«Дом Гуччи» и еще 5 премьер декабря, обязательных к просмотру

Предпраздничные хлопоты и стремительно ускоряющийся ритм жизни в последние дни уходящего года — не причина пропускать громкие кинопремьеры декабря. Наш колумнист Юлия Лоло рассказывает, какие зарубежные фильмы имеет смысл посмотреть в декабре исключительно на большом экране.
«Дом Гуччи» и еще 5 премьер декабря обязательных к просмотру

«Дом Гуччи»

Несмотря на то, что в декабре выходит несколько громких и ожидаемых премьер, главным фильмом месяца, безусловно, стоит назвать «Дом Гуччи». Новая драма многократного номинанта на «Золотой глобус» и «Оскар» Ридли Скотта (чья «Последняя дуэль» с Мэттом Дэймоном и Адамом Драйвером, к слову, все еще идет в российском прокате) — экранизация книги Сары Форден «Дом Гуччи. Сенсационная история убийства, безумия, гламура и жадности». Произведение было опубликовано ровно двадцать лет назад. В принципе, в самом названии этой книги отражено все, о чем пытается рассказать новый проект британского киномастера, но снято это весьма эффектно и с потрясающим чувством юмора. Почерк Ридли Скотта легко узнается в масштабе локаций и эффектных сценах, а шедевральные костюмы, созданные оскароносной Джэнти Йэтс (свой пока единственный «Оскар» она завоевала за «Гладиатора», с которого и началось ее многолетнее сотрудничество с режиссером) и вовсе заслуживают отдельной экспозиции. 

С точки зрения сюжета «Дом Гуччи» последовательно рассказывает историю, как абсолютно случайное знакомство крайне амбициозной жительницы Милана Патриции Реджани с племянником основателя модного Дома Gucci Маурицио Гуччи переросло в бурный роман и брак, завершившийся полной катастрофой, развалом семейного бизнеса и убийством самого Маурицио. Киллера, по версии итальянской полиции, заказала Патрицией Реджани (за которое в финале фильма она отправляется за решетку). Достаточно линейная история, свойственная любому байопику, снята так, что не дает зрителю ни малейшего шанса отвлечься даже на минуту, а порой и просто заставляет застыть в напряжении. Чего стоит одна лишь сцена, в которой Маурицио Гуччи мчится по заснеженной альпийской дороге в семейное шале в Санкт-Морице на мотоцикле, скрываясь от налоговой полиции, не говоря уже о дебютном показе Тома Форда для Gucci (кстати, именно Маурицио Гуччи принадлежала идея пригласить неизвестного тогда Тома Форда в модный Дом, которому как воздух была необходима перезагрузка), или сцене, в которой заключается сделка по продаже Gucci сторонним инвесторам. 

Патрицию Реджани блистательно, не побоюсь этого громкого эпитета, играет обладательница двух «Золотых глобусов» и одного «Оскара» Стефани Джоанн Анджелина Джерманотта, известная миру как Леди Гага. Пожалуй, Леди Гага — единственная звезда нынешнего поколения, которая феноменально успешна на музыкальной арене и фантастически талантлива как актриса. Ее Патриция из амбициозной охотницы за богатым мужем превращается в не менее амбициозную бизнес-леди, которая, по ее ощущениям, старается помочь семейному бизнесу супруга, но несмотря на то, что она во многом окажется права, ее благие намерения не оценили ни Альдо Гуччи, ни ее возлюбленный. 

На роль Маурицио Гуччи Ридли Скотт пригласил двукратного номинанта на «Золотой глобус» и «Оскар» Адама Драйвера, которого, судя по всему, уже смело можно называть любимым актером этого режиссера. И на мой взгляд, Адаму Драйверу блестяще удалось сыграть перерождение своего героя. Из замкнутого будущего юриста, каким мы впервые видим его на экране, он трансформируется в настоящую акулу бизнеса (но, к сожалению, это не помогло ему сохранить семейное дело), и из влюбленного и трепетного мужа — в равнодушного партнера, весьма жестко ставящего свою, по его мнению, утратившую связь с реальностью супругу на место.

Роль его следующей избранницы Паолы играет француженка Камилль Коттен, которая на фоне гротескной и избыточно эмоциональной, подчас душной в этой роли Леди Гаги, служит образцом европейской элегантности. Оскароносный Аль Пачино перевоплотился в основателя марки Gucci Альдо Гуччи, совершенно неузнаваемый Джаред Лето — в его сына, мечтающего творить для семейного дома моды, но, по мнению отца и дяди (обладателя «Оскара» Джереми Айронса), тотально бездарного. Настоящее открытие «Дома Гуччи» — Джек Хьюстон, сыгравший роль серого кардинала семейства Гуччи. К слову, клану Гуччи фильм, мягко говоря, не понравился, настолько нелестный портрет семейства удался Ридли Скотту, а Тому Форду и вовсе он показался очень смешным (и надо признать, что юмора в фильме действительно предостаточно), но тем любопытнее. 

«Вестсайдская история»

Еще одна долгожданная премьера декабря, конечно,  «Вестсайдская история» Стивена Спилберга, представившему миру новую версию легендарного бродвейского мюзикла Леонарда Бернстайна и Стивена Сондхайма. Для обладателя четырех «Оскаров» и трех «Золотых глобусов» эта романтическая драма — первый мюзикл в карьере, который он снимал как режиссер. А сама новая «Вестсайдская история» — лишь вторая адаптация мюзикла, идущего на Бродвее с 1957 года и поставленного по мотивам одноименного романа Артура Лорентса (его вдохновением послужил Шекспир и его «Ромео и Джульетта»).

Напомню и то, что первая экранизация этого мюзикла, снятая Робертом Уайзом и Джеромом Роббинсом, с не менее ошеломительным успехом вышла на экраны в 1961 году и завоевала десять «Оскаров» и три «Золотых глобуса».

В основе истории, происходящей в середине 1950-х годов, — противостояние двух уличных банд за сферы влияния в нью-йоркском Верхнем Вест-Сайде, который тогда еще не был одним из самых престижных районов Манхэттена. Одна из группировок (Джетс) — белая, ее главаря зовут Рифф, вторая (Акулы) — состоит из пуэрториканцев во главе с Бернардо. И когда Тони, бывший член Джетс и лучший друг Риффа, влюбляется в Марию, младшую сестру Бернардо, конфликт между этими бандами выходит на уровень «третьей мировой войны», как шутит одна из героинь мюзикла. Роль Тони играет номинант на «Золотой глобус» Энсел Элгорт, которого вы можете помнить по «Малышу на драйве». 

Марию играет Рэйчел Зеглер, для которой «Вестсайдская история» стала дебютом в кино. Впрочем, уже в 2023 году она появится на экране в роли Белоснежки в диснеевской адаптации классического мультфильма. Над сценарием этой истории любви Стивен Спилберг работал с давним партнером — номинантом на «Оскар» и «Золотой глобус» Тони Кушнером (к слову, обе номинации — за проекты Спилберга «Линкольн» в 2013 и «Мюнхен» в 2005). 

Что любопытно, «Вестсайдская история 2.0», как ее уже успели окрестить в соцсетях, отнюдь не пошаговый ремейк, но при этом не меняет сюжета истории, главное различие проектов — в контексте. Об этом фильме можно долго говорить, сравнивая его с первой экранизацией, уже ставшей культовой (в этом году, к слову, исполняется 50 лет с момента ее премьеры), но на мой взгляд, его имеет смысл просто посмотреть и получить огромное удовольствие от того эффекта, которого удалось добиться оскароносному режиссеру. 

С первых минут не отпускает ощущение, что ты одновременно смотришь музыкальный блокбастер в кинотеатре и находишься в зрительном зале музыкального театра, на сцене которого разворачивается фантастическое по зрелищности представление. Все благодаря блистательной хореографии, за которую отвечал обладатель театрального «Оскара» — премии «Тони» — и звезда New York City Ballet Джастин Пек. Отдельного упоминания, конечно, заслуживает работа оператора Януша Камински, с которым Спилберг сотрудничает уже не один десяток лет: его камера пролетает над крышами послевоенного Манхэттена с таким размахом, что лишь музыка напоминает, что на экране не sci-fi блокбастер, а музыкальный фильм. Убедиться в этом можно уже с 9 декабря. 

