1. Главная
  2. Колонки
Колонки

В музее не утаишь: Игорь Цуканов о выставке Шиле

Главного провокатора модернизма выставили в Вене во всей красе.
реклама
25 Августа 2018
Лондонский коллекционер. Председатель Tsukanov Family Foundation, который дает стипендии Eton и Yale School of Art, спонсирует Лондонский филармонический оркестр, пополняет собрания музеев и финансирует большие выставки.

Лондонский коллекционер. Председатель Tsukanov Family Foundation, который дает стипендии Eton и Yale School of Art, спонсирует Лондонский филармонический оркестр, пополняет собрания музеев и финансирует большие выставки.

В начале ХХ века Вена была признанным европейским культурным центром. Там эстетику венского модернизма, оказавшего огромное влияние на всю визуальную европейскую культуру прошлого столетия. Все четверо ушли из жизни в 1918-м, когда закончилась страшная мировая война и распалась Австро-Венгерская империя. С их уходом завершился золотой век венского модернизма.

Столетие тех событий стало поводом для культурной программы «Красота и бездна» в главных музеях Вены. Музей Леопольда представляет ретроспективу Эгона Шиле, самого молодого из могучей четверки. В 1918-м ему исполнилось всего двадцать восемь, последние три года своей жизни он провел в австрийской армии. Умирая от инфекции, Шиле произнес: «Война закончилась, и мне тоже пора уходить, но мои работы меня переживут и будут во всех музеях мира».

Основной темой творчества Шиле было человеческое тело. В академической живописи оно выступало в качестве объекта созерцания, а у Шиле, наоборот, тело – это субъект и художник должен с ним разобраться. Для этого Шиле объединил жанры ню и автопортрета. Художник проецирует на холст свое психическое состояние, исследует собственную сексуальность, нередко привнося в изображение женские черты и все время подчеркивая страдания. Около трети рисунков на выставке в Музее Леопольда – автопортреты в скрученных позах, со сжатыми пальцами, темными пятнами на коже, анатомическими подробностями. «Я пойду настолько далеко, насколько будет необходимо, чтобы зрителей охватило чувство ужаса от того, что они видят перед собой», – объяснял свою идею художник.

Многие современники считали работы Шиле порнографией. Его даже упекли на несколько месяцев в тюрьму. Спустя сто лет немногое изменилось. Несмотря на то что Шиле стал признанным гением, его картины были отклонены в 2017-м регуляторами наружной рекламы в Англии и Германии, подвергаются цензуре в фейсбуке. В лондонской подземке постеры с репродукциями картин Шиле появились с надписями «созданы сто лет назад, но все еще слишком откровенны». Эти надписи прикрывали ненужные, по мнению властей, подробности человеческого тела.

реклама
«Моа», 1911.

«Моа», 1911.

реклама
Мы подписываемся
под каждым словом.
Вы подписываетесь на наши новости
Читайте и смотрите Tatler
там, где вам удобно.
У нас уже 500 000 подписчиков
читайте также
TATLER рекомендует