«История Золушки» — так обычно озаглавливают материалы, посвященные пути Натальи Водяновой. То, как наша соотечественница стала одной из лучших среди мировых моделей, знают многие, однако за этим часто остается менее заметной еще одна важная деталь. История Натальи не только об успехе, но и о сострадании и стремлении помогать. Вот уже 18 лет созданный Водяновой фонд «Обнаженные сердца» помогает детям с аутизмом и другими нарушениями в развитии и этап за этапом приучает общество к инклюзии.
У фонда, как и у любой организации, есть год основания — 2004 — однако понятно, что идея оказывать поддержку особенным людям не может родиться из ниоткуда. «Жизненный опыт сформировал мое желание и стремление помогать детям и их семьям, стремиться к созданию инклюзивного общества: и самый ранний, который я пережила, еще будучи маленьким ребенком, и самый поздний, который случился непосредственно перед тем, как это желание вылилось в конкретные действия», — объясняет Наталья. Ее младшая сестра Оксана родилась с глубокой формой аутизма, интеллектуальными нарушениями и церебральным параличом. Водяновой пришлось бросить школу, чтобы помогать маме обеспечивать семью и ухаживать за Оксаной. В 1990-х об инклюзии знали очень мало, семьи оказывались со своей проблемой один на один. «Я всегда мечтала, чтобы у Оксаны была возможность получить поддержку в раннем детстве. Но при этом я не создавала фонд для удовлетворения личных нереализованных потребностей. Я задумывала его для всех детей», — говорит Наталья.
В сентябре 2004 года случилась трагедия в Беслане. Водяновой тогда было 22 года, она строила карьеру и была в нее максимально включена. Трагедия, по ее словам, вырвала из рабочей рутины, стала «сильно отрезвляющим фактором». Модель следила за происходящим, смотрела новости, думала, чем может помочь, и решила, что в Беслане должна появиться игровая площадка для детей всех возрастов и возможностей. С этого началась работа фонда «Обнаженные сердца». Уже через 5 лет, к 2009-му, организации удалось установить 39 таких инклюзивных объектов по всей России. «Поначалу я не понимала, что нужно делать, но осознавала, что бездействие недопустимо. Четкого плана не было, так что это стало, скажем так, испытанием на прочность. Я уехала из России довольно рано и не успела завести знакомых, которые могли бы помочь учредить благотворительную организацию. Но инстинктивно я все равно приехала в родной Нижний Новгород. На тот момент полномочным представителем Президента РФ в ПФО был Сергей Владиленович Кириенко. Его команда мне очень помогла», — рассказывает Наталья. На вопрос, почему фонд начал именно со строительства детских площадок, она отвечает, приводя личный опыт — сверстники ее сестру Оксану не принимали: «Место, куда ребенок может прийти и поиграть — это своего рода реабилитация. Вне зависимости от возраста и особенностей».
Благодаря «Обнаженным сердцам» в России — от Калининграда до Советской Гавани — существует теперь 214 инклюзивных площадок. Сейчас фонд постепенно замедляет строительство новых и занимается в том числе восстановлением давно существующих объектов. К тому же миссия организации давно вышла за эти пределы. «Обнаженные сердца» сегодня — это экспертный хаб, который привозит в Россию эффективные практики работы с людьми с нарушениями развития и адаптирует их под местные условия. Фонд активно сотрудничает с другими НКО и государственными структурами, создает центры поддержки для детей и их семей, где работают бесплатные программы помощи. Там же могут стажироваться специалисты дошкольного и школьного образования. Даже сайт Nakedheart.online со временем стал важным ресурсом для семей и всех, кто хочет стать более осведомленным в вопросе помощи особенным людям. Информация подается во всех актуальных форматах — от практических методичек до подкастов.