11 самых обсуждаемых фильмов Берлинского кинофестиваля

Буквально на днях в Берлине завершился 72-й по счету кинофестиваль. Наш культурный автор Анастасия Гулиджанян рассказывает, кому в этом году достались главные награды и о каких проектах чаще спорили критики.

«Алькаррас»

Пункт номер один в списке — победитель этого года и самый теплый фильм в конкурсе. Это новый проект испанской режиссерки Карлы Симон. Как и в другом ее фильме «Лето 1993-го» здесь на первом плане жизнь маленькой девочки Ирис и всей ее большой семьи, которая обитает на персиковой плантации где-то в Каталонии. Земля семье Ирис не принадлежит — давным-давно ее дедушка получил сады в благодарность. И когда законный владелец поместья умирает, новый наследник хочет продать землю под солнечные панели. Это значит, что совсем скоро их чудесный сад будет стерт с лица земли. «Алькаррас», названный в честь местечка, где развиваются события, рассказывает про сложную, но прекрасную жизнь фермеров. В итоге получился понятный каждому и трогательный «Вишневый сад» по-испански.

«Кусочек неба»

Швейцарец Михаэль Кох, получивший в 2009 году приз за короткий метр, вернулся в Берлин, чтобы представить публике и критикам второй полнометражный фильм. И, кажется, покорил разом всех. Его «Кусочек неба» — это виртуозно снятое и очень эмпатичное кино, в котором хорошие люди оказываются в тяжелом положении просто потому, что так устроена жизнь. Главным героям этой истории — молодоженам Анне и Марко, живущим в тихой альпийской деревушке, предстоит найти ответ на вечный вопрос «Что есть любовь?» (через весь фильм рефреном проходит забойный трек Haddaway — What Is Love). «Кусочек неба» запоминается еще и потому, что здесь нет профессиональных актеров, но зритель безоговорочно верит всему, что происходит на экране. Жюри фестиваля наградило картину скромным призом «Особое упоминание», но имя режиссера все-таки стоит запомнить.

«С любовью и яростью»

В этом году за свой новый фильм постановщица Клер Дени получила главную режиссерскую награду. Хотя в этой работе по сути нет ничего революционного: драма «С любовью и яростью» рассказывает историю типичного любовного треугольника: Жюльет Бинош никак не может определиться, кого она хочет больше — нынешнего бойфренда, спокойного и надежного Венсана Линдона, или страстного и обаятельного Грегуара Колена. Мне показалось, что это очень топорное проходное кино, в котором есть несколько интересных смысловых крючков, но почему-то ни один из них не цепляет. Будем считать, что Дени получила награду «за выслугу лет» и освещение темы «секс после пятидесяти еще как существует» (хотя в этом году в Берлине об этом был каждый второй фильм).

«Фильм писательницы»

Новый фильм корейского режиссера Хон Сан Су (любимчика Берлинале, его работы показывали на смотре уже раз шесть) в этом году получил Гран-при фестиваля. Это единственная черно-белая картина в конкурсе — обаятельная история о популярной писательнице, которая в приступе творческого ступора отправляется навестить старую подругу-коллегу. Путешествие в итоге превращается в череду случайных встреч и приводит к результату, заявленному в названии. «Фильм писательницы» — это классическое разговорное кино, в котором много забавной болтовни и мало действия. Если вы не фанат режиссера и не заядлый синефил, картина вполне может показаться занудной.

«Борьба со льдом»

Свой новый проект представил в Берлине и звезда «Игры престолов», датчанин Николай Костер-Вальдау. Историческая драма о полярниках основана на книге Эйнара Миккельсена о его экспедиции в Гренландию и выживании на заснеженном острове на протяжении 28 месяцев. Вальдау так вдохновился этой историей, что не просто исполнил в фильме главную роль, но еще написал сценарий для проекта и спродюсировал его (вместе с режиссером «Эвереста» Бальтасаром Кормакуром). Николай даже получил сотрясение мозга на съемках — в сцене, где нападает медведь, актера сокрушил дублер животного — чемпион Исландии по дзюдо. Да, кстати, «семье надо держаться вместе», так что в одной из ролей здесь есть Чарльз Дэнс (aka Тайвин Ланнистер), а еще отлично выступил «острый козырек» Джо Коул. Картину можно будет увидеть уже 2 марта на Netflix.

