Деньги текут рекой: Игорь Цуканов о выставке Андреаса Гурски в Лондоне

Самые дорогие фотографии в мире — на ретроспективе Андреаса Гурски в Hayward Gallery.
О выставке Андреаса Гурски в Hayward Gallery рассказывает Игорь Цуканов

Southbank Centre – один из моих самых любимых культурных центров Лондона. Расположенная здесь Hayward Gallery за свою пятидесятилетнюю историю заслужила репутацию выставочного пространства с миссией удивлять, но не шокировать. Современное искусство здесь представляют во всем его разнообразии жанров и выставляют художников из самых разных стран мира. Галерее хронически не хватало рабочей площади и естественного освещения для воплощения амбициозных проектов ее директора Ральфа Ругоффа (в конце прошлого года он, к слову, был назначен куратором Венецианской биеннале 2019-го).

В итоге на два с половиной года Hayward Gallery закрыли ради масштабной реконструкции. Она завершилась в конце января. В новые светлые помещения отлично вписалась ретроспектива выдающегося немецкого фотохудожника Андреаса Гурски. Демонстрируют более шестидесяти самых известных работ с начала восьмидесятых до наших дней, включая иконы современной фотографии – «Париж, Монпарнас» (1993) и «Рейн II» (1999). Последняя работа уверенно держит аукционный мировой рекорд цены на фотографию. В 2011 году снимок солидных размеров с минималистичным изображением низовья Рейна был продан на Christie’s за рекордные $4,3 млн. Всего же в топ-25 самых дорогих фотографий мира работ Гурски целых восемь.

«Рейн II», 1999.

Для его творчества главное не время и место и даже не событие или личность. Гурски скорее пытается изменить границы восприятия человеком окружающего мира и своего места в нем. Отсюда и использование отдаленной перспективы – основная часть фотографий сделана с большого расстояния и включает множество деталей. При этом работы просты и понятны. В них отсутствует индивидуальное отношение художника к тому, что он снимает. Например, знаменитый диптих «99 центов» (шестое место в рейтинге самых дорогих фото). Эта работа смонтирована из нескольких снимков, которые были сделаны в магазине «Все по 99 центов» на бульваре Сансет в Лос-Анджелесе. Банальные полки с бесконечным ассортиментом продуктов в ярких упаковках выглядят как абстрактная картина изумительной цветовой гаммы.

«Чикагская товарная биржа», 1997.

Азы фотоискусства Гурски постигал в студии своего отца в Дюссельдорфе. Как вспоминает художник, там прошла большая часть его детства. После окончания университета в Эссене Андреас поступил в престижную академию искусств в Дюссельдорфе, где курс современной фотографии вели Бернд и Хилла Бехер, основатели так называемой дюссельдорфской школы. Черно-белые фотографии индустриальных комплексов, снятых Бехерами с неожиданных ракурсов, безусловно, оказали влияние на стиль Гурски.

Его собственное влияние сложно переоценить. Создав свою выверенную узнаваемую эстетику, Гурски внес огромный вклад в развитие фотографии и изменил ее место в иерархии современного искусства. Убедиться в этом можно до 22 апреля в Hayward Gallery.

«Копан», 2002.

Фото: bridgeman/fotodom; архив tatler