Дэнс-поп-культура: как в России выросло целое танцующее поколение

От танцевальных поединков в телешоу до тик-токов со звездами балета.
Ляйсан Утяшева
Ляйсан Утяшева

Времена, когда наш человек не мог отличить контемп от экспериментала, а настоящим танцем считал только балет, давно прошли. Гости из «А-листов» стабильно появляются на открытиях фестивалей современной хореографии. Новые постановки Анжелена Прельжокажа и Акрама Хана в великосветских гостиных обсуждают не реже творений модных театральных режиссеров. А первые лица балетного мира с интересом участвуют в танцевальных челленджах из тик-тока. Последний наряду с инстаграмом и другими соцсетями знатно расширил возможности подрастающих талантов, позволив им учиться и общаться с профессионалами мира искусства, находясь в любой точке мира — роскошь недоступная предыдущим поколениям.

В Россию танцевальная поп-культура хоть и пришла с запозданием, но, попав на благодатную почву, быстро дала свои плоды. Во многом этому поспособствовал проект «Танцы», запустившийся на телеканале ТНТ в 2014 году и переживший целых семь сезонов. В этом году на смену «Танцам» пришло шоу «Новые танцы». Теперь на телесцене выступают танцовщики из четырех категорий (соло, дуэты, команды и дети), которые сражаются друг с другом в баттлах. За столкновением на одной площадке чемпионов мира по аргентинскому танго и хип-хоперов зритель наблюдает с неподдельным интересом. Как и его предшественник, «Новые танцы» бьет рекорды просмотров. «Культура танцев в России похожа на симбиоз спорта и сообщества творческих людей, потому что по закалке и подготовке танцовщики не уступают спортсменам, а как творческие люди они очень насмотренные, образованные и свободно мыслят», — так объясняет успех шоу его бессменная ведущая Ляйсан Утяшева. 

Ляйсан Утяшева

Сравнения современного танца со спортом неслучайны. У них намного больше общего, чем может показаться. Сегодня танцы — это огромная индустрия, обитающая в онлайн и оффлайн пространствах, в сфере развлечений и образования. В одной только Москве больше 1500 танцевальных школ. Впрочем, для того чтобы джемить и фристайлить, не обязательно идти именно в школу: теперь танцевальные направления есть и во многих спортзалах. Неудивительно, учитывая, что по энергозатратности час занятий хип-хопом вполне сопоставим с часом, проведенным на беговой дорожке. 

Хотя не все идут в танцы только для того, чтобы яростно сжигать калории. Танцы — это в первую очередь один из способов получить порцию эндорфинов и адреналина. Татлеровский человек знает об этом не понаслышке. Про терапевтический эффект всевозможных танцевальных направлений — от аргентинского танго и бальных танцев до стрип-пластики и пилона — наперебой вещают it-girls со страниц своих инстаграмов. Чем не свидетельство процветания dance pop culture?

Новый этап развития танцевальной культуры в России наблюдается и на профессиональном уровне. Количество современных хореографов растет также быстро, как и качество их постановок. «Россия уже не просто котируется как танцевальная страна. Можно сказать, что мы задаем тон, на нас равняются и смотрят. Наших танцовщиков узнают на разных турнирах по всему миру, у них есть поклонники», — говорит Ляйсан Утяшева. Охотно верим: многие отечественные танцовщики поступили в европейские и американские труппы, получили признание на индивидуальных и командных международных турнирах.