Свекровь постоянно критикует меня за то, что я оставляю ребенка с няней — она своего сына растила сама. Но, во-первых, у меня иначе не получается, масса дел, я не могу все время сидеть дома. А во-вторых, были же раньше няни и гувернантки в дворянских семьях, вот я и стараюсь «в лучших традициях…». Или я не права? Анастасия, Москва
Сегодня няня стала непременным «атрибутом» состоятельной семьи. Некоторые родители нанимают няню еще до рождения ребенка, чтобы передать ей заботу о младенце сразу после его появления на свет и тем самым освободить маму от нагрузки. Но на этом сходство с «дворянскими традициями» и заканчивается. В чем же разница?
До революции действительно могли нанять и гувернантку, и бонну (и «отказать ей от дома», если она пришлась не ко двору), а вот няню не нанимали – ее брали в семью, и не на время, а навсегда. Няня в те времена – не профессия, а судьба.
Няня становилась членом семьи, доживала в ней до глубокой старости, и хоронили ее рядом с «барскими» могилами или в фамильных склепах. Она именно жила в семье, а не прислуживала. Никто не пытался нагружать ее работой за пределами детской, и случись няне провиниться, ее не выгоняли на улицу – могли лишь поругать, пожурить, в семье всякое бывает. Ей позволялось сидеть за одним столом с хозяевами, высказывать свое мнение, брать на себя родительские функции – наказывать, разрешать и запрещать. А родители требовали от детей безусловного уважения к няне – они сами его демонстрировали, по-другому и быть не могло. И в обществе к няням относились с большим почитанием.
Няня всю себя отдавала детям, семье. Если в доме появлялся еще один ребенок, она занималась и им. Няня «переходила по наследству» от детей к внукам. Она считала воспитание детей делом жизни, все ее радости и горести были связаны с семьей. По сути, она была для детей второй мамой. Французский исследователь Жак Ферран много лет изучал историю русских дворянских родов и их жизнь в эмиграции. В своей книге «Русские няни. Воспоминания» он приводит слова одной из героинь, Марии Стахович: «Благодаря тебе, няня, у нас трое родителей: папа, мама и ты». А если умирала мать, няня зачастую становилась старшей женщиной в доме. В русской литературе много таких примеров.
Ребенок в дворянской семье засыпал, держа няню за руку, и просыпался под ее ласковым взглядом. Она была для него особым человеком – и наперсницей, и опорой, и заступницей. В конфликтах она становилась своего рода «посредником» между детьми и родителями. Между ней и ребенком существовала теснейшая эмоциональная связь, глубочайшая привязанность, которая сохранялась на всю жизнь. Совсем старенькая няня императора Александра III приходила к нему во дворец по определенным дням, а он к ее приходу заказывал мамуровую пастилу, которую она очень любила. Потом они усаживались на диван, долго беседовали – секретничали, а порой даже переругивались: няня считала себя вправе журить воспитанника за пристрастие к вину. «Не твое дело», – отмахивался от нее Александр. – «А чье же?» – настаивала няня.
Бесконечная доброта, преданность, верность семье – вот что отличало дворянских нянь. Конечно, было бы наивно полагать, что сейчас кто-нибудь согласится взять в семью чужого человека и сделать его родным только потому, что он будет заниматься детьми. Скорее всего, эта замечательная русская традиция осталась в прошлом. Но знать, как оно было на самом деле, очень полезно, чтобы понимать, на что мы можем рассчитывать, оставляя ребенка на «наемных» нянь.
Если для дворянских нянь это было служение, то для современных – работа, такая же, как любая другая. Желающих хоть отбавляй. И выбираем няню мы порой в спешке – как вещь в магазине: не подойдет, вернем обратно, найдем другую – дело-то, как говорится, житейское.
Мы не ощущаем важности момента, а ведь мы выбираем человека, который будет допущен «в святая святых» – в детскую, то есть на карту поставлены безопасность, здоровье и развитие нашего ребенка.
Мы относимся к работе няни скорее как к обычной платной услуге. Некоторые нанимают сразу несколько нянь, которые работают «вахтовым методом», сменяя одна другую. Ребенок не успевает к ним привыкнуть, запомнить их. Няня превратилась не только в человека «без лица», но и «без языка» – сегодня модно брать на работу, например, филиппинок, которые не говорят по-русски. О каком общении с ребенком, о каком эмоциональном контакте может идти речь?
Мы готовы доверить чужой женщине самое дорогое, но платить ей собираемся так же, как другим помощникам по дому. За теплоту, за преданность семье и ребенку мы не хотим «доплачивать» своим отношением, нам кажется, что это само собой разумеется – «это входит в ее обязанности». Но любовь и сердечность ни в каком договоре не пропишешь. Зато мы готовы наказать няню за любую провинность: у моих соседей няня разбила антикварную вазу – тут же была отправлена в отставку. Мы даже не думаем о том, что для ребенка расставание с человеком, к которому он привык, — это серьезный стресс.
Няня прекрасно понимает, что ее могут уволить в любой момент, поэтому не привязывается к воспитаннику. Она не станет поощрять его к самостоятельности – чем дольше малыш будет оставаться беспомощным, тем дольше он будет нуждаться в няне, а значит, у нее будет работа. Для нее важно спокойно выполнять свои обязанности и получать зарплату, а с каким результатом – это уже не ее головная боль.
Одним словом, для нас няня – это функция, обслуживающий персонал, такой же, как горничная, садовник, повар. Все просто и технологично – как говорится, «ничего личного». В этой «технологичности» и в этом «ничего личного» и есть главное отличие наших отношений с няней от тех, что существовали в русских дворянских семьях.
Можно напичкать дом системами видеонаблюдения, но они не расскажут о главном – как ребенок чувствует себя рядом с няней, что она ему дает в эмоциональном и интеллектуальном плане.
Я думаю, сомнения вашей свекрови не беспочвенны. Дворянские мамы, прежде чем упорхнуть на бал или отправиться в Европу «на воды», заботились о том, чтобы ребенок был под надежным присмотром, обеспечивали ему не только физическую, но и психологическую, и эмоциональную безопасность. Где бы ни были родители, ребенок оставался с родным, близким человеком, а не с «временщиком», пусть и честно отрабатывающим свою зарплату.
Итак, если уж вы решили оставлять ребенка на няню, это должна быть «правильная» няня. Найти такую – дело непростое, но возможное. Было бы желание.
Марина Мелия – мама троих детей, профессор психологии, коуч-консультант первых лиц российского бизнеса, автор книг «Бизнес – это психология», «Главный секрет первого года жизни» и «Наши бедные/богатые дети». В свое время, работая над школьным приложением к «Татлеру», мы всей редакцией зачитывались ее «Детьми» – потому что многие описанные там проблемы до боли знакомы нашим героям и читателям. Теперь Марина – наш колумнист по непростому воспитательному вопросу. Раз в две недели она будет отвечать на ваши письма – их можно отправлять на адрес web@tatler.ru.
Фото: Архивы пресс-служб