильм легендарной Джейн Кэмпион за последние 12 лет, более того, это ее первый опыт сотрудничества с Netflix. Для возвращения в режиссерское кресло она выбрала экранизацию одноименного романа американского новеллиста Томаса Сэвиджа, который был впервые опубликован в 1967 году. Над сценарием адаптации Джейн Кэмпион работала сама, как, к слову, и в случае с драмой «Пианино», подарившей ей первый и пока единственный «Оскар» в карьере и сделавшей ее в 1993 году первой женщиной-режиссером, удостоившейся «Золотой пальмовой ветви» в Каннах. Не исключаю, что и новый фильм Джейн станет одним из главных участников предстоящего сезона наград. К слову, мировая премьера «Власти пса» состоялась в Венеции, где Кэмпион завоевала «Серебряного льва» за лучшую режиссуру.

«Власть пса» — невероятно визуальная нео-вестерн-драма о двух братьях, живущих на одном из крупных и богатых ранчо в штате Монтана, США, в 1920-х. Фактическим управлением этим ранчо занимается брутальный ковбой Фил (номинант на «Оскар» и «Золотой глобус» Бенедикт Камбербэтч), в то время как значительно более мягкий по характеру Джордж (номинант на «Эмми» Джесси Племонс) предпочитает заниматься бумагами. Когда Джордж женится на хозяйке местной гостиницы по имени Роуз (номинантка на «Золотой глобус» Кирстен Данст), овдовевшей после самоубийства ее первого мужа, Фил в буквальном смысле слова начинает изводить новую невестку, подозревая ее в том, что она движима не любовью к его брату, а меркантильными соображениями. А когда к ним на летние каникулы приезжает Пит, субтильный сын Роуз от первого брака (звезда «Людей Икс» Коди Смит-Макфи), ненависть Фила обрушивается и на него.

На первый взгляд кажется, что он абсолютный мизантроп, но постепенно выясняется, что в прошлом его связывали особые отношения с неким Бронко Хенри, научившим юного Фила, только вернувшегося домой после учебы в Йеле, всем премудростям ковбойской жизни. В итоге на ранчо разгорается душераздирающая драма несостоявшихся амбиций, фальшивых эмоций и болезненных воспоминаний, по закону жанра, с трагическим финалом. В конце звучит библейский псалом: «Избавь мою душу от меча, а сердце от власти пса», отсылая нас к названию фильма.

Бенедикт Камбербэтч подробно рассказывает о своей первой встрече с Джейн Кэмпион, после которой он попал на этот проект: «Однажды эта невероятная сейсмическая сила кинематографа, удивительно сильная женщина в мире, где доминируют мужчины, талантливый режиссер, вошла в мой дом с серым рюкзаком на спине и сказала: “Привет, рада познакомиться, я — Джейн!” От страха и беспокойства, вызванных у меня встречей с этим фантастически одаренным и вдохновляющим меня кинематографистом, я буквально растаял. Но Джейн — обычный человек, мы мило побеседовали, после чего она показала мне презентацию проекта и описала, каким, по ее мнению, должен быть фокус этой истории. К моменту нашей встречи я уже прочел книгу, но сценария у меня еще не было, и я ответил: “Это замечательно!” Возникла неловкая пауза, мы обменялись улыбками, и я спросил, будем ли мы снимать фильм вместе. Она ответила: “Да, я просто хотела познакомиться с моим Филом”. Уже позже до меня дошло, что я получил роль. Не знаю, была ли та встреча кастингом. А Джейн после нашей встречи, мне кажется, сказала продюсерам: “Кажется, я только что предложила ему роль!” Этот опыт был абсолютно экстраординарным, мне постоянно хотелось оправдать ожидания, которые Джейн на меня возлагала. Повезло мне».

Вспоминая о съемках у Кэмпион, актер рассказывает: «Когда вы впервые встречаете Джейн, на вас давит груз знаний о ее статусе культового режиссера. А затем в комнату входит этот восхитительный человек с невероятным чувством юмора. И все равно в воздухе продолжает витать некая подсознательная алхимия, которой Джейн в силу своей скромности не дает вырваться наружу. Но это оказывает влияние не только на фильм, но и на всех, кто ее окружает. Вы даже не представляете, насколько вся съемочная группа старалась идеально снять каждый кадр. И к тому же с ней очень весело».

— В одном из интервью Джейн Кэмпион сказала, что когда она рассматривала вашу кандидатуру на эту роль, вы показались ей одним из самых забавных людей. Расскажите, как вы, человек, который в основном играет положительных героев, отправились в Новую Зеландию, чтобы сыграть форменного негодяя, который даже ни разу не улыбнулся за весь фильм?

