Ирина Прохорова — о забавной исторической ошибке

Колумнист Tatler и директор фонда Михаила Прохорова Ирина Прохорова (@irinaprosha) рассказывает историю о том, как вольная интерпретация истории может сыграть судьбоносную роль.
Ирина Прохорова — о забавной исторической ошибке

Скоро в школу. И чтобы от этой мысли вам не было грустно, расскажу очень забавную историю.

Услышала ее от Алексея, моего доброго приятеля. Мы подружились пять лет назад. Это здорово, когда судьба вдруг сводит с умными, образованными, интеллигентными людьми. С Лешей всегда очень интересно. Мне кажется, что он знает абсолютно все, может договориться обо всем и со всеми, решить любую проблему. И отличный рассказчик. Как-то он поведал мне случай из своей школьной жизни, который произошел еще в 90-е годы.

Леша всегда любил учиться. Искренне. Не зубрить и долдонить, а именно учиться. Да, его родителям страшно повезло. Они никогда не причитали «кем же ты вырастешь!». Лешу не надо было заставлять читать, ходить на всякие лекции и в библиотеку. Самым любимым предметом у Леши была история. Помимо стандартной школьной программы, которую он, конечно, изучил гораздо быстрее своих одноклассников, он еще прочитал много исторических книг. И мог с ходу назвать, скажем, всех маршалов Наполеона, а это двадцать шесть человек. В старших классах на уроках истории он обычно тихо смотрел в окно или писал что-то в своей тетради: ничего для себя нового он услышать уже не мог. Тем более что школа была совсем обычная, районная, на окраине. Учителя не блистали академическими знаниями, выражусь элегантно.

Кадр из фильма «Полу-Нельсон»

Как-то в школу пришел новый учитель истории, Эдуард Петрович. Довольно молодой, симпатичный, хорошо умеющий наладить контакт с детьми. Влюбил в себя весь женский коллектив, включая работниц столовой, и после уроков убегал с некоторыми из дам на свидания. Все это было бы замечательно, но вот красавец-учитель, мягко говоря, плохо знал свой предмет. Ну совсем не герой Тихонова в «Доживем до понедельника». Во время занятий его ошибки очень смешили Алексея, но до какого-то момента он терпел: педагог все-таки. Но потом его терпение лопнуло. Когда на очередном уроке Эдуард Петрович стал рассказывать что-то об ужасах опричнины во времена правления Петра Великого, Алексей деликатно уточнил, что опричнина была немного ранее, точнее – при Иване Грозном. Ну ошибся человек лет на сто с небольшим. Другие ошибки были не лучше. И Леша так же деликатно, но настойчиво поправлял Эдуарда Петровича. Тот быстро понял, что еще пара замечаний, и его авторитет будет погублен навсегда. Но был он беззлобен и предложил Леше компромисс:

– Алексей, давай договоримся. Можешь на мои уроки не ходить, но меня своими знаниями поражать не нужно. Я буду выставлять тебе автоматически пятерки, а за это ты иногда будешь меня подменять на уроках. Поработаешь учителем, раз такой умный! Договорились?

– Конечно! — ответил Леша.

Он был рад, что теперь не нужно ходить на дурацкие уроки, а кроме того – ему нравилось не только учиться, но и учить. Он уже вел кружки для пятых и шестых классов.

Эдуард Петрович нередко просил его о подмене, пока сам либо мучился тихо похмельем в лаборантской учительницы химии, либо просто было неохота что-то говорить. Завуч и директор этого как бы не замечали. И долго все шло отлично. Но потом Алексей стал готовиться к поступлению в МГУ плюс ходил на спецсеминар к одному известному ученому. Уставал безумно, хотелось просто лечь и выспаться. Вести уроки становилось все сложнее. Но черт возьми, он же сам привязал к себе учеников. Они ждали его уроков. А предать их он не мог. Что было делать?

Впереди новая учебная неделя. Тема — Римская империя. И как назло, Лешу попросили заменить и еще одну учительницу, математики. Заболела. То есть два урока истории подряд. Что-то нужно рассказывать. Алексей нервно ходил по квартире. И вдруг его взгляд упал на отцовские видеокассеты, которыми Леша совершенно не интересовался. Он любил только книги. На одной из кассет он увидел спасительное название. И тут его осенило.

«В школе же есть видеомагнитофон, – подумал он. – Покажу им фильм как раз о Древнем Риме. А пока они смотрят, посплю чуть на задней парте, ну а потом обсудим».

Алексей бодро вошел в класс и объявил, что будет историческое кино, а затем обсуждение. Все закричали «ура».

Леша достал из сумки кассету, еще раз внимательно посмотрел на название – не перепутал ли он чего впопыхах. Все верно. На кассете ярким черным маркером красовалось название —«Калигула».

Кадр из фильма «Полу-Нельсон»

…Через пятнадцать минут он проснулся от смеха, визгов и криков учеников. Алексей огляделся. Мальчики тыкали пальцем в экран, девочки отворачивались.

Алексей взглянул на экран и застыл от ужаса. Он был совершенно целомудренным юношей и подобные фильмы еще не смотрел. Алексей перепрыгнул через парты, дрожащими руками выключил видеомагнитофон.

Он уже представлял, какую директор напишет ему характеристику для МГУ. И что завтра ему скажут родители. Короче, это было хуже, чем падение Римской империи.

Ученики окружили его: «Да не волнуйся, мы никому не скажем!»

И действительно, никто не выдал его. Потому что Лешу очень любили.

Зато потом случилось нечто удивительное. На перемене к нему подошли два мальчика из того злополучного класса: «Слушай, а принеси книжки про этого Калигулу. Не, мы серьезно, прикольное было там время у них».

И на следующий день он принес им Светония, «Жизнь двенадцати цезарей». Спустя несколько лет эти мальчики тоже поступили на исторический факультет, и аспирант Леша у них преподавал. Втайне благодаря развратника Калигулу и свою историческую ошибку.

Понравилась эта история? Тогда предлагаем вам прочитать другие колонки Ирины Прохоровой на нашем сайте: