«Просто он Жуков, а она Достоевский, поэтому и не сложилось» – для большинства людей это бессмысленный набор слов, а для нас с моей подругой Элен (Элен Манасир. – Прим. «Татлера») – отрывок из будничного телефонного разговора. Обычно на этом моменте мой муж, неисправимый скептик (кстати, это свойственно «Робеспьерам»), картинно закатывает глаза: «Вы ведете себя как утомленные рутиной дамы двадцатых годов на спиритических сеансах» (связь с началом ХХ века в нашем новом хобби, кстати, есть: позже расскажу какая).
Кто-то на карантине увлекся готовкой, кто-то – гаданиями на картах Таро, а кто-то (как мы с Элен) – личностным типированием. Один из самых популярных и доступных его видов называется соционикой. Не путать с human design, трансерфингом реальности, нумерологией, астрологией и прочим гаданием на кофейной гуще. Соционика – это наукообразная теория, которая гораздо ближе к психологии, чем к эзотерике.
Названия социотипов – ими и являются в числе прочих все эти «Жуков», «Достоевский» и «Робеспьер» – обозначают определенные комбинации признаков, то есть типы восприятия окружающего мира. Всего социотипов шестнадцать, считается, что ими можно описать всех людей на Земле.
Человеческая история знает великое множество типирований психики – от ведических делений на варны и аюрведической концепции дош до современного американского типирования Myers–Briggs, или MBTI. Последнее уже несколько десятилетий используют в зарубежных университетах и школах при определении профориентации учащихся, а в корпорациях уровня Coca-Cola, Microsoft и Procter & Gamble – в ходе тимбилдингов. MBTI используют для «прокачки» команд в консалтинговых фирмах PWC и Deloitte и даже в Королевских ВВС Великобритании.
Помните всезнающего корпоративного психотерапевта Венди из сериала «Миллиарды»? Ее умение молниеносно распознавать людей не просто «чуйка», а работа по системе, очень напоминающей MBTI. Проведя с человеком чуть больше часа в терапевтической сессии, Венди уже знает его слабые и сильные стороны, может прогнозировать поведение, понять ценности и определить подходящие стимулы.
Теперь попробую перевести все это на татлеровский язык. Очевидно, что дизайнеры-интроверты Эди Слиман и Фиби Фило максимально отличаются от эпатажных Ричарда Куинна или Вирджила Абло. Не столько даже в творчестве, а просто как люди. Одна и та же профессия, одинаковый ритм выпуска коллекций и круг задач, но какой разный подход и поведение! Они просто не могут вести себя иначе – потому что воспринимают и отдают информацию в этот мир совершенно по-разному. Сравните, к примеру, двух последних американских президентов: интуитивного интроверта Обаму и экстравертного сенсорика Трампа. Одна роль и очень разное резонирование в медиапространстве.