Арт-дуэт Recycle Group — о творческом пути и выставке в петербургском Манеже

Художники Recycle Group Андрей Блохин и Георгий Кузнецов не могут выбрать, что полезнее для художника – Париж, Краснодар или виртуальная реальность. Но живут в Париже – так захотели жены.

«Гениальные и абсолютно адекватные», – подытоживает долгий разговор о дуэте Recycle Group куратор их большой выставки New Nature в петербургском Манеже Анна Ялова. Редкое в арт-кругах сочетание действительно имеет место. Интервью «Татлеру» Андрей Блохин и Георгий (Егор) Кузнецов дают из своей парижской студии в «инкубаторе для художников» Poush Manifesto в XII округе. Егор подъезжает на скейте – внизу шестнадцатиэтажного здания семидесятых годов есть рампа. Андрей – на машине, только что объехал Триумфальную арку, завернутую на пару недель в ткань по проекту болгарина Христо Явашева. Пятнадцать лет назад Христо с его драпировками достопримечательностей был для «ресайклов» ролевой моделью. Он, а еще Дэмиен Хëрст – это чтоб вы понимали уровень амбиций в 2006-м, когда друзья детства Андрей и Егор начали работать вместе.

Конечно, ни с Христо, ни с Хëрстом Recycle Group сегодня никто не сравнивает, они самобытны. На их выставку New Nature, которую вскоре планируют показать в Москве и Нью-Йорке, в Питере был лом. Большая, почти за миллион долларов скульптура встала в сорокаметровый атриум в сколковской клинике Hadassah. Белые сеточные панно и колонны – в рестораны Александра Раппопорта «Белуга» и «Пифагор». Готовится проект в «Зарядье». Если спрашивают, в чем смысл, художники начинают говорить о третьем измерении – виртуальном, в котором мы живем вдобавок к материальному и духовному.

На Георгии Кузнецове: хлопковые водолазка и брюки, кеды, все DIOR MEN. На Андрее Блохине: хлопковые водолазка и брюки, кроссовки из текстиля, кожи и резины, все DIOR MEN.

Мозг Recycle Group находится в Париже, там Андрей и Егор «сидят за компами». Сердце – в Краснодаре, где на заводе ЗИП производят их арт-объекты, которыми интересуются коллекционеры из России, Франции, Италии, США, Англии, Бельгии. Егор больше любит работать с материалами, а Андрей – с идеями, но четкого распределения задач нет. Там же, в Краснодаре, находятся их две самые большие работы – стотридцатиметровый барельеф «Искусственная среда» и пятиметровая скульптура «Геолокация» в парке Сергея Галицкого. Родители «ресайклов» тоже живут на юге, они живописцы, и их лайфстайл с пленэрами и перформансами, визитами друзей-художников из Австралии, Индии, Австрии и Бельгии с детства направлял Андрея и Егора в творческую сторону. Для своих регалий тридцатишестилетний Егор Кузнецов и тридцатичетырехлетний Андрей Блохин очень молоды. И для Премии Кандинского в 2010-м, и для персональной выставки Paradise Network в МАММ в 2012-м, и для в Венецианской биеннале в 2011-м, 2013-м и 2015 ­м. Одиозный павильон Blocked Content, которым они представляли Россию, случился в 2017-м. Сразу после – персональные выставки в ГМИИ и в Центре Помпиду.

Dior их тоже разглядел давно: отношения начались в 2011-м со скульптуры в виде сумок в скале для проекта Inspiration Dior в Пушкинском музее. Потом были витрины для бутика в Столешниковом переулке, а в 2020-м в шестом цикле проекта Dior Lady Art «ресайклы» сделали свою интерпретацию предмета. «Нам было важно видеть сумку как трансформирующийся объект, как сбой, глитч – астрономическое явление, при котором частота вращения пульсара неожиданно увеличена», – красиво объясняет Блохин. Тираж из двухсот экземпляров по пять с лишним тысяч евро раскупили мгновенно. Ранее сумку переделывали художницы, с которыми дружит жена Андрея куратор Екатерина Щербакова, – Морган Чембер и Чечилия Гранате. Жена Егора – стилист Маргарита Лагожа. Для съемки «Татлера» художники впервые позируют с детьми и женами. Все – в Dior, по старой дружбе.

