1. Главная
  2. Школа
Школа

Селфи в купальнике и чаты с учениками: за что еще обвиняют преподавателей в соцсетях

Имеет ли учитель моральное право публиковать снимки с пляжных каникул? И как еще педагоги завладевают умами подростков в виртуальном пространстве? Рассказывает экс-директор школы «Покровский квартал», звезда инстаграма Илья Новокрещёнов.
реклама
№9 Сентябрь 2019
Материал
из журнала
2 Января 2020

Знакомьтесь, Илья Новокрещенов – экс-директор школы Распределенного лицея ВШЭ «Покровский квартал» (16-е место в рейтинге лучших школ Москвы 2018 года по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России). Известен в инстаграме под ником @triprincipalpk (11,5 тыс. подписчиков).

«Конечно, я слышал историю об учительнице из Барнаула, которой пришлось уйти из школы из‑за того, что она опубликовала на своей странице «ВКонтакте» всего-навсего две фотографии в купальнике (речь идет о скандале вокруг преподавателя русского языка и литературы барнаульской школы № 13 Татьяны Кувшинниковой, случившемся в феврале 2019-го. – Прим. «Татлера»). Я не увидел в этих снимках ничего предосудительного: купальник закрытый, человек на фото занимается моржеванием. Однако во флешмобе #учителятожелюди в поддержку Татьяны я не участвовал: у некоторых его участников не хватило ни вкуса, ни такта, ни чувства меры. Одно дело, когда человек своим снимком призывает к тому, чтобы вести здоровый образ жизни (хотя вопрос, насколько полезно моржевание, лично для меня остается открытым). И совсем другое, когда якобы в поддержку коллеги другие учителя выкладывают свои фотографии в мини-бикини, да еще в весьма недвусмысленных позах. Я не хотел бы, чтобы кто-то ассоциировал меня с подобными акциями.

Впрочем, эта история примечательна тем, что впервые публично стал обсуждаться вопрос, как следует – и не следует – вести себя преподавателям в соцсетях. Мое мнение: главным мерилом того, стоит что-то выкладывать или нет, служит прежде всего сам учитель, его ценностные установки, а не мнение родителей учеников, коллег или даже начальства.

Нет, в любом случае не стоит выкладывать застольные фотографии, на которых педагог запечатлен с бокалом. Но не потому, что ему не дозволено употреблять алкоголь, а потому, что каждое появление учителя в общественном пространстве (а соцсети это как раз общественное пространство) имеет или по крайней мере должно иметь воспитательный эффект. Прежде чем выкладывать фото или текст, педагог должен спросить самого себя: «Как это может повлиять на моих учеников? Чему это их научит? На что вдохновит?»

Под всеми своими снимками (в среднем у меня два-три поста в неделю) я пишу что--нибудь мотивирующее – и сами фотографии стараюсь размещать мотивирующие. Наиболее обсуждаемым был пост с лыжной гонки Grom Ski Night в парке Мещерский. Ведь прямо на ней я впервые встал на лыжи. И ничего – дважды рухнул, но пробежал пятнадцать километров и пришел к финишу не последним. Под фото я размышлял о том, как важно бросать вызовы самому себе».

Я стараюсь писать мотивирующие посты. Но больше всего лайков набирают фото с женой.

реклама

Свои соцсети я веду сам, в каждой – разный контент: «ВКонтакте» и инстаграме – посты для детей, в фейсбуке – для родителей и коллег. Персонального фотографа, как у модных блогеров, у меня нет. Фильтрами не пользуюсь, правда, жена (она по профессии психолог) периодически обрабатывает наши совместные селфи перед публикацией. Кстати, именно они набирают больше всего лайков в инстаграме. Несмотря на то что к таким фото я вообще не делаю подписей. Самые дорогие для меня комментарии – от бывших учеников. Например, мой выпускник Саша Графчиков (он еще в школе стал чемпионом мира по карате, а сейчас – успешный тренер) написал под постом о полу-марафоне «Весенний гром» (я в нем участвовал в мае, пробежал его быстрее чем за два часа): «Глядя, как вы подаете пример, тоже начал по утрам заниматься для себя».

