Драма Довимы: из главной модели 1950-х годов и музы Ричарда Аведона в официантки

11 декабря 1927 года родилась легендарная модель Довима — и нет сомнений в том, что в наше время ее аристократическая красота пользовалась бы большой популярностью. Однако этому было не суждено случиться — ее нет уже 30 лет, да и с камерой звезда приняла решение попрощаться очень рано. Рассказываем ее удивительную историю.
Довима что нужно знать о музе Ричарда Аведона

Первые успехи

Дороти Вирджиния Маргарет Джуба родилась в семье эмигрантов в Куинсе, Нью-Йорк. Отец работал полицейским, мать всю свою энергию тратила на уход за домом и заботу о дочери — в возрасте около 10 лет у девочки был обнаружен ревматизм, и почти до самого своего совершеннолетия она пролежала в кровати. В изоляции на домашнем обучении редким развлечением Дороти стало рисование. Свои работы она подписывала псевдонимом Довима, основу которого составили первые буквы каждого ее имени. Тогда она и не думала, что однажды он сможет ей пригодиться — ее амбиции после школы ограничивались работой в кондитерской. Локация, правда, была выбрана удачная — неподалеку от офиса Vogue. В 1949 году один из редакторов приметил девушку с осиной талией прямо на улице и предложил Дороти попробовать себя в качестве модели. Ей выпала редкая удача — сразу же позировать легендарному Ирвину Пенну. Карьера резко пошла вверх — Дороти, точнее уже Довима, стала получать больше всех своих современниц. Средний гонорар за съемку составлял $25, Довима просила $30. Позже она будет получать все $60 и именоваться «Девушкой-Доллар-За-Минуту».

Холодная красота Довимы в сочетании с загадочностью обеспечили ей статус иконы — она почти безраздельно властвовала на глянцевых страницах в 1950-х. Из-за улыбки ее сравнивали с Моной Лизой — такого эффекта Довима добилась не нарочно на одной из первых съемок, аккуратно улыбнувшись в надежде, что никто не заметит ее сколотый зуб. Она повредила его в детстве за игрой в переодевания с мамиными платьями и очень стеснялась.

Ричард Аведон

Знаменитый американский фотограф Ричард Аведон говорил, что Довима обладает «самой яркой и необычной красотой среди своих современниц». Он был пленен ей и как творец. Их союз с Довимой подарил глянцу десятки культовых снимков. Модель Дориан Ли говорила, что Аведон использует красоту модели, как художник — краски. Довима была музой в том смысле, что принимала каждый раз ту форму, которую создавала фантазия ее любимого гения.

Их самой знаменитой коллаборацией стала фотография «Довима и слоны». Модель в первом вечернем платье Ива Сен-Лорана для Dior позировала для Аведона в парижском цирке в 1955 году. «Съемка со слонами была самой страшной, потому что я должна была просто на слово поверить, что все будет хорошо. Но это было чудесно! Я, как настоящая муза, просто отдалась моменту. Это было самым важным решением, которое я приняла для того, чтобы добиться славы, в которой я нуждалась», — позже вспоминала модель. «Довима и слоны» была продана в 2010 году на аукционе Christie's более чем за миллион долларов.

Личная жизнь

Аведон был главным мужчиной в жизни Довимы, но, естественно, не единственным. Она трижды была замужем. Первый раз — за своим соседом, свадьбу молодые сыграли в 1947 году, еще до начала карьеры Довимы в Vogue. Этот брак продлился десять лет. Во второй раз девушка сказала «да» сотруднику иммиграционной службы — и вскоре пожалела об этом. Муж бил ее, а после развода еще и обвинил бывшую супругу в том, что она украла их дочь (дело дошло до ареста). Кроме того, несмотря на внушительные гонорары, у нее совсем не оказалось сбережений, и жизнь свободной женщины она вновь начала с нулем на банковском счете. Обо всем этом модель подробно рассказывала в своих дневниках, которые вела всю жизнь. Третьим мужем Довимы стал бартендер — и, говорят, она была действительно счастлива с ним. Правда, недолго — через три года он скончался. Ей в этот момент было уже под 60 лет, она работала официанткой в пиццерии во Флориде.

Последние годы

Модельную карьеру Довима закончила в смешные по сегодняшним меркам 35 лет, объяснив это тем, что не хочет дожидаться того момента, когда камера станет к ней «жестока» (в целом она чувствовала угасание интереса к себе со стороны фотографов и не скрывала в интервью обиды из-за этого — ей казалось, что ее использовали, а потом выкинули). После моды она попыталась переключиться на кино. Подружилась с Одри Хепберн и даже получила эпизодическую роль в «Забавной мордашке», но прорывом это было назвать нельзя. Потом еще немного Довима попробовала поработать агентом, но окончательно разочаровалась и в кино, и в моде. В конце концов она уехала к родителям, которые в то время жили во Флориде, и стала учиться жить по-новому — без вспышек фотоаппаратов, кутюра и глянца. «Мне всегда казалось, что все это было просто фильмом. И я в нем тоже играла. Но это была не я», — как-то сказала она о своих годах славы в интервью районной газете.

Модель скончалась в 1990 году от рака печени. В одном из служебных помещений пиццерии, в которой она работала, осталась висеть репродукция снимка «Довима и слоны».

Вам также может понравиться:

_Кармен Делль'Орефиче_: модель с рекордно длинной карьерой

Фото: Getty Images