Хозяйка PR­-агентства Алиса Вольская — о своем светлом пути из Москвы в Париж

Бывшая ассистентка «Конде Наста» Алиса Вольская рассказывает Ариану Романовскому свою версию «Дьявол носит Prada». В ней героиня не сдается, а открывает PR-компанию с офисом в центре Парижа.

«Все-таки Россия такая страна, где без мужчины за плечами страшно. Когда папы не стало, мне начали говорить: “Надо определяться с работой”. А я еще в детстве, когда думала, чем же мне заниматься, решила, что надо работать в Vogue. Оставалось понять, кто его издает» – так начало своей головокружительной карьеры описывает Алиса Вольская, хозяйка парижского PR-агентства AVEC, сотрудничающего с Натальей Водяновой. Love Ball и Fund Fair, например, гремят не без ее участия. Еще в клиентах Bulgari, Ralph Lauren, Four Seasons. Во многих сказочных биографиях героинь «Татлера» self made woman является преувеличением, но Вольская не тот случай. 

Она теперь француженка с паспортом, ее агентство конкурирует с могучими Karla Otto и Lucien Pages. На ужины к ней летят на крыльях любви Ги-Манюэль из Daft Punk, Джамбаттиста Валли и креативный директор Moncler Ремо Руфинни. Более того, Алиса – самый молодой член совета института Parsons в Париже, где кроме нее – сплошь топы французского люкса.

Шерстяное платье, BOTTEGA VENETA; туфли из лакированной кожи, PRADA; серьги Tiffany Victoria из розового золота с бриллиантами, браслет Bone Cuff из стерлингового серебра, все TIFFANY & CO.

Мы ковыряем поке в Cutfish на Петровке. Алиса только что прилетела из Саудовской Аравии, где поддерживала своего друга Мохаммеда Аль Турки и его вариант Каннского фестиваля на Красном море. В июле, во время настоящего фестиваля в Каннах, она вместо Водяновой хостила вечер ее фонда и своими силами собрала там А-лист: Джона Кортахарену, Сашу Лусс, Даррена Крисса... В Москве Алиса всего на пару дней – курирует благотворительный вечер «Обнаженных сердец». А потом вернется на Rue de la Paix, где у нее офис. Здание раньше принадлежало братьям Кост (авторам-исполнителям отеля Costes). Дизайн Вольская заказала компании AMV из команды Жана Нувеля, попросила использовать только натуральные материалы и мебель, бывшую в употреблении, – образцы дизайна былых времен с блошиного рынка Saint-Ouen. А начиналась ее карьера, как многие другие, в «Меховом холодильнике» на Большой Дмитровке. 

Алиса росла в Санкт-Петербурге, когда главным саундтреком культурной столицы был «Город, которого нет» Игоря Корнелюка и перестрелки в районе набережной Робеспьера, рядом с Алисиной школой №185, где до нее училась Ксения Собчак. Мама – художник. Папа занимался недвижимостью. 

«Я была тепличным ребенком, меня оберегали, на вечеринки к подружкам не отпускали, отсюда и сформировалось желание быть в центре всего». Родители развелись. Мама решила отдать ребенка в балет, а там сказали: «Спасибо большое, но ваша девочка очень высокая, и вообще...» Отказы такого рода не принимались, в семье было принято считать Алису образцом совершенства. В общем, она провела у станка немало лет. Примой не стала, зато хорошо усвоила, что такое дисциплина. 

Мама переехала в Москву, перевела дочь в школу №1240 – Романовскую – ту самую, где снималась teen-драма «Простые истины». Получив аттестат, Алиса вознамерилась было вырваться на свободу и жить отдельно, но харизмы поначалу не хватало: «Мама у меня богемная, очень творческая, вокруг нее всегда были интересные друзья, все такое необычное. С другой стороны, папа сыграл свою роль. Он был очень консервативным, строгий бизнесмен, который считал, что главное дело его жизни – ото всего меня защищать, пока я не выйду замуж».

Хлопковое платье, JIL SANDER; золотые серьги и кольцо Boucheron Serpent Bohème с бриллиантами, все BOUCHERON.

«Иностранке нужно не быть собой, а конвертировать понятное. Вот блонд, вот красная дорожка, блестки, платье».

Не вылезая из-под маминого крыла, Алиса увлеклась модой, сама себе шила, вдохновляясь гальяновскими рекламными кампаниями Dior с Жизель Бюндхен в главной роли. Решила поступать в нью-йоркский Fashion Institute of Technology. В 2004 году студенческие визы США уже выдавали неохотно, и Алисе посоветовали начать с Канады, а затем перевестись в Нью-Йорк. В Торонто она проучилась недолго: заболел папа. Когда он умер от рака легких, ни о каких США уже речи не шло. 

