«Оскар»-2019: как это было

Наш инсайдер из мира кино Юлия Чарышева-Лоло делится впечатлениями от главной кинопремии года.
«Оскар»2019 как это было

Начну с того, что 91-я церемония вручения наград Американской киноакадемии показалась мне одной из лучших за последние годы. И многое на этом «Оскаре» произошло впервые.

В частности, впервые за последние 30 лет у церемонии не было ведущего. И если вы спросите меня — это было лучшее, что с ней могло произойти. На церемониях последних лет можно было почувствовать, как неловко присутствующим в зале звездам, невольно становившимся заложниками политической или светской повестки дня того или иного ведущего. Все-таки «Оскар» — это кинопремия, а не митинг, пусть даже и самый развлекательный.

Рами Малек, Оливия Колман, Реджина Кинг и Махершала Али

Поскольку «Оскар» традиционно завершает сезон кинонаград, до него проходит огромное количество церемоний, начиная с «Золотого глобуса» и заканчивая премиями отдельных гильдий киноиндустрии. Поэтому к моменту проведения «Оскара» люди, интересующиеся кино, могут оценить шансы на победу тех или иных участников. Тем не менее сюрпризы происходят каждый год, и 2019-й не стал исключением. Для начала немного сухой статистики. Лидером по числу наград в этом году стала «Богемская рапсодия»: у музыкальной драмы о группе Queen четыре награды, включая первый «Оскар» в карьере Рами Малека, сыгравшего Фредди Меркьюри, а также статуэтки за лучший монтаж, лучший звук и лучший монтаж звука.

У «Чёрной пантеры» и «Ромы» по три награды. Блокбастер Marvel впервые номинирован на «Оскар» как лучший фильм, и команда «Черной пантеры» увезла домой призы за костюмы и работу художника-постановщика, причём Ханна Бичлер и Рут Е. Картер стали первыми афроамериканками, получившими «Оскар» в этих номинациях. Третий «Оскар» у «Чёрной пантеры» — за саундтрек, автором которого стал швед Людвиг Йоранссон.

Черно-белая драма «Рома» стала лучшим фильмом на иностранном языке, а также завоевала второй «Оскар» своему режиссеру Альфонсо Куарону и получила приз за операторскую работу, которая мне кажется одной из лучших в истории кино.

Кстати, этот «Оскар» много ругали за фильмы, попавшие в номинации. Опять же позволю себе не согласиться с мнением большинства. Да, некоторых независимых проектов в списке номинантов не оказалось, но давайте откровенно: тему артхауса прекрасно закрывает Spirit Awards, проходящая накануне «Оскара», а Киноакадемия все же не совсем про дебюты или независимое кино. Это, скорее, crème de la crème кинобизнеса, поэтому для попадания в шорт-лист «Оскара» нужна, как минимум, какая-то big idea или же соответствие тренду. Если лейтмотивом прошлого года стало движение Time’s up, то в этом году бал очевидно правит diversity (к слову, не только на «Оскаре»). За diversity на красной (точнее, малиновой) дорожке премии однозначно отвечал каст комедии «Безумно богатые азиаты». И даже дуэты звезд, вручавших награды, кажутся составленными в том же тренде: Дженнифер Лопес и Крис Эванс, Мишель Йео и Фаррелл Уильямс, Бри Ларсон и Сэмюэл Л. Джексон, Хавьер Бардем и Анджела Бассетт и другие.

Итак, посмотрим на список победителей в каждой из основных номинаций, но перед этим я хотела бы особенно подчеркнуть, что все номинанты этого года – безусловно сильные проекты.

Хавьер Бардем и Альфонсо Куарон

«Оскар» за лучшую мужскую роль завоевал Рами Малек. В своей речи актёр подчеркнул, насколько для него важна эта победа: «Я сын эмигрантов из Египта и американец в первом поколении», – произнёс Рами Малек и тем самым невольно объяснил возможную причину своей победы. Напомню, что на «Оскар» в номинации «Лучшая мужская роль» были представлены Кристиан Бэйл за роль Дика Чейни во «Власти» Адама МакКея (кстати, «Власть» в итоге забрала лишь один «Оскар» — за грим), Брэдли Купер за роль рок-музыканта в драме «Звезда родилась», Уиллем Дефо за роль Ван Гога и Вигго Мортенсен за роль Тони Валлелонги в «Зеленой книге» – все относительно взрослые и практически все американцы, за исключением британца Бэйла, но он так вжился в роль Чейни, что перенос персонажа на актера был неизбежен. «Оскар» за лучшую мужскую роль вручали Элисон Дженни и Гари Олдман, получивший приз за роль Черчилля в «Темных временах» в прошлом году. Если бы награда досталась Кристиану Бэйлу, любопытно было бы увидеть на одной сцене двух актёров, сумевших виртуозно перевоплотиться в легендарных политиков.

