Ирина Прохорова — о забавной исторической ошибке

Колумнист Tatler и директор фонда Михаила Прохорова Ирина Прохорова (@irinaprosha) рассказывает историю о том, как вольная интерпретация истории может сыграть судьбоносную роль.
Ирина Прохорова — о забавной исторической ошибке

Скоро в школу. И чтобы от этой мысли вам не было грустно, расскажу очень забавную историю.

Услышала ее от Алексея, моего доброго приятеля. Мы подружились пять лет назад. Это здорово, когда судьба вдруг сводит с умными, образованными, интеллигентными людьми. С Лешей всегда очень интересно. Мне кажется, что он знает абсолютно все, может договориться обо всем и со всеми, решить любую проблему. И отличный рассказчик. Как-то он поведал мне случай из своей школьной жизни, который произошел еще в 90-е годы.

Леша всегда любил учиться. Искренне. Не зубрить и долдонить, а именно учиться. Да, его родителям страшно повезло. Они никогда не причитали «кем же ты вырастешь!». Лешу не надо было заставлять читать, ходить на всякие лекции и в библиотеку. Самым любимым предметом у Леши была история. Помимо стандартной школьной программы, которую он, конечно, изучил гораздо быстрее своих одноклассников, он еще прочитал много исторических книг. И мог с ходу назвать, скажем, всех маршалов Наполеона, а это двадцать шесть человек. В старших классах на уроках истории он обычно тихо смотрел в окно или писал что-то в своей тетради: ничего для себя нового он услышать уже не мог. Тем более что школа была совсем обычная, районная, на окраине. Учителя не блистали академическими знаниями, выражусь элегантно.

Кадр из фильма «ПолуНельсон»

Кадр из фильма «Полу-Нельсон»

Как-то в школу пришел новый учитель истории, Эдуард Петрович. Довольно молодой, симпатичный, хорошо умеющий наладить контакт с детьми. Влюбил в себя весь женский коллектив, включая работниц столовой, и после уроков убегал с некоторыми из дам на свидания. Все это было бы замечательно, но вот красавец-учитель, мягко говоря, плохо знал свой предмет. Ну совсем не герой Тихонова в «Доживем до понедельника». Во время занятий его ошибки очень смешили Алексея, но до какого-то момента он терпел: педагог все-таки. Но потом его терпение лопнуло. Когда на очередном уроке Эдуард Петрович стал рассказывать что-то об ужасах опричнины во времена правления Петра Великого, Алексей деликатно уточнил, что опричнина была немного ранее, точнее – при Иване Грозном. Ну ошибся человек лет на сто с небольшим. Другие ошибки были не лучше. И Леша так же деликатно, но настойчиво поправлял Эдуарда Петровича. Тот быстро понял, что еще пара замечаний, и его авторитет будет погублен навсегда. Но был он беззлобен и предложил Леше компромисс:

– Алексей, давай договоримся. Можешь на мои уроки не ходить, но меня своими знаниями поражать не нужно. Я буду выставлять тебе автоматически пятерки, а за это ты иногда будешь меня подменять на уроках. Поработаешь учителем, раз такой умный! Договорились?

– Конечно! — ответил Леша.

Он был рад, что теперь не нужно ходить на дурацкие уроки, а кроме того – ему нравилось не только учиться, но и учить. Он уже вел кружки для пятых и шестых классов.

Эдуард Петрович нередко просил его о подмене, пока сам либо мучился тихо похмельем в лаборантской учительницы химии, либо просто было неохота что-то говорить. Завуч и директор этого как бы не замечали. И долго все шло отлично. Но потом Алексей стал готовиться к поступлению в МГУ плюс ходил на спецсеминар к одному известному ученому. Уставал безумно, хотелось просто лечь и выспаться. Вести уроки становилось все сложнее. Но черт возьми, он же сам привязал к себе учеников. Они ждали его уроков. А предать их он не мог. Что было делать?

Впереди новая учебная неделя. Тема — Римская империя. И как назло, Лешу попросили заменить и еще одну учительницу, математики. Заболела. То есть два урока истории подряд. Что-то нужно рассказывать. Алексей нервно ходил по квартире. И вдруг его взгляд упал на отцовские видеокассеты, которыми Леша совершенно не интересовался. Он любил только книги. На одной из кассет он увидел спасительное название. И тут его осенило.

«В школе же есть видеомагнитофон, – подумал он. – Покажу им фильм как раз о Древнем Риме. А пока они смотрят, посплю чуть на задней парте, ну а потом обсудим».

Алексей бодро вошел в класс и объявил, что будет историческое кино, а затем обсуждение. Все закричали «ура».

Леша достал из сумки кассету, еще раз внимательно посмотрел на название – не перепутал ли он чего впопыхах. Все верно. На кассете ярким черным маркером красовалось название —«Калигула».

Кадр из фильма «ПолуНельсон»

Кадр из фильма «Полу-Нельсон»

…Через пятнадцать минут он проснулся от смеха, визгов и криков учеников. Алексей огляделся. Мальчики тыкали пальцем в экран, девочки отворачивались.

Алексей взглянул на экран и застыл от ужаса. Он был совершенно целомудренным юношей и подобные фильмы еще не смотрел. Алексей перепрыгнул через парты, дрожащими руками выключил видеомагнитофон.

Он уже представлял, какую директор напишет ему характеристику для МГУ. И что завтра ему скажут родители. Короче, это было хуже, чем падение Римской империи.

Ученики окружили его: «Да не волнуйся, мы никому не скажем!»

И действительно, никто не выдал его. Потому что Лешу очень любили.

Зато потом случилось нечто удивительное. На перемене к нему подошли два мальчика из того злополучного класса: «Слушай, а принеси книжки про этого Калигулу. Не, мы серьезно, прикольное было там время у них».

И на следующий день он принес им Светония, «Жизнь двенадцати цезарей». Спустя несколько лет эти мальчики тоже поступили на исторический факультет, и аспирант Леша у них преподавал. Втайне благодаря развратника Калигулу и свою историческую ошибку.

Понравилась эта история? Тогда предлагаем вам прочитать другие колонки Ирины Прохоровой на нашем сайте:

Ирина Прохорова — о последствиях женского соперничества

— Ирина Прохорова — о законе бумеранга

Ирина Прохорова — о том, как он стал предателем

Ирина Прохорова — о важности женской дружбы

Ирина Прохорова

Ирина Прохорова

Фото: Архив пресс-службы