Что нужно знать о новом чемпионе «Формулы-1», потомственном автогонщике Максе Ферстаппене

На последнем круге Гран-при Абу-Даби Макс Ферстаппен обогнал Льюиса Хэмилтона и в итоге завоевал желанный титул.

Теперь имя голландца Макса Ферстаппена знают даже те, кто с автоспортом знаком лишь благодаря «Феррари». В решающей гонке сезона 24-летний пилот команды «Ред Булл Рейсинг» вырвал победу у своего главного соперника — семикратного чемпиона Льюиса Хэмилтона. Рассказываем интересные факты из биографии новоиспеченного чемпиона «Формулы-1».

Ранние годы

Путь Макса к славе начался в раннем возрасте. Его отец Йос Ферстаппен был пилотом «Формулы-1» с 1994 по 2003 год, мать Софи Кюмпен участвовала в турнирах по картингу в юношеском возрасте (ее соперниками были известные гонщики Дженсон Баттон, Ян Магнуссен, Джанкарло Физикелла и Ярно Трулли), а дядя Энтони и дед Пол соревновались в гонках GT. Поэтому неудивительно, что юношу тоже потянуло в автоспорт: он начал заниматься картингом еще ребенком. Ферстаппену было два с половиной года, когда его родители поняли, что он имеет все шансы стать талантливым автогонщиком.

«Мальчик каждый день сидел в саду на квадроцикле. На второй или третий день после того, как Макс получил этот подарок, он еще не успел приспособиться к рулевому управлению и врезался боком в стену. К счастью, на нем был шлем, который лишь слегка поцарапался. Но Макс не испугался, он обожал все игрушки с двигателями: не важно, был ли это квадроцикл или электрический джип. Он всегда был занят вождением», — приводит слова Йос Ферстаппен BBC.

Макс, как говорил Йос, «вырос на картинге». «Я не хотел, чтобы он ушел с головой в профессию слишком рано. Лучший возраст для старта — шесть лет», — отмечал отец будущего чемпиона. Но у маленького Макса были другие идеи на этот счет. Через пару лет после инцидента в саду Йос участвовал в гонках в Канаде со своей командой по картингу, когда зазвонил телефон. Его сын был на картодроме недалеко от их дома в Генке (Бельгия) с членами семьи. «Макс почти плакал. Он смотрел на молодых людей за рулем и тоже хотел водить машину, но ему было всего четыре с половиной года. Вот тогда все и началось», — рассказывал Ферстаппен.

Это был 2002 год. К декабрю 2003-го контракт Йоса в «Формуле-1» закончился, после этого он вложил все силы в развитие карьеры сына. «Это была моя работа», — говорил Йос.

Далее следует история любви и преданности делу, которая заканчивается появлением гонщика невероятных способностей и таланта. 

«Без отца я бы сейчас здесь не сидел. С тех пор, как он перестал участвовать в гонках “Формулы-1”, он проводил все свое время, готовя меня наилучшим образом. Мы росли вместе, он был моим наставником по картингу. Ездил на фургоне из Голландии или Бельгии на все гонки по всей Европе», — говорил юный чемпион. Макс никогда не забудет свой первый детский карт для самых маленьких гонщиков.

«Я все еще храню эту машинку. Она не быстрая, и эта штука так сильно вибрировала, что карбюратор все время отваливался», — отмечает Ферстаппен.

Изначально, говорит Йос, он просто хотел «посмотреть, что произойдет дальше». Но увлечение сына быстро превратилось в «давай сделаем все возможное, чтобы попасть на “Формулу-1”».

«Если бы у него не было таланта, я бы не стал так углубляться в это, потому что картинг очень дорого обходится, если заниматься им на международном уровне. Итак, мы тренировались изо дня в день. Стало очевидно, что по сравнению с ровесниками он был намного более способным. Кроме того, мы соревновались с детьми на два или три года старше, и это имеет большое значение».

Макс принял участие в своей первой гонке на картинге, когда ему было всего семь лет. Его соперникам — по 11 лет. Он выиграл.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

«Это было тяжело, потому что шины были мягкими (и цепкими), а в конце гонки стало видно, что он устал. Но это раскрыло характер Макса. Он хотел победить», — говорил Йос. Юный гонщик вместе с отцом начиная с ноября каждые выходные ездил в Италию (примерно 1250 километров в каждую сторону) сразу после школы.