Рами Малек

Махершала Али завоевал свой второй «Оскар» за роль второго плана — на этот раз за свое воплощение образа пианиста-виртуоза Дона Ширли в «Зеленой книге». Среди других претендентов на награду в этой номинации были Сэм Рокуэлл за роль Джорджа Буша-младшего в драме «Власть», Адам Драйвер за роль полицейского под прикрытием в «Чёрном клановце» Спайка Ли, Сэм Эллиотт за роль в режиссёрском дебюте Брэдли Купера и Ричард Е. Грант за роль в «Сможете ли вы простить меня?» Мариэль Хеллер. Учитывая, что Махершала Али играет гея-афроамериканца (кстати, уже второй раз после «Лунного света» Киноакадемия вручает ему «Оскар» за похожую роль), он оказался единственным идеальным попаданием в тренд diversity. «Оскар» ему вручали Дэниел Крэйг и Шарлиз Терон — дуэт настолько эффектный, что невольно напрашивается мысль о том, что Шарлиз пора в Бондиану!

Махершала Али и Вигго Мортенсен

Номинация «Лучшая женская роль» — один из самых больших сюрпризов этого года. Победа 26-летней дебютантки из Мексики Ялицы Апарицио, несмотря на точное попадание в концепт diversity, была маловероятной. Тем не менее победы англичанки Оливии Колман мало кто ожидал: основные ставки делали на Гленн Клоуз, учитывая ее победу на «Золотом глобусе» и тот факт, что она номинирована на «Оскар» уже седьмой раз! Леди Гаге досталась награда за лучшую песню и возможность блистательного выступления с Брэдли Купером во время церемонии. Мелисса МакКарти, номинированная за роль писательницы-аферистки в фильме «Сможете ли вы меня простить?», объявляла победителя в номинации «Лучший художник по костюмам» и на сцене появилась в наряде, пародирующем сразу двух экранных королев этого сезона наград: королеву Елизавету в исполнении Марго Робби в фильме «Две королевы» и королеву Анну, чей образ в «Фаворитке» на себя примерила Оливия Колман. По иронии, свою победу МакКарти уступила именно Колман. Сама Колман, кстати, была так потрясена своей победой, что начала речь со слов: «Это действительно очень волнительно. И невероятно!» После чего призналась, что Гленн Клоуз всегда была ее кумиром, и подчеркнула, «что хотела бы, чтобы все было иначе». Напомню, первая номинация на «Оскар» сразу обернулась для актрисы победой.

Оливия Колман

В категории «Лучшая женская роль второго плана» победила сыгравшая роль в драме Барри Дженкинса «Если бы Бил-стрит могла говорить» Реджина Кинг, для которой первая номинация на «Оскар» также оказалась счастливой. Такой результат был, в принципе, достаточно предсказуемым, хотя мне кажется, что актёрские работы Эммы Стоун в «Фаворитке» или Эми Адамс во «Власти» были на порядок сильнее. Но что поделать, diversity есть diversity.

Реджина Кинг

Анимация тренд на diversity не сломала: победа в категории «Лучший мультипликационный фильм» досталась комедии «Человек-паук: через вселенные» о чернокожем человеке-пауке по имени Майлз Моралес, которого озвучил Шамеик Мур.

Кадр из мультипликационного фильма «Человек-паук: через вселенные»

За победу в категории «Лучший режиссёр» сражались Спайк Ли с «Чёрным клановцем», Павел Павликовский с «Холодной войной» (к сожалению, остался без наград), Йоргос Лантимос с «Фавориткой», Адам МакКей с «Властью» и Альфонсо Куарон с «Ромой». Второй год подряд лучшим режиссёром становится творец из Мексики. В прошлом году приз в этой номинации достался Гильермо дель Торо за «Форму воды», он и вручал Куарону его второй режиссёрский «Оскар». Любопытно, какие разные по масштабу и сути проекты Альфонсо Куарона подарили ему самую крутую награду: пять лет назад он победил с космическим блокбастером «Гравитация», а в этом году с относительно аскетичной черно-белой драмой об одной мексиканской семье. Кстати, на церемонии режиссера поддерживали дети Тесс Бу и Ольмо Теодоро.

