«Алькаррас»
Пункт номер один в списке — победитель этого года и самый теплый фильм в конкурсе. Это новый проект испанской режиссерки Карлы Симон. Как и в другом ее фильме «Лето 1993-го» здесь на первом плане жизнь маленькой девочки Ирис и всей ее большой семьи, которая обитает на персиковой плантации где-то в Каталонии. Земля семье Ирис не принадлежит — давным-давно ее дедушка получил сады в благодарность. И когда законный владелец поместья умирает, новый наследник хочет продать землю под солнечные панели. Это значит, что совсем скоро их чудесный сад будет стерт с лица земли. «Алькаррас», названный в честь местечка, где развиваются события, рассказывает про сложную, но прекрасную жизнь фермеров. В итоге получился понятный каждому и трогательный «Вишневый сад» по-испански.
«Кусочек неба»
Швейцарец Михаэль Кох, получивший в 2009 году приз за короткий метр, вернулся в Берлин, чтобы представить публике и критикам второй полнометражный фильм. И, кажется, покорил разом всех. Его «Кусочек неба» — это виртуозно снятое и очень эмпатичное кино, в котором хорошие люди оказываются в тяжелом положении просто потому, что так устроена жизнь. Главным героям этой истории — молодоженам Анне и Марко, живущим в тихой альпийской деревушке, предстоит найти ответ на вечный вопрос «Что есть любовь?» (через весь фильм рефреном проходит забойный трек Haddaway — What Is Love). «Кусочек неба» запоминается еще и потому, что здесь нет профессиональных актеров, но зритель безоговорочно верит всему, что происходит на экране. Жюри фестиваля наградило картину скромным призом «Особое упоминание», но имя режиссера все-таки стоит запомнить.
«С любовью и яростью»
В этом году за свой новый фильм постановщица Клер Дени получила главную режиссерскую награду. Хотя в этой работе по сути нет ничего революционного: драма «С любовью и яростью» рассказывает историю типичного любовного треугольника: Жюльет Бинош никак не может определиться, кого она хочет больше — нынешнего бойфренда, спокойного и надежного Венсана Линдона, или страстного и обаятельного Грегуара Колена. Мне показалось, что это очень топорное проходное кино, в котором есть несколько интересных смысловых крючков, но почему-то ни один из них не цепляет. Будем считать, что Дени получила награду «за выслугу лет» и освещение темы «секс после пятидесяти еще как существует» (хотя в этом году в Берлине об этом был каждый второй фильм).