— У меня проблема с такого рода упрощенной дуализацией. Не хочу прозвучать высокопарно, но мой герой — очень сложная натура. Как только ты начинаешь понимать своего героя, он прекращает быть шаблонным антагонистом. К тому же не забывайте о прекрасной поэтичности и сложности всей этой ситуации в целом, которую Сэвидж пытался раскрыть в романе, а Джейн — в своем фильме. А сниматься в Новой Зеландии мне очень понравилось, я никак не мог насладиться ей полностью. В этот тяжелый и нестабильный момент в истории человечества мне и моим родным невероятно повезло оказаться в этой экстраординарной стране, ставшей нам домом на время съемок. Жаль, что я пока не могу туда вернуться.

О том, как он готовился к роли ковбоя, Бенедикт рассказывает особенно оживленно: «У нас был своего рода лагерь для парней в Монтане, чтобы мы могли погрузиться в образ жизни владельцев ранчо, которым принадлежит весь мир на их земле, ведь они безраздельно владеют землей, животными и даже погодой. А потом, уже в Новой Зеландии, у нас был еще один тренировочный лагерь, где мы могли в течение двух недель репетировать. Это было бесценно, потому что именно там мы все впервые встретились. Я огромный фанат Джесси Племонса, но мы не были знакомы. Как-то мы пошли с ним на хайкинг, сбились с небольшой тропы и многое узнали друг о друге, пока искали дорогу обратно. Именно этого и хотела Джейн».

— Этот фильм исследует тему токсичной маскулинности, поделитесь вашими впечатлениями от процесса?

— Мне кажется, трагедия моего героя в том, что он не может быть самим собой в ту эпоху, в которой ему довелось родиться, и в той культуре, в которой он вырос. Мне кажется, это история о том, насколько разрушительной может оказаться демонстрация токсичной маскулинности, причем не только для него самого и его будущего, но и для всех, кто его окружает. Это настоящая трагедия полного отсутствия толерантности. «Власть пса» — невероятная книга, и то, что вы видите в фильме, — линейное изложение истории. Слои показной мужественности сходят с Фила ближе к финалу. У Томаса Сэвиджа талант перескакивать из одного времени в другое, и он создает потрясающе насыщенное и очень интимное представление о своем герое. Я настоятельно советую вам прочитать этот роман. Этот писатель может рассказать вам все о герое на одной странице и все о мире — в одной главе. Джейн ориентировалась на эту книгу, но я должен был играть по сценарию. И мне очень нравилось устраивать дебош на ранчо, Джейн дала мне полный карт-бланш. Она даже представила меня съемочной группе так: «Это Фил. Фил Бербанк. С Бенедиктом вы встретитесь в конце съемок, он очень приятный человек. А это — Фил».

Возвращаясь к разговору о токсичной маскулинности, актер со смехом говорит: «На эту тему я могу написать целую диссертацию. Токсичность Фила — продукт его воспитания и обстоятельств, в которых он оказывается. Мне кажется, я понимаю его. Это часть его природы, часть его недостатков, часть его личной трагедии. Мне кажется, я могу понять человека, который занимает оборонительную позицию, ощущая себя подавленным и изолированным в контексте своих жизненных обстоятельств. Все, что он пытается создать, аутентично в его жизни, в которой сам центр его аутентичности не может быть раскрыт до конца. Мне кажется, это многое говорит о токсичной маскулинности в нашем мире. Единственный шанс изменить это — попытаться понять и признать, что этому нельзя противостоять. Любое противостояние лишь сильнее разожжет этот костер. Необходимо понять, почему такие травмированные люди причиняют вред и себе, и окружающим, будь то мировые лидеры на трибуне, влиятельные политики, сумевшие вновь заполучить власть, или нечто в вашей личной жизни или культуре. Невозможно просто запереть монстра и выбросить ключ, в этом случае все будет циклично повторяться».

На вопрос о том, как за короткий период времени переключаться между такими героями, как Фил во «Власти пса» и Доктор Стрэндж в новом «Человеке-пауке»,  Камбербэтч отвечает: «Это настоящая привилегия. Правда, это фантастический опыт, когда приходится примерно в один и тот же период времени играть настолько разных персонажей! Мне так повезло!»

— Какая сцена в фильме стала вашей любимой?

— Я люблю работать с животными, они чудесные. Мне очень понравилось верхом перегонять стадо коров, в XXI веке не часто выпадает такая возможность. Затрудняюсь назвать свою любимую сцену, могу рассказать, какая мне понравилась меньше других. Когда ты погружен во что-то или пытаешься, как минимум, простить себя за свое несовершенство, ничто не вернет тебя обратно к реальности, которую ты пытаешься имитировать, лучше, чем игра на каком-нибудь музыкальном инструменте. Пожалуй, меньше всего мне понравились сцены с банджо. Хотя я в принципе неплохо играю.