Альфонсо Куарон

Спайк Ли, номинированный за режиссуру, в итоге получил «Оскар» за лучший адаптированный сценарий «Чёрного клановца». Ли приехал на церемонию в лиловом костюме — в память о своём друге Принце и его песне Purple Rain. Получая первый и долгожданный «Оскар» в своей карьере из рук Бри Ларсон и Сэмюэла Л. Джексона, Спайк Ли произнёс: «Сделайте моральный выбор между любовью и ненавистью. Делайте как надо!», – напомнив таким образом о своей номинации на «Оскар» в 1990 году за фильм «Делай как надо». Любопытно, что 30 лет назад он уступил победу фильму «Шофёр миссис Дэйзи» с Морганом Фриманом, который играл водителя богатой американки. То есть практически аналогу «Зеленой книги», только наоборот.

Спайк Ли

«Зеленая книга» в итоге стала триумфатором «Оскара» в этом году. Из пяти номинаций этот проект завоевал победы в трех — за лучшую мужскую роль второго плана, за лучший оригинальный сценарий и как лучший фильм. О его возможной победе в номинации «Лучший фильм» начали писать сразу после победы на кинофестивале в Торонто. Но за полгода, прошедшие после премьеры на TIFF, фильм несколько раз был втянут в неприятные PR-скандалы. В частности, семья реального Дона Ширли, которого сыграл Махершала Али, назвала ленту «симфонией лжи». По мере приближения «Оскара» позиции «Зеленой книги» становились все менее уверенными, особенно после того, как Netflix все же решил выпустить «Рому» в кинотеатральный прокат. Соперниками «Зеленой книги» за титул лучшего фильма года помимо «Ромы» были «Чёрная пантера», «Чёрный клановец», «Богемская рапсодия» и «Фаворитка». Не умаляя достоинств каждого из них, стоит признать, что все же самые высокие шансы на победу были именно у «Ромы» и «Зеленой книги». «Черная пантера» вряд ли смогла бы стать лучшим фильмом на «Оскаре», но следует отдать должное киноакадемикам за их желание привлечь к церемонии внимание молодой аудитории. «Фаворитка» – костюмная драма относительно узкого масштаба. «Богемская рапсодия» – история одного концерта британской рок-группы. «Чёрный клановец» оказался слишком уж комедийным для темы расизма. «Зеленую книгу» часто обвиняют в том, что он получился нарочито позитивным, эдакий crowd pleaser. Возможно! Но напомню, что это и есть кино, ради которого люди приходят в кинотеатры. Кино, которое действительно может научить человеческим ценностям, заставить зрителя смеяться и переживать одновременно. Двойной happy end у меня сначала вызвал недоумение, мне показалось странным, что такая мужская история заканчивается в духе романтических комедий а-ля «Реальная любовь». Но послевкусие, которое оставляет именно такой финал, при всей чувствительности темы сегрегации, как раз и является свидетельством режиссёрского мастерства и блестящего продюсерского таланта. «Мы делали этот фильм с любовью, нежностью и уважением», – сказал один из продюсеров «Зеленой книги» Джим Берк, получая «Оскар» из рук Джулии Робертс. «Вся эта история о любви. О том, чтобы любить друг друга, несмотря на различия, и осознавать правду о том, кто мы. Все мы люди», – продолжил режиссёр фильма Питер Фаррелли.

«Оскар» в этом году стал важной страницей в истории Netflix. Для того, чтобы лента «Рома» могла быть номинирована, стриминг-компания выпустила свой проект в кинотеатральный прокат. А недавно Netflix вступила в ассоциацию MPAA, в которую входят только студии-мэйджоры. Во время церемонии Netflix также объявила о том, что их следующий проект – «Ирландец» Мартина Скорсезе с Робертом Де Ниро, Аль Пачино, Харви Кейтелем и Джо Пеши – выйдет в прокат этой осенью. Судя по всему, одного участника гонки за «Оскар» следующей зимой мы уже знаем, а Netflix серьёзно планирует идти в кино и стать новым мэйджором.

Красная дорожка «Оскара»-2019

Фото: Архив пресс-службы