«Мы проводили два дня на всех трассах, по которым он должен был проехать. Италия — это то место, где проходят все главные соревнования, там находятся заводы, и я хотел, чтобы Макс изучил все трассы, прочувствовал скорость, двигатель, шасси и тому подобное. То же самое мы проделывали и здесь, в Генке. Два или три раза в неделю мы выезжали на гоночную трассу (даже когда шел дождь и был мороз). Он проезжал пять кругов, руки у него сильно замерзали. Пять минут Макс грелся в фургоне, а потом я заставлял его снова выезжать на трассу. Ему было неприятно, но я думаю, что это закалило его характер. Он видел, сколько усилий я приложил. Макс стал таким же целеустремленным и мотивированным», — говорил Ферстаппен.

Первые победы

Вскоре Макс произвел фурор в сплоченном голландском автогоночном сообществе. Имя его отца гарантировало внимание — Йос на тот момент был самым успешным гонщиком «Формулы-1» в стране. По мере накопления опыта стало очевидно, что Макс движется к большим успехам. 

Конечно, были и взлеты, и падения. Макс был феноменом, но он был еще и ребенком. Оглядываясь назад, он благодарит отца за то, что тот научил его жить: «Вы должны сосредоточиться на себе и работать с командой. Все остальное не имеет значения».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

К концу 2013 года, когда Максу было 16 лет, он стал чемпионом мира в высшей категории гонок на картинге. Так, быстро и технично он завоевывал победу за победой (уже в автомобильных гонках). Везде его ждал успех. Вскоре и Mercedes, и Red Bull выразили заинтересованность в подписании контракта с юным дарованием. К августу 2014-го Ферстаппен присоединился к гоночной команде Red Bull в «Торро Россо» и позже стал ее боевым пилотом.

Успех в «Формуле-1»

В сентябре Макс совершил свой дебютный полноценный заезд на машине «Формулы-1» и впервые получил права, необходимые для участия в Гран-при. В 2015 году он стал самым молодым гонщиком «Формулы-1» (ему тогда было 17 лет и 166 дней). Макс выступал на Гран-при Австралии в составе сестринской команды Red Bull — Toro Rosso.

В 2015-м его перевели в Red Bull вместо Даниила Квята. В этом же году он выиграл Гран-при Испании и стал самым молодым гонщиком из Голландии, взявшим столь высокую награду.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Трудно объяснить тому, кто до конца не разбирается в автоспорте, насколько трудно для гонщика сразу перескочить с картинга в F3. Обычно водители по году тренируются в одной категории, не говоря уже об опыте, который требуется, чтобы попасть на «Формулу-1». Это возможно только, если гонщик действительно выдающийся. И Макс именно такой. 

Любимчик голландцев

Вернувшись домой в Нидерланды, Макс стал сенсацией. Вот уже несколько лет гонки, проводимые в Центральной Европе — в Бельгии, Австрии, Венгрии, — собирают толпы голландских болельщиков, все они носят оранжевые футболки (это цвет королевского дома Оранских) и всеми силами поддерживают Ферстаппена.

В этом году после многолетнего перерыва снова возобновили Гран-при Нидерландов. Говорят, это произошло отчасти потому, что голландские организаторы и сама «Формула-1» хотели по полной использовать феномен Ферстаппена. Это был ошеломляющий успех. Четыре дня в честь Макса шли национальные гуляния. Небольшой курортный городок был украшен знаменами Ферстаппена. Трибуны были заполнены людьми, а на треке с утра до вечера играл хаус (любимый музыкальный жанр гонщика). И Макс отплатил им зрелищной победой.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

«Энтузиазм голландцев по поводу Макса невероятен. Пять лет назад все голландское сообщество поддерживало нашу национальную футбольную команду. Все эти люди теперь поддерживают Макса. Они забыли о футболе», — уверяет Ван Амерсфорт.

Покоритель сердец

Гонщик меняет команды гораздо реже своих дам сердца. Макс встречался с гонщицами Микаэлой Алин-Коттулински, Сейбр Кук, хоккеисткой Максим Пуркуи и бельгийской моделью Джойс Годефриди, блогером Рос ван дер Аа. В 2017-м молодой человек познакомился со студенткой Вестминстерского университета Диларой Санлик. Тогда же их отношения стали instagram official. Однако, как говорит Фредерик Бегбедер, любовь живет три года, и уже 2021-й Макс встречал в компании модели Келли Пике (она дочь трехкратного чемпиона «Формулы-1» 1980-х годов Нельсона Пике и голландской фотомодели Сильвии Тамсма). До этого девушка жила с российским гонщиком Даниилом Квятом, от которого в 2019-м родила дочь Пенелопу. Как шутят голландские СМИ, Ферстаппен сменил Квята в «Пике тим».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.