Проект в петербургском Манеже – арт-высказывание о жизни в ближайшем постинформационном будущем на четырех с половиной тысячах квадратных метров с дополненной реальностью, нейросетью-­предсказателем и сотней новых работ. «Выставка создана в стилистике «Черного зеркала» и доказывает, что они перестали быть ремесленниками и стали мыслителями», – резюмирует Дмитрий Ханкин, не последний человек в их карьере, сопродюсер ряда выставок, владелец московской галереи «Триумф», куда направляются люди, которые хотят купить работы Recycle Group. Это, к слову, не так просто: все, что можно повесить на стену, разлетается со скоростью звука, а крупногабаритные работы из пластика художники предпочитают масштабировать site specific, то есть под ваш садик или просторный холл.

Не успел закрыться проект в Петербурге, как открылась передвижная выставка Lady Dior As Seen By – с 16 октября у Марианны Сардаровой в фонде Ruarts показывали работы Эллен фон Унверт, Патрика Демаршелье, Олимпии Скарри. И Recycle Group – они в списке участников проходят по категории «Мэтры». К заслуженным в каждом городе – Токио, Берлине, Милане, Сеуле – кураторы добавляют молодые таланты, в этом состоит культуртрегерский смысл проекта.

На Георгии: хлопковая водолазка, DIOR MEN. На Андрее: нейлоновый бомбер, DIOR MEN.

«В одиннадцать утра Андрей и Егор пили самбуку – как типичные молодые художники».

В 2006 году Андрея и Егора открыл Петербургу, Москве и миру влиятельнейший искусствовед, тогда еще проректор по внешним связям Института им. И.Е. Репина, а ныне его ректор, экс-комиссар павильона России на Венецианской биеннале Семен Михайловский. Он помнит, как это было: «В фонде Олега Дерипаски «Вольное дело» придумали конкурс «Молодая палитра» – для поддержки художников Краснодарского края. Я написал его правила, собрал хорошее жюри и поехал по академиям, училищам и институтам искать молодые дарования. В одном из них работала серьезная дама, которая сказала: «Есть у нас один странный, но вам понравится». Так я познакомился с высоким патлатым Егором Кузнецовым, который и выглядел, и общался необычно. Сразу было заметно, что он интуитивный, чувствительный к жизни и искусству художник. Для конкурса он представил фотографии, а не как все – живопись или графику. Я совершенно не помню, что на них было, но присутствовала наполненность эмоциями и смыслом. Все остальные работы на их фоне выглядели школьными». Егор стал одним из шести победителей конкурса, приехал в Санкт-Петербург выставляться в Академии художеств, потом стажировался в Италии. Андрей и Егор называются Recycle Group с 2008 года – в честь одноименной первой персональной выставки. Тогда все и закрутилось.

Личная жизнь у художников сложилась так же, как все остальное, – «интуитивно и чувствительно». Екатерина Щербакова рассказала, как они познакомились: «Мы встретились в кафе на Никитской в одиннадцать утра. Андрей и Егор в этот момент поджигали самбуку и выпивали – вели себя как типичные молодые художники. А я, как типичный начинающий куратор, приглашающий художников к участию в Московской биеннале молодого искусства, старалась впечатлить лингвистическими концептами Фердинанда де Соссюра. Помню, переживала, что не смогу обеспечить их должным гонораром – в 2011-м они уже были известными». После биеннале Андрей подарил Кате золотой слиток из пластика с клеймом best before. Жест для «ресайклов» нетипичный, можно было заподозрить романтический сюжет. Но Катя и ее университетский французский уехали в Гренобль участвовать в престижной программе для кураторов, а потом – делать выставки и преподавать в университете Paris 8. Художники по долгу службы периодически приезжали в ­Париж, дали Кате пару интервью, пили вместе вино с видом на Эйфелеву башню. Андрей стал бывать все чаще и к 2014 году окончательно переехал. За ним и Егор с Маргаритой, которые вместе уже двенадцать лет. Марго счастлива: «Помимо Краснодара мы пробовали разные места для жизни – Москву, Нью-Йорк, Лондон, Бали. Но Париж – любимый город. Здесь наслаждаешься жизнью. Здесь родились дети – наш сын Лука, ему два, и дочка Андрея и Кати – Тея, ей три. Сначала мы жили на канале Сен-Мартан, а с появлением ребенка переехали в гнездо импрессионистов – деревню Овер-сюр-Уаз, где жил и похоронен Ван Гог. Это коммуна художников. Дальше от центра, зато тут хорошие садики, шато и природа».

