Новый мини-сериал Netflix — «Ход королевы» (The Queens’ Gambit) — это экранизация одноименного романа Уолтера Тевиса. Книга была опубликована в 1983 году – незадолго до смерти этого американского писателя. Надо сказать, что у него определенно был талант создавать кинематографичные произведения: три романа из шести были экранизированы. Среди адаптаций — «Бильярдист» с Полом Ньюманом, вышедший в 1961 году, и его сиквел 1986 года «Цвет денег» с тем же Ньюманом и Томом Крузом.
В центре сюжета «Хода королевы» — история Бет Хармон, девочки из штата Кентукки. Героиня оказывается в приюте после автокатастрофы, в которой погибают ее родители. Годы в приюте раскрыли недюжинный талант девочки к шахматам и в то же время пристрастили ее к транквилизаторам. На дворе — 50-е годы, и, по версии автора романа, транквилизаторы детям давали каждое утро вместе с витаминами. Спустя несколько лет Бет попадает в приемную семью, и у нее наконец-то появляется возможность участвовать в шахматных соревнованиях. Так и начинается триумфальное шествие по всем шахматным турнирам, от соревнований в старшей школе штата Кентукки до матча за звание чемпиона мира по шахматам.
Главную героиню — шахматистку-любительницу из Кентукки, сумевшую завоевать все мыслимые и немыслимые шахматные награды – Уолтер Тевис придумал. Стоит сказать, что в его время на шахматной арене было не так уж и много девушек, которые могли бы вдохновить писателя. Была, пожалуй, лишь венгерская шахматистка Юдит Полгар – она, как и Бет Хармон, играла практически только в мужских турнирах, но стала одним из самых юных гроссмейстеров в мире лишь в 1991 году. И если история шахматного триумфа вымышленная, то история о том, как совсем еще юная девушка борется с зависимостью от транквилизаторов и алкоголя, основана на личном опыте писателя. В одном из своих интервью в преддверии выхода романа он рассказывал о том, что в юности ему поставили диагноз «ревматический порок сердца». Его лечили щедрыми дозами сильнодействующих препаратов, вызывающих аддиктивное поведение.
В шахматном мире, несмотря на всю его закрытость и элитарность, всегда существовали звезды, которые своей известностью не уступали кинозвездам и спортсменам. Достаточно вспомнить имена Гарри Каспарова, Бобби Фишера или Бориса Спасского. И хотя шахматы — не самый кинематографичный вид спорта (игроки могут часами сидеть напротив друг друга, не произнося ни слова), сами кинематографисты всегда были ими очарованы. Делали эту игру важным элементом своих фильмов со времен немого кино. Взять хотя бы «Седьмую печать» Ингмара Бергмана, «Аферу Томаса Крауна» 1968 года со Стивом Маккуином, «Бегущего по лезвию» 1982 года, «Шерлока Холмса» Гая Ричи или первый фильм о Гарри Поттере. «Ход королевы» — одновременно гламурный и глубоко драматичный взгляд на этот мир изнутри.