В Москве Вольская по экстерн-программе доучивалась в РГГУ на факультете госуправления. Стала искать работу. «Я не знала, что в Condé Nast борются даже за место на ресепшене. В вакансии на “Хедхантере” не было указано, какой именно журнал ищет ассистента. Мне позвонили. Я была активной, но при этом стеснительной: классический экстравертный интроверт. После нескольких собеседований, когда мне сообщили, что берут, я даже не знала, в какой журнал. Спросить казалось верхом наглости. Для меня главное было попасть в Condé Nast». Вольскую определили в CN Traveller, и с этого момента началось ее собственное большое путешествие. 

Алиса не просто «экстравертный интроверт», она Козерог. То есть в мистику и подарки судьбы не верит. Но не без исключений. Популярные в нашей компании кристаллы она уважает, особенно голубой агат, малахит и розовый кварц. На телефон установила приложение для аффирмаций I am, которое десять раз на дню шлет ей позитивные банальности вроде «Все в твоих руках». Но не они делают Алисе карьеру. «Опыт – это очень важно. Без него ты будешь творить нелепейшие вещи и зря тратить время окружающих. Поначалу так это и выглядело. Я была совершенно не готова к офисной работе. Даже в плане гардероба. Училась, веселилась, у меня были только короткие платья. Без папы финансово все было непросто, я не могла позволить себе новую одежду. А то, что было, годилось только для кафе с подружками». 

Через пару месяцев на горизонте замаячила вакансия личного ассистента тогдашнего президента Condé Nast Russia Карины Добротворской. «Я подумала, что меня в этой роли сразу все заметят. Карина выглядела совсем юной. Мне даже в голову не приходило, что такие женщины бывают self made. Я тогда грешным делом подумала, что, наверное, ее папа владеет русским “Конде Настом”, отсюда и высокий пост. Тогдашняя ассистентка Карины очень хотела двигаться дальше и поприветствовала меня словами, будто из “Дьявол носит Prada”: “Ты, конечно, вообще не подходишь, но мы просто так отчаялись, уже полгода ищем”». Наивная Алиса начала потихоньку догадываться, как люди набивают себе цену. 

Теперь Вольская все хорошо понимает и о других, и о себе: «У меня есть эта черта в характере – видеть цель и не видеть препятствий. Если маячит хоть малейший шанс, я за него уцеплюсь». Отдышавшись на новом месте, она спросит Добротворскую, почему ее взяли. Начальница ответит: «В тебе чувствовались огромный драйв и желание. Я увидела, что ты, по крайней мере, мотивирована». 

И начались бессонные ночи, когда, закончив в два часа, она уже в семь утра приходила готовить презентации. «Никто не просил так убиваться. И синдрома отличницы у меня не было и нет. Просто иначе весь объем работы не осилить вовремя». Она быстро стала королевой логистики: «Помню, Карина с семьей сели не на тот поезд в Швейцарии. Она мне позвонила: “Алис, ты можешь что-то сделать?” Я сделала. Разве у меня был вариант отказаться?» 

Вольская встречала в Москве всех топов Condé Nast, организовывала каждый их шаг. «Но в конце 2012-го я начала что-то подозревать. Карина зачастила в лондонский офис. Я, протеже Добротворской, заволновалась, что она уедет. И вот она приглашает меня на завтрак и говорит, что ей предложили повышение в Сondé Nast International с переездом в Париж. Спросила, что я в контексте себя думаю по поводу этого города».

Здесь и далее: шерстяной жакет, GIVENCHY; золотое колье Panthère Articulée с цаворитами, лаком и ониксом, CARTIER. Шерстяные жакет и брюки, туфли из кожи, текстиля и пластика, все SAINT LAURENT BY ANTHONY VACCARELLO; золотые колье Juste un Clou и часы Panthère de Cartier, все CARTIER.

«Каморка оказалась с видом на Эйфелеву башню, а сосед – самым красивым в мире мужчиной».

Переезд был трудоемким. «Я занималась эмиграцией Карининой семьи. Сама уезжала не под фанфары – на Дмитровке меня пересадили в кладовку, потому что уже сняли с довольствия. Добрые коллеги напутствовали: “Ни в коем случае не езжай, ты там никому не нужна”». К тому же Алисин французский, который был неплох в школьные годы, с годами ослаб (на собеседовании Вольская клялась, что он просто magnifique), пришлось быстро его воскресить. Она каким-то чудом сняла в Париже квартирку площадью двадцать пять квадратных метров: «В двадцать четыре года я стала экспатом в городе, который встречает отнюдь не круассанами». 

Сериал «Эмили в Париже» все сильно приукрашивает, но Алиса действительно попала в сказку: «Моя каморка оказалась с лепниной. Имелся даже балкон Джульетты с видом на Эйфелеву башню. Соседом по лестничной клетке был самый красивый мужчина в мире, к тому же аристократ». Дело дошло до помолвки. 

