Психолог Марина Мелия: как наладить отношения с учителем в новой школе

Колумнист Tatler рассказывает, на что в первую очередь нужно обратить внимание, пытаясь выстроить отношения с преподавателями.
Психолог Марина Мелия как наладить отношения с учителем в новой школе

Родители часто жалуются: трудно наладить отношения с учителями, особенно если это первая для ребенка школа или просто новая. А комфорт детей во многом зависит от взаимодействия взрослых. В их жизни и так многое меняется, лишние проблемы не нужны.

Для того чтобы не возник сбой в отношениях, чтобы учитель нас услышал и захотел помочь, очень важно понять, что он собой представляет, почему ведет себя так, а не иначе. Своим клиентам я предлагаю простую, но эффективную типологию. Она базируется на глубинных психологических характеристиках, но проста для понимания и использования.

Профи

Это человек дела. Главное для такого учителя – предмет, который он преподает. Сам знает его досконально, посещает курсы повышения квалификации, читает специализированную литературу, стремится разобраться во всех тонкостях своего дела и считает, что знания – лучший воспитатель. Он ориентирован на высокое качество работы, тщательно готовится к урокам, требует дисциплины, ценит точные ответы. Его в буквальном смысле бесит, если кто-то пропускает занятия, а значит, «выпадает» из плана.

Взаимоотношения людей учителю-профи не очень-то интересны. Он не стремится вникать в специфику возраста, психологических особенностей детей, ведь школа, по его мнению, – это место, куда приходят получать знания. Для него общение – это обмен информацией, не более.

Когда такому учителю начинают объяснять, что ученик не сделал домашнюю работу, потому что ему неожиданно пришлось присмотреть за младшей сестренкой, это вызывает у него раздражение. То, что происходит в семьях учеников, его не слишком волнует.

Душа компании

Такой педагог как раз ориентирован на общение. Ему важно, чтобы родители ему радовались, чтобы школьники бежали к нему навстречу. Он стремится быть приветливым, внимательным и ждет этого от других. Хочет, чтобы его воспринимали как симпатичного, хорошего человека. Любит поговорить на внешкольные темы, и подчас их обсуждение превращается для него в самоцель.

Он старается индивидуально подойти к каждому ученику, подобрать к нему ключик. С учениками постарше допускает даже несколько фамильярное общение. Такие учителя быстро начинают дружить с детьми, стараются наладить отношения с их родителями, вникают в семейные дела учеников. Им нравится, что дети бегают по коридору, толкаются, шумят и веселятся.

Фраза «Войдите в наше положение» для такого человека – руководство к действию. Он действительно будет выяснять, что и с кем случилось, как ребенок себя чувствует, предложит помощь. Иногда родители и ученики этим пользуются, злоупотребляют его доверием.

Такие учителя много занимаются воспитанием, а не образованием. Могут даже одному ребенку занизить оценку в воспитательных целях, а другому – чуть повысить. Они защищают своих учеников от других учителей, действительно любят детей, хорошо их знают и интересуются их жизнью.

Звезда

На первом месте у такого наставника собственное «я». Он стремится доминировать и не готов уступать лидерские позиции. Хочет быть в центре внимания, любит блеснуть эрудицией, показать свое превосходство. Его ведущий мотив – самоутверждение. Иногда – за счет других.

Подобным учителям тяжело, когда хвалят других. Они испытывают неприятные эмоции и зачастую начинают обесценивать своих «соперников», рассказывая о них что-нибудь плохое. Могут критиковать коллег в присутствии родителей.

Педагоги-звезды заинтересованы в карьерном росте. Часто становятся завучами, старшими по предметам. Для них очень важны премии, награды. В их кабинетах на стенах развешаны грамоты, дипломы, сертификаты.

Человек такого типа не переносит шуток в свой адрес, фамильярности, его позиция – всегда быть выше других. Он тщательно оберегает свой авторитет, требует к себе абсолютного уважения, все к нему должны обращаться только по имени и отчеству. Знания и взаимоотношения для него не цель, а средство продемонстрировать свое «я».

Кто же есть кто

Консультируя родителей, я предлагаю им вспомнить, как тот или иной учитель проводил родительское собрание. О чем он говорил больше всего? О предмете? Или о себе? А может, снова и снова повторял «давайте жить дружно»? Какие слова он произносил чаще всего? «Уравнения», «решения», «тетрадки»? Или «ребята», «конфликты», «переживания»? На одном из собраний можно просто записать слова, которые учитель произносит чаще всего. Они укажут на то, что для него значимо.

Конечно, чистые типы в реальной жизни встречаются довольно редко. Однако, проанализировав поведение любого человека, можно выделить ведущую, коренную и вспомогательные черты. Бывает, что у учителя хорошо развиты все три регистра, он легко переключается между ними, и тогда трудностей в общении с ним не возникает. Но такое встречается довольно редко.

Поняв, с кем мы имеем дело, мы не станем обижаться, если профи не улыбнется нам и не захочет войти в наше положение. Мы не будем ожидать от «души компании» выдающегося профессионализма. А напористость учителя-звезды не выбьет нас из колеи.

Вы помните, как ваш учитель проводит родительские собрания? О чем он говорит больше всего? О предмете или о себе?

Представим, что нам нужно увезти ребенка на неделю раньше, чем начнутся каникулы, и мы хотим обсудить это с учителем. В разговоре с профи сразу нужно прояснить, какие темы ребенок пропустит, по какому учебнику нужно будет это наверстать, какой методикой лучше воспользоваться. Рекомендации учителя лучше записать и обязательно поблагодарить его. Не надо вдаваться в подробности собственной личной жизни. Говорите коротко, конкретно и по делу. Тогда он будет считать вас серьезными и разумными людьми, поверит, что с вами можно иметь дело.

Как взаимодействовать с душой компании? Мы, безусловно, должны быть ему рады, проявить к нему интерес. Беседу лучше начинать со small talk: поговорить о погоде, о фильмах или книгах, о других общих вещах и только после этого переходить к делу. В разговоре о необходимости уехать на каникулы пораньше мы объясняем, почему это для нас так важно, рассказываем о конкретных семейных обстоятельствах. В ответ такой учитель, скорее всего, скажет: «Ничего страшного, догоните». Конечно, необходимо сохранять определенную дистанцию, но она может быть гораздо короче, чем с учителем другого типа.

Желая наладить хорошие отношения с педагогом-звездой, важно дать ему возможность проявить свою доминантность. Ему в принципе все равно, почему нам нужно уехать на каникулы пораньше. Ему важно услышать: «Мы в первую очередь подошли к вам, потому что для нас важно ваше согласие. Даже билеты пока не брали». Таким образом мы подчеркиваем его значимость. Если учитель по какой-то причине не хочет отпускать ребенка, нужно дать ему возможность высказаться, не перебивая и не споря. Он должен почувствовать, что играет в нашей жизни важную роль. И только потом спокойно и уверенно выразить свою точку зрения, найти компромисс и заверить: «Мы вас не подведем, выполним все задания, которые дадите».

Когда мы начинаем понимать особенности других людей, то начинаем лучше понимать и себя, задумываться о том, к какому типу относимся сами, почему нам легко и приятно общаться с одними людьми и тяжело с другими. Мы узнаем, на какой почве могут возникнуть конфликты и как их лучше избежать. Так мы экономим время, энергию и оберегаем себя – и ребенка – от излишнего напряжения.

Фото: LISE-ANNE MARSAL/TRUNK ARCHIVE/PHOTOSENSO; АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