Надо сказать, во Франции очень сильная программа поддержки людей творческих профессий. Благодаря контракту с галереей Suzanne Tarasieve «ресайклы» получили вид на жительство, а следом и членство в союзе художников La Maison des Artistes. А значит, смогли претендовать на жилье в художественных сквотах. Французский Андрей выучил еще на Сен-Мартане – внизу был бар, куда он спускался на часок-другой каждый вечер. Катя говорит, что жизнь в сквоте в XV округе имеет свои особенности: «Мы вместе подали заявку, объяснили, что собираемся делать с этим помещением. Я тут провожу перформансы, в которых простые люди вместе с художниками едят или сочиняют любовные письма и заваривают афродизиаки».

На Екатерине: жакет и брюки из шерсти с шелком, хлопковая блузка, кожаная сумка, ободок из текстиля с отделкой из жемчуга, все DIOR; серьги Rose des Vents из белого золота с ониксом и бриллиантами, кольцо и браслет Gem Dior из белого золота с бриллиантами, все DIOR JOAILLERIE. На Андрее: шерстяной джем ­ пер, хлопковые брюки, все DIOR MEN. На Тее: шерстяное платье, ботинки из кожи и резины, все BABY DIOR; кожаная сумка, DIOR.

Дуэт художников все больше уходит в нематериальное – кодинг и нейросети для них делает краснодарское бюро Maverick, с которыми сейчас готовят к выпуску серию арт-приложений на основе предсказателя «Вероятность» с выставки в петербургском Манеже. Там за прогнозом (хорошим или плохим – на выбор) стояла очередь. Искусственный интеллект работал и параллельно обучался. Их первое приложение дополненной реальности Recycle Group хранится в App Store в категории «Развлечения». Впрочем, есть и осязаемые планы по реконструкции городских пространств. «Художник должен приходить в разные сферы, вплоть до инженерии», – объясняет Егор. В коллаборации с другом, дизайнером света Ильей Потеминым, который живет в Италии, «ресайклы» хотят облагораживать города объектами вроде парковых лавочек из коробок для электрощитков. В Краснодаре вместе с местной ассоциацией экстремального спорта XSA будут строить скейт-парки.

Андрей и Егор приспосабливают талант к эстетическим нуждам города, где у них зреет проект. Но скейты и лавочки не выманили их окончательно из традиционного формата – готовятся выставки в Лондоне (в ноябре в галерее Gazelli Art House) и в Париже (в апреле в любимой Suzanne Tarasieve). «Если место прекрасно, тебе не хочется его менять. Оно не требует изменений, но вдохновляет», – художники рассуждают очень экологично. Они, как сказал Семен Михайловский, – «правильные во всех смыслах люди». Хотят делать красоту там, где ее пока мало.

На Маргарите: куртка из овчины, хлопковые блузка и юбка, кожаная сумка, металлические серьги, колье из металла и жемчуга, все DIOR. На Георгии: хлопковые джемпер и брюки, все DIOR MEN. На Луке: шерстяной джемпер, джинсы, кожаные кеды, все BABY DIOR.

Фото: FEE-GLORIA GROENEMEYER. СТИЛЬ: ROOSJIE NIEMAN. Прически и груминг: Eduardo Bravo. Макияж: Manal El Bakkouchi. Ассистент фотографа: Lars Alexander Beppler. Ассистент стилиста: Eva Tigerlaar. Продюсер: Angela Atayants.