Джейн Кэмпион: «Мир только теряет от того, что мало женских голосов рассказывают истории»

Главным триумфатором прошедшей сегодня ночью церемонии «Золотой глобус» стала драма «Власть пса», главную роль в которой сыграл Бенедикт Камбербэтч. Этот неовестерн — первый за 12 лет фильм легендарной Джейн Кэмпион. Вернувшись в кресло кинорежиссера после длительного перерыва, она написала сценарий для экранизации романа Томаса Сэвиджа 1967 года, которая уже успела завоевать «Серебряного льва» Венецианского фестиваля за лучшую режиссуру, а теперь еще и подарила Кэмпион ее первый «Глобус» за режиссерскую работу. 

— В 1993 году вы стали первой женщиной-режиссером, завоевавшей «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Вы также известны своими политическими и феминистскими высказываниями. Поделитесь опытом: каково это — быть женщиной-режиссером?

— На мой взгляд, у девушек дела идут отлично. К примеру, Хлое Чжао, сумевшая завоевать венецианского «Золотого льва», «Золотой глобус» и «Оскар». Мне кажется, стоит только дать девушкам шанс, остановить их будет уже невозможно. Но, мягко говоря, статистика все еще не в нашу пользу, и в киноиндустрии по-прежнему не так много женских проектов. Я уверена, что мир только теряет от того, что пока мало женских голосов рассказывают истории о жизни. Нас постоянно пытаются убедить в патриархальности мира, и мы начинаем в это верить, но это не так. Женщины думают иначе — и это прекрасно! И очень интересно. Мы часто видим это на телевидении, поскольку там женщины действительно доминируют и имеют возможность высказать уникальные точки зрения. Движение #MeToo стало точкой отсчета, после которой в воздухе стали ощущаться перемены того же масштаба, что и падение Берлинской стены или конец апартеида. Женщины стали чувствовать поддержку не только со стороны других женщин, но и со стороны мужчин. 

— На протяжении всей карьеры вы снимали фильмы в основном о женщинах. Чем вас так привлек роман Томаса Сэвиджа, что вы решились снять фильм о мужчине?

— Я творческий человек. У меня нет специальных формул в зависимости от гендерной принадлежности героев. Но, прочитав книгу, я была потрясена этой изумительной литературной работой. Произведение оказало на меня сильное влияние, потому что я действительно поверила в мир, описанный Томасом Сэвиджем. И это позволило мне в него погрузиться. А финал был настолько потрясающим, что я долго не могла перестать о нем думать. Я в последнее время редко дочитываю книги до конца, но этот роман оказался действительно очень хорошим. Я еще несколько недель вспоминала отдельные сцены и темы из книги. И тогда я поняла, что история действительно берет за душу и разительно отличается от других. Не торопясь, я выясняла, у кого же права на книгу, в итоге в Каннах мы познакомились с Роджером Фраппье. 

Джейн Кэмпион

Mike Marsland

— В вашем фильме Роуз, которую играет Кирстен Данст, становится объектом, на который герой Бенедикта Камбербэтча Фил переносит свою фрустрацию и ненависть к самому себе. Тем самым она становится главным женским персонажем, в то время как в романе это второстепенная героиня, что-то вроде тени. Вы специально вывели Роуз на первый план?

— Да, Роуз была мне интересна с женской точки зрения, мне хотелось, чтобы ее роль в фильме была более значимой, конечно, насколько это позволял контекст эпохи. Не будем забывать, что положение женщины в 1925 году значительно отличалось от современной реальности. Я не хотела делать ее главной героиней, мне кажется, в те годы Роуз было бы очень непросто жаловаться своему мужу на его брата, который жил с ними в одном доме. И природная вежливость Роуз, как и недостаточная уверенность в себе, привели к тому, что она начала думать о том, что с ней что-то не так, раз она попала под прицел ненависти Фила. И это чувство стыда стало отправной точкой для того, чтобы показать, что у нее, собственно, не было другого выхода, как просто попытаться пережить это. А алкоголь стал единственным средством, которое могло ей как-то скрасить этот период в жизни, и она знала, что делает неверный выбор. Мне кажется, что Томасу Сэвиджу удалось так изобретательно построить эти отношения: в самом начале, оскорбив сына Роуз, Фил доводит ее до слез, и именно эти слезы подталкивают Джорджа к тому, чтобы успокоить ее и влюбиться. Так что это все отыграно. (Смеется.)

Кадр из фильма «Власть пса»

— Как вам удалось воссоздать американский Запад в Новой Зеландии? 

— Мне кажется, найти Монтану образца 1925 года в самой Монтане было бы значительно сложнее, чем в Новой Зеландии, где еще можно отыскать красивые и пустынные пейзажи. Иногда у нас возникало ощущение, что мы находимся на небольшой лодке в океане, только вместо волн за бортом у нас были горные пейзажи за окном.

— Пейзажи в вашем фильме действительно потрясающие. Как вы думаете, разве не лучше было бы дать зрителям возможность насладиться их видами на большом экране?

— Большим преимуществом работы с Netflix, на мой взгляд, является то, что они дают таким кинематографистам, как я, творить, не задумываясь о бюджете, этого я никогда не могла себе позволить. Я безумно благодарна за это, то, как Netflix сотрудничает с кинематографистами, можно сравнить с тем, как Медичи относились к художникам. Эта команда ценит творчество, и это потрясающе. К тому же в Америке фильм выйдет в кинотеатрах на ограниченном количестве экранов и будет идти пару недель до выхода на стриминге, и даже после него фильм еще можно будет посмотреть на большом экране.