Колонки

Залезь мне в сердце: Игорь Цуканов о выставке коллекции Заблудовичей в Москве

На коллекции Заблудовичей в Мультимедиа Арт Музее глаз отдыхает от инстаграма.
реклама
01 Октября 2018
Игорь Цуканов
Игорь Цуканов
Лондонский коллекционер. Председатель Tsukanov Family Foundation, который дает стипендии Eton и Yale School of Art, спонсирует Лондонский филармонический оркестр, пополняет собрания музеев и финансирует большие выставки.

Лондонский коллекционер. Председатель Tsukanov Family Foundation, который дает стипендии Eton и Yale School of Art, спонсирует Лондонский филармонический оркестр, пополняет собрания музеев и финансирует большие выставки.

МАММ давно известен своей программой выставок частных коллекций. Я всегда с большим интересом отношусь к таким проектам. Здесь накладываются друг на друга два типа селекции – индивидуальный отбор коллекционера и культурно значимая работа куратора. Команду директора музея Ольги Свибловой отличает и качественная селекция наиболее интересных коллекций, и точная репрезентация художественных произведений. На этот раз нас ждет выставка «Вы смотрите на то, чего никогда не было», представляющая более шестидесяти работ художников-фотографов из коллекции Пойю и Аниты Заблудович.

Заблудовичи (в Лондоне их именуют the Zabs) – одна из самых примечательных историй коллекционирования современного искусства. Пойю родился в Финляндии в 1953-м. Родители выжили во время холокоста и сложным путем оказались на севере Европы. Заблудович унаследовал небольшую семейную компанию, которую превратил в международный холдинг Tamares Group с миллиардными активами в Нью-Йорке, Лондоне, Лас-Вегасе. В современное искусство Пойю затащила супруга Анита, англичанка из Ньюкасла. Получив хорошее художественное образование и имея твердые убеждения, она уговорила мужа создать институцию Zabludowicz Collection.

NM in Stripes, Лукас Блалок.

NM in Stripes, Лукас Блалок.

реклама

Анита практически не покупает дорогих состоявшихся художников. Ее усилия направлены на поддержку новых талантов, которым семья предоставляет арт-резиденцию на финском острове Сарвисало и показывает в мировых столицах. «Мой подход заключается в том, чтобы коллекционировать работы художника с самого начала и до заката его карьеры, – говорит Анита. – Если угодно, это стремление познать художников». В масштабной коллекции (более трех тысяч произведений шести сотен мастеров) присутствуют и Гурски, Шерман, Хёрст, Польке. Часто за такими приобретениями стоит Пойю, который разумно полагает, что инвестирование в работы признанных художников поможет компенсировать потенциальные ошибки при выборе молодых.

Выставка в МАММ объединяет работы четырнадцати фотографов из Германии и Северной Америки. Немецкая часть представлена последователями Дюссельдорфской школы с ее фокусом на индустриальную предметность. Американо-канадская продолжает традиции «кинематографического метода», разработанного Синди Шерман и Джеффом Уоллом (они в МАММ тоже представлены).

Всех участников отличает двоякое восприятие фотографии: как объекта и как идеи. В современных соцсетях изображения непрерывно циркулируют, быстро сменяя друг друга. А здесь другое. Авторы на снимках как бы замедляют поток образов с помощью тщательного создания композиции и последующей кропотливой обработки. Время останавливается, и образы запечатлеваются в вашем сознании в необычном ракурсе. Для кого-то это проекция реального мира, а для кого-то – сюрреалистические видения.

реклама
читайте также
TATLER рекомендует