«Римини»

Запал в душу критикам, но остался без наград новый фильм австрийца Ульриха Зайдля. Это история о жизни некогда популярного певца Ричи Браво (которого можно сравнить с любым российским эстрадным артистом на пенсии). Былая слава осталась в прошлом, а в настоящем у него есть лишь нелепый образ мачо, секс с пожилыми фанатками за деньги и одинокие вечера в зале игровых автоматов в обнимку с бутылочкой беленькой. Неожиданно в жизни Ричи вдруг появляется Тесса — дочь, которую он не видел больше 10 лет. Девушка требует от горе-родственника кругленькую сумму во искупление отеческих грехов. Да вот только от былого величия у Браво осталась лишь потрепанная вилла да тюленья шуба (тоже изрядно видавшая виды). Так что расчувствовавшийся после похорон матери герой решает пойти на шантаж, но таки достать для дочери денег. «Римини» — зрелище не для слабонервных. Пустынные мокрые пляжи города-курорта сменяются супер реалистичными сценами секса (60 плюс!) и сентиментальными музыкальными номерами. Если у этого фильма и есть обаяние, то только за счет харизмы главного артиста — Михаэля Томаса.

«Темные очки»

Диана работает девушкой по вызову и не знает, что в ее городе орудует маньяк, убивающий представительниц древнейшей профессии. Однажды ее начинает преследовать незнакомец на белом фургоне. Он толкает ее машину, и девушка сталкивается с другим автомобилем. В аварии выживает только Диана и маленький китайский мальчик. Первая теряет зрение, второй попадает в детдом. Но после того, как героиня приходит в себя, она навещает ребенка, и у них завязывается теплая дружба. Новый фильм мастера ужасов «темного лорда» Дарио Ардженто вызвал горячие споры. Что это? Классическое джалло от мэтра жанра или «отписка» пожилого режиссера, который ничего не показывал нам уже долгие десять лет? С одной стороны, кино о проститутке, преследуемой маньяком, выглядит сплошным набором клише: тут есть и традиционное зависание ножа в воздухе, и нападение змей, и страшные сны о скорой смерти. Но вкупе с мрачным электронным саундтреком и в целом трогательной историей «Темные очки» вполне могут стать интересным кинематографическим опытом для широкого зрителя.

«Невероятно, но факт»

Новый фильм французского короля абсурда Квентина Дюпье — один из немногих c действительно оригинальным сюжетом. Главные герои этой истории Алан и Мари покупают дом, в котором есть таинственный подвал. Каждый, кто попадет в него, перемещается во времени на 12 часов вперед, но при этом молодеет на три дня. Оказавшись в новом жилище, Мари напрочь забывает о муже и становится одержимой идеей вечной молодости. Алан же терпеливо ждет ее в настоящем. «Невероятно, но факт» — симпатичная остроумная сказка «о потерянном времени» и одновременно агитка против любого улучшайзинга.

«Извержение вкуса»

По задумке отборщиков, в программе Encounters в этом году собрались самые необычные картины, «готовые удивлять». Здесь-то и показали новый фильм Питера Стриклэнда («Маленькое красное платье», «Каталин Варга») со звездой «Полового воспитания» Эйсой Баттерфилдом и Гвендолин Кристи в главных ролях. Это и правда очень странное кино, собранное из кусочков разных фуд-перформансов. Честно говоря, даже описать сюжет действа — та еще задача. Гурманская арт-группа устраивает представления в институте звукового кейтеринга: они готовят и записывают музыку одновременно. Властная мадам Ян Стивенс все это дело финансирует и потому очень хочет влиять на контент, но лидерка коллектива Элль изрядно сопротивляется. Все происходящее документирует журналист Стоунс, страдающий от расстройства желудка и непрерывно смердящий. Снято на стыке мокьюментари и ретро. Кажется, Стриклэнд просто решил пошутить над всеми, кто сегодня зависит от фуд-порно, но нет — у «Извержения вкуса» серьезное лицо в духе «Неонового демона». Кино для тех, кто правда верит в мем «не сфоткал — не поел».

«Петер фон Кант»

Фильм-открытие фестиваля — «обратный» ремейк Фассбиндера от француза Франсуа Озона (здесь главным героем становится уставший режиссер, а не успешная дизайнерка). Сегодня, кажется, только ленивый не пошутил над плодовитостью автора. И все же «Петер фон Кант» — 45-я по счету работа в фильмографии Озона. Так что он такой Стивен Кинг от мира кино. А его «Петер фон Кант» — эмоциональная драма об одиночестве. Смотреть ее в обязательном порядке стоит только истинным фанатам режиссера и всем, кто любит наблюдать, как на экране выясняют отношения. В главных ролях — чудесные Изабель Аджани и Дени Меноше.

«Продукты 24»

Last but not least — фильм нашего соотечественника ​​Михаила Бородина. Это очень страшное кино о современном рабстве в России. В основе сценария — реальная история «гольяновских рабов», мигрантов из Средней Азии, которые стали узниками в продуктовом магазине. Их избивали, насиловали, пытали, забирали у них детей и заставляли стоять у прилавка. Если и смотреть такое, то только на Берлинале, пожалуй, самом артхаусном фестивале из всех.