Времени на любовь не хватало. Алисе поручили организовать мероприятие для редакторов всех международных изданий Glamour. Амбиции превосходили бюджет, и Алиса приду- мала собрать всех дома у дизайнера Жан-Шарля де Кастельбажака. Официально – потому, что никого не удивишь улитками в Le Grand Colbert. В реальности – дома питаться дешевле. Осталось договориться с Кастельбажаком. Из королевы логистики Алиса превратилась в богиню нетворкинга. «Кто-то меня познакомил с Жан-Шарлем, сказал, что у него офигенно красивая квартира – огромная, с садом, с мастерской. И к ней прилагается сын – бонвиван и диджей. В общем, мы заплатили только за канапе. Все остались в восторге. Об ивенте написали как о вечеринке Алисы Вольской и Карины Добротворской. Мое имя впервые прозвучало так, словно я в пиаре и ивент-менеджменте полноценная творческая единица».

Кейсов у Алисы в портфолио становилось все больше. Но тут объявили о переезде парижского офиса в Лондон. «Я не хотела в Лондон. И приняла решение покинуть Condé Nast. В Париже у меня была квартира, собака, жених. Жан меня уговаривал, что все будет хорошо. Я сопротивлялась: “Ты вообще представляешь, что я буду делать? Кому я тут нужна?” Он вытирал мне слезы: “Ну в крайнем случае будем жить у меня”. Я не собиралась сидеть у него на шее – ни в коем случае, но, по крайней мере, у меня появилась опора. Помню, я пошла к Карине в кабинет сообщить, что, к сожалению, выхожу из игры. Не успела я оттуда выйти, как пришло сообщение от подруги, которая работала у Водяновой. “Алиса, привет. Как дела?” Я пишу: “Хорошо. Я тут решила уйти из Condé Nast”. Она в ответ: “Ой, как здорово, а я как раз к тебе с работой!”» 

Наталья искала директора своего фонда во Франции, то есть правую руку, которая возьмет на себя коммуникацию с брендами и фандрайзинг. К тому моменту релевантного опыта у Алисы было хоть отбавляй. Финальное собеседование с ней провел Антуан Арно. «Он сказал: “Я, кстати, видел вашего начальника Джонатана Ньюхауса и уже сообщил ему, что вы уходите к моей жене”, хотя я пока никуда не уходила. А еще произнес мудрые слова: “Понимаете, когда вы работаете в моде, вы можете потом только в моде и оставаться. Когда работаете в благотворительности, вольны потом заниматься чем угодно, потому что получаете доступ в сферы, и отношения, и контакты, и опыт”». Так и получилось. Алиса, интеллигентная девочка из Питера, в Париже полностью сменила имидж, стала платиновой блондинкой в мини. «Иностранке нужно не быть собой, а конвертировать понятное. Вот блонд, вот красная дорожка, блестки, платья. Когда собираешь деньги на благотворительность, делаешь это не по имейлу. Надо много общаться с людьми, причем так, чтобы они тебя понимали». Сейчас она, кстати, опять шатенка. Носит макси, но помада все еще очень красная. С женихом, соседом по лестничной площадке, рассталась. Зато французский Vanity Fair написал об Алисе в статье «Пять женщин, добившихся успеха в 2020-м». 

При активном участии Вольской летом 2016-го отгремел Наташин Love Ball в Fondation Louis Vuitton. Алиса дрожала, но справилась. «Канье Уэст зачем-то приехал на час раньше, и мне пришлось его развлекать в пустых залах. Я очень боялась, что он развернется и уедет. Решила, что надо экстренно устроить ему какой-нибудь перформанс и задать тысячу вопросов. Канье растаял и начал мне рассказывать о себе – что вообще не любит тусоваться, а вот его жена очень любит. И что, будь она с ним, было бы весело. Потом он попросил посадить его за стол первым, до того, как откроются двери в зал. Ушел только утром». 

Наталья Водянова из босса стала Алисе подругой. «Мы отдыхали у нее дома в Сен-Тропе, и я сказала, что, в принципе, всегда хотела иметь собственный бизнес. Смогу развивать другие свои проекты. А на фонд готова работать как на клиента, так будет даже эффективнее». И Наталья поддержала. О запуске компании AVEC – Alisa Volskaya Event & Communication, – который Вольская устроила в свой день рождения, написала WWD, Пэрис Хилтон помогла задуть свечи на торте. Оливье Рустен произнес тост о том, что Алиса образец для девушек нашего поколения: «Мне нравится, когда кто-то опровергает стереотипы о том, как мало женщина может достичь самостоятельно. Алисе очень помогает внутренняя дерзость и русский характер. Нельзя говорить девочкам, что есть границы, за которые они в своем росте не выйдут, – горизонты необъятны». 

Золотое кольцо Panthère Articulée с цаворитами, лаком и ониксом, CARTIER.

Фото: Inho Ko. Стиль: Roosje Nieman. Прическа: Simon Chossier/ B-Agency. Макияж: Victoria Wonck. Ассистент стилиста: Kilina Peltereau-Villeneuve. Продюсер: Angela Atayants.