1. Главная
  2. Party
Party

Светское закрытие проекта «Дау» в Париже

Евгения Милова («Ъ») о празднике для тех, кто прошел через огонь первого показа скандального фильма.
реклама
22 Февраля 2019

 – Внимание-внимание, DAU-Paris прекращает работу через пять минут!

Приятный механический женский голос на французском обещает скорое освобождение всем участникам большого эксперимента Ильи Хржановского. Действительно, спустя пять минут в театрах Шатле и де ля Вилль звучит гимн СССР. Динамики хрипят: «...нас к торжеству коммунизма ведет». Театр покидают актрисы Моника Беллуччи и Фанни Ардан. Дирижер Теодор Курентзис возвращается к своему расписанному на годы вперед графику. Композитор Брайан Ино... Я не могу предположить, чем теперь займется композитор Брайан Ино. Пока DAU-Paris работал, он выступал с музыкальной программой едва ли не через день.

Персонал ждет, пока последние зрители выйдут с просмотра того самого трехчасового фильма, где содержится шокировавшая многих (особенно тех, кто не смотрел) сцена с убийством свиньи. Охранники с прощальной основательностью обыскивают рюкзаки и карманы, после чего DAU-дембеля идут на террасу бара Orgasm. Там в течение целого месяца не прекращалась тусовка, похожая на открывающую сцену фильма «Экстаз» Гаспара Ноэ (Ноэ тоже побывал в гостях у тоталитарной сказки Ильи Хржановского).

Многочисленные знакомые Хржановского, среди которых в этот вечер оказались глава «Роскино» Екатерина Мцитуридзе, режиссер Максим Диденко, архитектор Александр Бродский, журналисты Леонид Парфенов и Андрей Васильев и многие другие, на after-party тоже приглашены, но это праздник для команды, обеспечившей работу DAU круглосуточно в течение почти месяца. Ставший бесплатным бар почти сразу опустошен, остались только водка и «Ред Булл». Русско-французский staff с азартом допивает «Зеленую марку». Что бы ни затеял режиссёр Хржановский, без пьянки это дело не обходится.

реклама

Май 2006, Канны. После фестивального успеха дебютного фильма Ильи Хржановского «4» он становится самым молодым членом Европейской академии киноискусств. Он не умеет и не желает скрывать свою радость по этому поводу. В Канны он приехал представлять свой новый проект. Ходит гоголем и обещает вот-вот приступить к съемкам фильма о советском физике Льве Ландау. Сценарий уже пишет Владимир Сорокин, взяв за основу мемуары жены нобелевского лауреата, Коры Ландау-Дробанцевой, под названием «Академик Ландау. Как мы жили».

Апрель 2008, Санкт-Петербург. С началом съемочного процесса Илья Хржановский перестает бывать в популярном тогда баре «Маяк». Спустя два месяца группа переезжает в Харьков, где лучше сохранилась конструктивистская архитектура. Время от времени кто-нибудь приносит информацию: Илья ищет ассистентку, Илья ищет новую ассистентку, и еще одну новую ассистентку, Илья ищет актрису вот такого типажа, Илья ищет актрису другого типажа, Илья ищет деньги. Обычно в этом месте история фильма навсегда прерывается, но деньги Илья находит. Теперь уже ни для кого не секрет, что их поразительной силы источником стал Сергей Адоньев, жизнь которого за время этого меценатства тоже изрядно переменилась, пройдя путь от запуска Yota на просторы России до запуска Ксении Собчак в президенты России.

Июнь 2008, Харьков. Построена тотальная декорация Института, работа с актерами ведется методом полного погружения. Впрочем, не только актеры, но и вся группа постоянно живет на территории Института. Вскоре выясняется, что удовлетворить любопытство по этому поводу не так уж сложно: если вы знакомы с Ильей — ваша инициатива о посещении Института приветствуется, если вы Марина Абрамович — ассистентки Хржановского найдут вас сами. Поездки в Харьков становятся почти что светским трендом. По возвращении все в один голос рассказывают о советском белье, рублях и вообще быте, который инсталлировал в свою киноплощадку режиссер.

Ноябрь 2011, Харьков. После завершения съемочного процесса Институт, лжепамятник конструктивизма, разрушают до основания. На прощальной дискотеке на обломках играют Peaches и DJ Spooky. Илья Хржановский переезжает в Лондон и в статусе бойфренда заместителя главы аукционного дома Phillips Светланы Марич даже попадает на страницы «Татлера». Следующие семь лет на вопросы «Ну как?» он отвечает: «Монтируем, у меня семьсот часов материала». Для сравнения: в сериале «Игра престолов» сейчас около пятисот пятидесяти часов. Слухи разводят Хржановского с Адоньевым. Режиссеру предрекают долговую яму.

Май 2018, Канны. В одном из пляжных кафе на набережной Круазетт «Дау» весьма страстно обсуждают продюсеры Александр Роднянский, Вера Кричевская и Ксения Собчак с Максимом Виторганом. Если раньше личное знакомство с Ильей позволяло побывать на площадке и на собственной шкуре испытать прелести «периметра», то теперь оно является пропуском в загадочный особняк на Пикадилли. Там Илья сам решает, какой из нескольких смонтированных фильмов показать гостю. Компания в кафе делится предположениями, что наверняка есть какая-то скрытая камера, которая снимает зрителей и их реакции. Максим Виторган глубоко вздыхает и признается, что большую часть сеанса проспал. Все смеются.

Август 2018, Берлин. На вечеринке по случаю дня рождения основательницы фонда Deep Forest Кати Бахирки с шаманами и танцорами Илья Хржановский рассказывает о скором открытии DAU-Berlin. На вопросы о том, как именно это будет устроено, он отвечает что-то невообразимое. Например, ему совершенно необходимо реконструировать Стену – спустя ровно тридцать лет после ее падения. Вопрос оказывается для берлинцев чувствительным и для русского режиссера нерешаемым. Так первой площадкой для выхода кинопроекта в свет становится Париж.

Январь 2018, Париж. В столице Франции режиссер тоже желает строить что-нибудь невообразимое. Например, мост, который связывал бы два театра, стоящих друг против друга на площади Шатле. Даже несмотря на огромную симпатию к DAU со стороны парижской градоначальницы Анн Идальго, это не может быть реализовано. Театры символически соединяют красным тонким лучом света. Между ними, у фонтана, располагается визовый центр. Все остальное, что получается, — тоже почти что чудо. Оба театра оказываются закрыты на ремонт и, таким образом, свободны от спектаклей, оба театра, несмотря на ремонт, соглашаются принять у себя проект не самого известного режиссера на свете. Да еще и со всеми сопутствующими странностями в виде круглосуточного режима работы, восковых фигур, кабинок для общения с шаманами, а также коммунальной квартирой в натуральную величину, точно воспроизводящей запахи и звуки густонаселенной советской коммуналки.

Февраль 2019, Париж. «Дау» закрыт. Оценивать проект с точки зрения искусства и кино предоставлю арт- и кинокритикам. В светском смысле получилось по-настоящему здорово, живо, с изрядным количеством звездных гостей в диапазоне от актера Жерара Депардье до восьмого "форбса" Михаила Фридмана и обратно – к министрам Французской Республики и модели Наталье Водяновой. Русскоязычные парижане признавались, что их накрывало-таки волнами патриотизма: такое интересное, масштабное, шумное событие, так долго и в самом центре, и все послушно стоят в очередях за всем, включая тушенку в алюминиевых мисках.

реклама
читайте также
TATLER рекомендует