 «Спенсер»

В этот же уикенд, 9 декабря, на российские экраны выходит новый фильм любимца Берлинале и Венецианского кинофестиваля Пабло Ларраина. Похоже, что байопики, снятые в жанре психологической драмы о нескольких эпизодах из жизни легендарных женщин, уже становятся его излюбленным форматом. Не так давно, в 2016 году, он уже снимал фильм «Джеки» о первых днях после убийства Джона Кеннеди с обладательницей «Оскара» Натали Портман в роли Жаклин Кеннеди. На этот раз он взялся за историю принцессы Дианы, сняв напряженную психологическую драму о рождественском уикенде в королевской резиденции в Сандригеме. На протяжении всего пребывания там супруга принца Чарльза находится в такой жуткой депрессии, что не только постоянно стремится оттуда сбежать, но и начинает видеть призрак печально известной Анны Болейн. Стоит отметить, что начинается «Спенсер» с титра «сказка о реальной трагедии», таким образом, все возможные дебаты об исторической достоверности теряют всякий смысл. К слову, как и все сказки, «Спенсер» завершается на счастливой ноте, которая, тем не менее, вызывает грустные мысли о том, что в реальности у этой истории вполне мог быть совершенно иной финал. 

На роль принцессы Дианы режиссер пригласил Кристен Стюарт, для которой «Спенсер» не первый опыт перевоплощения в реального исторического персонажа: в 2019 году она сыграла звезду французской новой волны Джин Сиберг в триллере «Опасная роль». Внешнее сходство с французской актрисой оказалось значительно сильнее, нежели с принцессой Дианой. Это стало еще более очевидным после появления фотографий со съемочной площадки нового сезона «Короны», где роль Дианы играет Элизабет Дебики. Но несмотря на это, «Спенсер» — потрясающая и очень тонкая актерская работа Кристен Стюарт, заслуживающая внимания (сцена ее разговора с принцем Чарльзом в библиотеке у бильярдного стола стоит аплодисментов!). Особенное удовольствие от просмотра доставит и то, насколько аутентично снят рождественский уикенд королевской семьи. По проработке деталей «Спенсер» ничуть не уступает той же «Короне». 

И, конечно, как и в «Доме Гуччи», в новом фильме Пабло Ларраина сами по себе костюмы могут стать отдельной причиной уделить такое дефицитное для декабря свободное время этому проекту. Над гардеробом кинематографической принцессы Дианы работала обладательница «Оскара» Жаклин Дюрран. Причем смена костюмов Дианы, как и постоянная смена блюд в кадре, — это специальный кинематографический инструмент режиссера, с помощью которого он вызывает у зрителя вертиго не меньшей амплитуды, чем у самой героини фильма. К слову, почти все образы, в которых Кристен Стюарт появляется на экране, оригинальные, включая винтажное красное пальто и голубой жакет Chanel. Их мать принцев Ульяма и Гарри надевала в реальной жизни. Единственным платьем, сшитым исключительно для фильма, оказалась реплика свадебного наряда Дианы, оригинал которого сейчас находится на экспозиции в Кенсингтонском дворце. 

«Человек-паук: Нет пути домой» и «Матрица: Воскрешение»

В середине декабря на российские экраны выходит еще два проекта, смотреть которые стоит, безусловно, только на максимально большом экране. 15 декабря стартует третий фильм с Томом Холландом в роли нового Питера Паркера под названием «Человек-паук: Нет пути домой». Напомню, что в финале сиквела «Человек-паук: Вдали от дома» суперзлодей по имени Мистерио (Джейк Джилленхол) разоблачает Питера Паркера, раскрыв миру, что Питер и есть Человек-паук. В новом фильме герой Тома Холланда обращается за помощью к Доктору Стрэнджу (Бенедикт Камбербэтч) и просит его сделать так, чтобы все забыли о его супергероическом альтерэго. Однако что-то в процессе идет не так, и в наш мир вторгаются суперзлодеи из альтернативных реальностей, с которыми сражались предыдущие версии Человека-паука. 