Главная ошибка учителей и директоров в соцсетях – бравурные отчеты о мероприятиях с лозунгами и специальными терминами, которые никому, кроме их авторов, не понятны. Таким постам даже на школьных сайтах не место, а тем более – в соцсетях, где ценится честность. Каким авторитетом может стать для ребенка человек, который очевидно не искренен?

Я окончил истфак Московского педагогического университета, но вести уроки истории мне не позволяет график, так что я веду кружок по менеджменту и директорские уроки 1 сентября. В «ВК» я часто выкладываю материалы к занятиям – конечно же, нескучные. Например, когда мы проходим практику публичных выступлений, скидываю на стену ссылки на лекции известных предпринимателей на TED. Еще чаще размещаю ссылки на фрагменты фильмов. Скажем, к теме «Жесткие переговоры» неплохо подходит сцена беседы дона Корлеоне с Солоццо из «Крестного отца». Во время занятий я иногда обсуждаю со старшеклассниками то, что публикую. Некоторые спрашивают меня о спорте. В основном интересует не триатлон, о котором я часто пишу, а бег. Все-таки триатлон – затратный вид спорта, а чтобы заниматься бегом, не нужно ничего, кроме кроссовок и желания.

У нашей школы двадцать четыре здания, уроки проходят в шестнадцати из них – не у каждого ребенка или родителя есть возможность найти меня в нужный момент. Но они знают, что я доступен для общения онлайн. И многие этим пользуются (кстати, в директ инстаграма мне чаще пишут ученики, задают вопросы на темы постов).

Время от времени в районных группах на фейсбуке возникают слухи, появляется ошибочная информация. Тогда я с удовольствием включаюсь в обсуждение. Так, в прошлом году мы запустили проект #подростковаяшкола для пятых-седьмых классов. По средам ребята не сидят за партами – меняют обстановку. Проходят квесты в музеях, работают над творческими проектами в группах. Родители испугались, что из-за таких «игрушек» будут потеряны ценные часы академического образования. Некоторые вообще забили тревогу: как так – детям вдруг стало интересно ходить в школу? Значит, там что-то не так! Группа родителей, «разогрев» друг друга в классном чате, перекочевала в фейсбук.

Я эти комментарии прочел. В течение года мы проводили независимые исследования, которые показали: результаты детей не просто не ухудшились. Они улучшились – и по сравнению с теми классами, которые в проект вступать не стали, и по сравнению с прошлогодними результатами самих ребят. Соцсети нам помогли – сделали итоги диагностик достоянием общественности. В результате родители завалили меня требованиями расширить проект на другие классы. Хотя и скептики пока тоже остались.

Сам я подписан на многих наших школьников. Но только на тех, кто подписался на меня первым: считаю это хорошим тоном. Каждый год в школу приходят ребята с совершенно иным культурным бэкграундом – мне как педагогу и директору важно их понимать. Однако я не стану подписываться на аккаунт ученика, если он там употребляет нецензурную лексику или выкладывает фото с сигаретами, алкоголем. Но в «Покровском квартале» таких, кажется, совсем немного. По крайней мере, на меня они не подписываются.

3 директора, на которых стоит подписаться

@govoruschenko_m

В аккаунте руководителя Курчатовской школы Матвея Говорущенко советы о том, сколько стаканов воды пить перед ЕГЭ, разбавлены селфи с тренировок по карате.

@pavelseverinets

Павел Северинец из школы № 444 участвует в«Гонке героев», ходит в походы, возглавляет субботники, а на отдыхе красиво читает Довлатова, лежа в стогу сена.

@alexander_zhdan

Директор Международной гимназии в Новых Вешках Александр Ждан объясняет, зачем школьникам читать биографию Ричарда Брэнсона. Но не забывает и позировать на пляжах Фамагусты.

Фото:JAN VON HOLLEBEN/TRUNK ARCHIVE/PHOTOSENSO; ИЗ ЛИЧНЫХ АРХИВОВ

Нашли ошибку? Сообщите нам

реклама
читайте также
TATLER рекомендует