История итальянской аристократки Луизы Казати, которая считалась самой загадочной женщиной своего времени

«Я хочу быть живым произведением искусства», — сказала как-то маркиза о себе. Она сумела стать иконой стиля и музой для деятелей искусства, моды и кино, но свои дни закончила в нищете и одиночестве. В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения графини — вспоминаем ее невероятную историю.
Луиза Казати история итальянской аристократки которая считалась самой загадочной женщиной своего времени

Происхождение и замужество

Луиза Амман родилась в Милане в январе 1881 года. Она была дочерью богатого итальянского хлопкоторговца, графа Аммана, которого король Умберто I наградил титулом графа за вклад в развитие текстильной промышленности. Луиза и ее старшая сестра Франческа обучались дома у лучших гувернеров и не знали горя. Однако в 1894 году скончалась их мать, а вслед за ней ушел из жизни отец. 15-летняя Луиза и ее 16-летняя сестра остались сиротами — и наследницами миллионного состояния. В 1900 году на одном из балов Луиза — девушка с бездонными зелеными глазами и необычной внешностью — познакомилась с маркизом Камилло Казати Стампа ди Сончино, выходцем из старейшего миланского рода. 19-летняя Луиза вмиг очаровала аристократа, который был на четыре года старше избранницы. Она вышла за него замуж. Во время медового месяца молодожены отправились на всемирную выставку в Париже, а затем поселились на вилле Казати в Чинизелло-Бальсамо в Италии. Спустя год Луиза родила дочь Кристину. Малышку она назвала в честь Кристины Тривульцио, княгини Бельджойозо, которая занималась черной магией. Увлечение оккультизмом было тогда повсеместным. И в Европе, и в Америке обеспеченная публика гадала, узнавала будущее, говорила с духами умерших. Луиза занималась этим на протяжении всей жизни. В ее дворцах жили гадалки и астрологи, словно оракулы при императрице. А среди предметов, окружающих ее в последние дни, когда от состояния семидесятилетней маркизы не осталось и следа, значился футляр из хрусталя, в котором, как она уверяла, хранилась фаланга пальца святого Петра: он кинул ею в Казати во время спиритического сеанса…

Уже с первых месяцев семейной жизни маркиза чувствовала, что будто заточена в золотой клетке. Она пыталась изо всех сил вырваться из нее. Практически сразу после свадьбы супруги разъехались по разным домам, в итоге в 1914-м они расстались, а развод оформили лишь в 1924-м. Луиза была первой в Италии женщиной, которая получила разрешение церкви на расторжение брака.

Отношения с модным европейским романистом

Одной из причин разлада в семье были отношения Казати с поэтом Габриэле Д’Аннунцио. Известный сердцеед и маркиза познакомились во время одной из поездок Луизы с мужем на охоту. После встречи она стала любовницей Габриэле. Он обожал Луизу и называл Корой (одним из имен греческой богини Персефоны). Согласно легенде, после похищения Аидом эта непорочная дева стала богиней подземного царства. Д'Аннунцио увлекался мифологией, а его новая избранница обожала метаморфозы, поэтому нет ничего удивительного в том, что Луизе было присвоено это легендарное имя.

«Луиза Казати — женщина удивительной красоты. Когда я спросил, с каким ощущением носит она свою гордую маску, она ответила, что ей кажется, будто, проходя, она с триумфом оставляет свой образ в самом воздухе, словно бы это гипс или воск, и таким образом увековечивает себя всюду, где бы ни побывала. В этих словах она выразила, быть может, безотчетное стремление к власти и к бессмертию, свойственное всякой красоте. Не только с каждым шагом, но и с каждым мимолетным жестом Кора оставляла свой облик в моей бессмертной душе. Луиза пришла в восторг от своего прозвища... и стала подписываться на французский манер "Core"», — писал ее главный поклонник, Д’Аннунцио. Поэт сделал Казати прототипом главной героини своего романа «Может быть — да, может быть — нет», называл ее «разрушительницей заурядности» и до безумия обожал.

Воздыхатели

«Меня поразило появление дамы, которая обладала необычной элегантностью. Она затмевала всех присутствующих. На ней высокая бархатная шляпа, украшенная золотым ожерельем, подарком Д’Аннунцио, у нее огромные глаза. Много макияжа, они сверкали в обрамлении рыжих кудрей. Наши взгляды встретились. Перед отъездом меня представили ей: это была маркиза Казати», — так вспоминал светскую львицу художник Август Джон. Впоследствии он стал автором одного из самых известных портретов маркизы. Луиза была музой многих творческих людей. Именитые парижские дизайнеры мечтали одевать ее: Поль Пуаре в 1910-х создал для нее каскадное платье, усыпанное бриллиантами, а Леон Бакст в 1922 году сшил наряд «королева ночи», который она надела на бал-маскарад в Париже. Однажды она появилась на вечеринке в необычном платье, состоящем из сотен крошечных электрических лампочек, правда, в итоге оно вышло из строя, и маркизу даже ударило током.

Ее портреты писали Джованни Болдини, Август Джон, Кис Ван Донген, Ромейн Брукс и Игнасио Сулоага, снимали фотографы Ман Рэй, Сесил Битон и барон Адольф де Мейер, а скульпторы Джакомо Балла, Екатерина Барджански и Якоб Эпштейн боготворили. Маркиза была музой итальянских футуристов: писателя Филиппо Томмазо Маринетти, поэта Фортунато Деперо и художника Умберто Боччони. Однажды она даже поставила шоу марионеток под музыку Мориса Равеля.

