Колонки

В музее не утаишь: Игорь Цуканов о выставке Шиле

Главного провокатора модернизма выставили в Вене во всей красе.
реклама
25 Августа 2018
Игорь Цуканов
Игорь Цуканов
Лондонский коллекционер. Председатель Tsukanov Family Foundation, который дает стипендии Eton и Yale School of Art, спонсирует Лондонский филармонический оркестр, пополняет собрания музеев и финансирует большие выставки.

Лондонский коллекционер. Председатель Tsukanov Family Foundation, который дает стипендии Eton и Yale School of Art, спонсирует Лондонский филармонический оркестр, пополняет собрания музеев и финансирует большие выставки.

В начале ХХ века Вена была признанным европейским культурным центром. Там эстетику венского модернизма, оказавшего огромное влияние на всю визуальную европейскую культуру прошлого столетия. Все четверо ушли из жизни в 1918-м, когда закончилась страшная мировая война и распалась Австро-Венгерская империя. С их уходом завершился золотой век венского модернизма.

Столетие тех событий стало поводом для культурной программы «Красота и бездна» в главных музеях Вены. Музей Леопольда представляет ретроспективу Эгона Шиле, самого молодого из могучей четверки. В 1918-м ему исполнилось всего двадцать восемь, последние три года своей жизни он провел в австрийской армии. Умирая от инфекции, Шиле произнес: «Война закончилась, и мне тоже пора уходить, но мои работы меня переживут и будут во всех музеях мира».

Основной темой творчества Шиле было человеческое тело. В академической живописи оно выступало в качестве объекта созерцания, а у Шиле, наоборот, тело – это субъект и художник должен с ним разобраться. Для этого Шиле объединил жанры ню и автопортрета. Художник проецирует на холст свое психическое состояние, исследует собственную сексуальность, нередко привнося в изображение женские черты и все время подчеркивая страдания. Около трети рисунков на выставке в Музее Леопольда – автопортреты в скрученных позах, со сжатыми пальцами, темными пятнами на коже, анатомическими подробностями. «Я пойду настолько далеко, насколько будет необходимо, чтобы зрителей охватило чувство ужаса от того, что они видят перед собой», – объяснял свою идею художник.

Многие современники считали работы Шиле порнографией. Его даже упекли на несколько месяцев в тюрьму. Спустя сто лет немногое изменилось. Несмотря на то что Шиле стал признанным гением, его картины были отклонены в 2017-м регуляторами наружной рекламы в Англии и Германии, подвергаются цензуре в фейсбуке. В лондонской подземке постеры с репродукциями картин Шиле появились с надписями «созданы сто лет назад, но все еще слишком откровенны». Эти надписи прикрывали ненужные, по мнению властей, подробности человеческого тела.

реклама
«Моа», 1911.

«Моа», 1911.

реклама
читайте также
TATLER рекомендует