Для фанатов Marvel не секрет, что у каждого героя этой киновселенной есть другие его версии из параллельных миров, поэтому уверена, они останутся от нового «Человека-паука» в полном восторге. Все дело в том, что тема мультивселенных, если я не ошибаюсь, до сих пор была затронута лишь в сериалах Marvel, на большом экране она раскрывается впервые. Для всего остального мира «Человек-паук: Нет пути домой» станет отличным вариантом для похода в кино с детьми-тинейджерами и друзьями-кидалтами, к тому же в триквеле снова появится Зендея, которая на этот раз не просто играет романтический интерес Питера Паркера, но и является девушкой Тома Холланда в реальной жизни. 

Для зрителей постарше и, конечно, всех фанатов брутального sci-fi экшена 16 декабря выходит «Матрица: Воскрешение». В принципе, этим названием сказано все, что необходимо знать перед походом на этот фильм. Стоит заметить, что это уже четвертая картина в киносерии «Матрица» (дебютная вышла 22 года тому назад, в далеком 1999 году). Более того, это первый фильм, который Лана Вачовски снимала одна, без своей сестры Лилли, работавшей с ней на трех предыдущих картинах и взявшей паузу в кинокарьере. 

Для тех, кто уже с трудом может вспомнить, чем же завершились события последней из «Матриц», выходившей 18 лет назад, напомню, что в фильме под названием «Революция» Тринити (Кэрри-Энн Мосс) погибает при крушении корабля, а Нео (Киану Ривз) теряет зрение и погибает в битве с агентом Смитом. В новой картине Тринити и Нео снова подключаются к Матрице, но абсолютно ничего не помнят о своих прошлых жизнях. Морфеуса на этот раз сыграет не Лоренс Фишберн, а звезда «Аквамена» Яхья Абдул-Матин II; среди новых лиц также Прианка Чопра-Джонс и номинант на «Золотой глобус» Нил Патрик Харрис (ему досталась роль психотерапевта, с легкой руки которого герой Киану Ривза начинает принимать Матрицу за реальность). Повторюсь, для фанатов «Матрицы» и жанра, в целом, этот технократичный микс «Алисы в стране чудес» и «Джона Уика» непременно придется по душе. 

«Зверопой 2»

Для семейного похода в кино с детьми всех возрастов идеально подойдет сиквел анимационного мюзикла «Зверопой», который выходит 23 декабря и прекрасно впишется в кинопланы во время новогодних каникул. Первая часть этого джукбокс-мюзикла (или иначе — караоке-мюзикла) увидела свет пять лет назад. Тогда же мы и познакомились с главным героем — оптимистичной коалой по имени Бастер Мун (его озвучил бывший кандидат в губернаторы штата Техас и обладатель «Оскара» Мэттью Макконахи), который собрал потрясающую труппу музыкантов разных мастей. Среди них и свинка Росита, поющая голосом Риз Уизерспун, и рокерша-дикобраз по имени Эш, озвученная Скарлетт Йоханссон, и тинейджер горилла по имени Джонни, голос которому подарил Тэрон Эджертон, и слоненок Мина, за которую в мультфильме поет Тори Келли. 

В сиквеле героям предстоит новая постановка, новое шоу, новые победы и новые знакомства. Среди неизвестных нам ранее героев — белый волк — медиамагнат Джимми Кристалл (его озвучил Бобби Каннавале), его избалованная дочь по имени Порше, поющая голосом певицы Halsey, слон — продавец мороженого, к которому неравнодушна Мина (Фаррелл Уильямс), лев — бывшая рок-легенда (голос ей подарил действующая легенда рока Боно), и многие другие. Смотреть, этот мультфильм, конечно, лучше в оригинале, чтобы получить максимальное удовольствие от известных хитов, перепетых этими актерами и музыкантами.