МАММ давно известен своей программой выставок частных коллекций. Я всегда с большим интересом отношусь к таким проектам. Здесь накладываются друг на друга два типа селекции – индивидуальный отбор коллекционера и культурно значимая работа куратора. Команду директора музея Ольги Свибловой отличает и качественная селекция наиболее интересных коллекций, и точная репрезентация художественных произведений. На этот раз нас ждет выставка «Вы смотрите на то, чего никогда не было», представляющая более шестидесяти работ художников-фотографов из коллекции Пойю и Аниты Заблудович.
Заблудовичи (в Лондоне их именуют the Zabs) – одна из самых примечательных историй коллекционирования современного искусства. Пойю родился в Финляндии в 1953-м. Родители выжили во время холокоста и сложным путем оказались на севере Европы. Заблудович унаследовал небольшую семейную компанию, которую превратил в международный холдинг Tamares Group с миллиардными активами в Нью-Йорке, Лондоне, Лас-Вегасе. В современное искусство Пойю затащила супруга Анита, англичанка из Ньюкасла. Получив хорошее художественное образование и имея твердые убеждения, она уговорила мужа создать институцию Zabludowicz Collection.
Анита практически не покупает дорогих состоявшихся художников. Ее усилия направлены на поддержку новых талантов, которым семья предоставляет арт-резиденцию на финском острове Сарвисало и показывает в мировых столицах. «Мой подход заключается в том, чтобы коллекционировать работы художника с самого начала и до заката его карьеры, – говорит Анита. – Если угодно, это стремление познать художников». В масштабной коллекции (более трех тысяч произведений шести сотен мастеров) присутствуют и Гурски, Шерман, Хёрст, Польке. Часто за такими приобретениями стоит Пойю, который разумно полагает, что инвестирование в работы признанных художников поможет компенсировать потенциальные ошибки при выборе молодых.
Выставка в МАММ объединяет работы четырнадцати фотографов из Германии и Северной Америки. Немецкая часть представлена последователями Дюссельдорфской школы с ее фокусом на индустриальную предметность. Американо-канадская продолжает традиции «кинематографического метода», разработанного Синди Шерман и Джеффом Уоллом (они в МАММ тоже представлены).
Всех участников отличает двоякое восприятие фотографии: как объекта и как идеи. В современных соцсетях изображения непрерывно циркулируют, быстро сменяя друг друга. А здесь другое. Авторы на снимках как бы замедляют поток образов с помощью тщательного создания композиции и последующей кропотливой обработки. Время останавливается, и образы запечатлеваются в вашем сознании в необычном ракурсе. Для кого-то это проекция реального мира, а для кого-то – сюрреалистические видения.
Фото: Архив Tatler