Луиза Казати в костюме, символизирующем свет, на маскарадной вечеринке в Париже (1922 год)

Образ

О ее эксцентричных выходках ходили легенды. Говорили, что однажды она в сопровождении своего домашнего удава поселилась в отеле Ritz в Париже, откуда тот сбежал. А наряды Казати порой вызывали шок у неподготовленной публики. Она дополняла свои образы драгоценностями Lalique и вдохновила Cartier на создание знаменитой коллекции «Пантера». О ее вечеринках и выступлениях говорило все высшее общество: на одном празднике, который маркиза устроила в своем венецианском палаццо, танцевали Вацлав Фомич Нижинский и Айседора Дункан, а Пабло Пикассо и Сергей Дягилев были частыми гостями на мероприятиях на ее римской вилле. Ее магнетическая красота поразила художника Эрте, который посвятил ей букву L в своем «Алфавите Эрте». Буква выполнена в виде женщины с гепардом.

Грандиозные вечеринки

Луиза путешествовала между Миланом, Римом и Лондоном, но по-настоящему была очарована Венецией — именно там проходили самые запоминающиеся вечеринки и маскарады. В 1910 году маркиза поселилась в заброшенном палаццо Веньер деи Леони на Большом канале (сейчас там располагается музей собрания Пегги Гуггенхайм) и отреставрировала его. На территории особняка находился настоящий зоопарк с экзотическими животными, такими как гепарды, попугаи и даже гориллы. У Казати еще с детства была страсть к птицам. Она приучила павлинов сидеть на подоконниках, чтобы показывать их гостям и удивленным прохожим, а воронов-альбиносов маркиза красила в разные цвета, чтобы они соответствовали темам ее многочисленных шумных вечеринок.

Она любила гулять ночью по площади Сан-Марко в весьма эпатажном виде: одетая в плащ Мариано Фортуни, в золотых туфлях с перламутровыми каблуками, с гепардом на бриллиантовом поводке, с живой змеей вместо украшений и в сопровождении своего верного слуги-нубийца, который освещал каждый ее шаг свечой в золотом подсвечнике. Здесь, на площади Сан-Марко, маркиза собирала сливки европейской аристократии на балы, встречала своих гостей в костюме Арлекина, дрессировщицы с попугаем на одном плече и мартышкой на другом, персидской принцессы, в образе Сары Бернар, медузы Горгоны, Клеопатры, графа Калиостро или вовсе в шубе на обнаженное тело. Говорили, всю площадь покрывали персидскими коврами, чтобы Казати могла эффектно пройтись по ней босиком.

Огненно-красные волосы, алая помада, два слоя черной туши, наклеенные под нижние веки полоски бархата, зрачки, расширенные от капель из белладонны (капля этой ядовитой жидкости заставляла глаза сиять, как изумруды), яркое платье, причудливые ожерелья — Луиза очаровывала незнакомцев на вечеринках, причем как мужчин, так и женщин. В 1913 году она совершила каминг-аут, признав свою бисексуальность.

Луиза Казати в объективе Адольфа де Мейера

Любовь к театральности Луиза унаследовала от матери, которая рассказывала дочери о светских мероприятиях и пьесах в опере. Когда мать выходила в свет, маркиза тайком примеряла наряды от тогдашних кутюрье – Чарльза Фредерика Уорта и Жака Дусе. Впоследствии фантазийные образы для нее также создавали Эльза Скиапарелли и Леон Бакст. Маркиза задавала тенденции, вдохновляла гениев и поражала даже самых пресыщенных представителей аристократии. Без сомнения, Казати была самой скандальной женщиной своего времени.

Помимо Венеции Луиза обожала Париж, там у нее тоже был дворец — Palais Rose — фантастический особняк, построенный из красного мрамора, с отдельным павильоном, превращенным в частную картинную галерею, где маркиза разместила более ста тридцати изображений самой себя. В гостиной Казати вокруг богато украшенного обеденного стола сидели причудливые восковые фигуры, внутри которых, как говорили, находился прах ее умерших бывших любовников. Во время ужинов при свечах Луиза сидела рядом с восковой копией себя, а затем с удовольствием сбивала с толку своих гостей относительно того, какая фигура настоящая.

Закат эпохи

1924-й — решающий год в жизни маркизы, после нескольких лет разлуки она разводится с мужем, ее единственным оставшимся другом, сестра Луизы умерла несколькими годами ранее. Д'Аннунцио разорен. В начале 1930-х годов его имение было полностью разграблено, а 17 декабря 1932 года все его имущество и коллекции были проданы с молотка. Маркиза путешествует по миру: сначала она уехала в Соединенные Штаты, потом на Капри и, наконец, в Лондон. Светская дама жила не по средствам, и к 50 годам она накопила 25 миллионов долларов долгов, поэтому ей пришлось продать свой дом в Париже и все его содержимое. Говорят, одной из покупательниц на аукционе была Коко Шанель. После банкротства Луиза переехала в Лондон к дочери Кристине. Долгие годы она жила довольно скромно в однокомнатной квартире на обеспечении близких друзей. Луиза умерла 1 июня 1957 года от кровоизлияния в мозг, в очередной раз вызывая потусторонних духов у себя на кухне. Ей было семьдесят шесть лет. Ее похоронили с накладными ресницами и яркой помадой, одетую в черное пальто с воротником из меха гепарда, на Бромптонском кладбище в районе Кенсингтон и Челси, в западной части центра Лондона. Племянница маркизы Муреа выбрала строки из шекспировского «Антония и Клеопатры» в качестве надписи на могильном камне: «Ее разнообразью нет конца. Пред ней бессилен возраст».

История итальянской аристократки Луизы Казати, которая считалась самой загадочной женщиной своего времени
ГалереяCлайдов: 6
Смотреть галерею

Фото: Getty Images