Веский «Довод», или Зачем смотреть новый фильм Кристофера Нолана

Наш инсайдер из мира кино Юлия Чарышева-Лоло авторитетно заявляет: новая картина Нолана — главное событие индустрии в этом году. Пропустить такое нельзя.
Веский «Довод» или Зачем смотреть новый фильм Кристофера Нолана

Если август 2020 года навсегда войдет в историю российского проката как ренессанс независимого кинематографа (такого не было, пожалуй, даже на заре его появления в России), то сентябрь запомнится тем, что на экраны российских кинотеатров вышел «Довод» и тем самым вернул зрителям большое студийное кино. Честно говоря, одно это можно назвать веским доводом (простите за тавтологию) в пользу похода в кино, чтобы потом можно было с удовольствием вспоминать, что первым фильмом, увиденным после окончания карантина, оказался новый проект Кристофера Нолана.

Начну с того, что «Довод» совершенно обязателен к просмотру. Я нечасто делаю такие безапелляционные утверждения, но в случае с новой лентой Нолана вариантов практически нет. Во-первых, по многим причинам этот фильм станет одной из главных тем для обсуждения — без него не обойдется ни один small talk ближайших дней и даже недель. И по той причине, что это первый блокбастер, вышедший на большие экраны за последние полгода, и потому что это долгожданный проект одного из самых культовых режиссеров современности.

Должна сказать, что мне «Довод» понравился с первой минуты, и, как и многим, он напомнил мне фильмы о Джеймсе Бонде, поклонником которых, кстати, является Кристофер Нолан. Но спустя пару дней после просмотра я поняла, что несмотря на очевидный факт того, что Нолан вдохновлялся Бондианой, ему все же удалось создать новый жанр, который я бы назвала sci-fi со шпионским экшеном. Главный герой (его на протяжении всего фильма ни разу не назовут по имени, а в какой-то момент начнут называть Протагонистом, т.е. главным действующим лицом истории) по всем законам кино о спецагентах спасает мир от очередной катастрофы. На этот раз мир находится на грани уничтожения из-за специальной технологии, которая позволяет развернуть ход времени вспять и, собственно, уничтожить человечество. Главный герой перемещается из будущего в прошлое и обратно, а время здесь — главное оружие. Не открою секрета, сказав, что для Нолана время — любимая тема, которую он изучает уже многие годы, а в «Доводе», который он, кстати, придумал и написал сам, ему удалось интегрировать ее в шпионский контекст, что, как мне кажется, слегка упростит восприятие фильма многим зрителям. Хотя мне на протяжении всего фильма было (как, наверное, многим) непросто до конца понять, как работают инверсия, энтропия, «парадокс убитого дедушки» и прочие понятия, тем не менее это не помешало мне остаться от фильма в невероятном восторге. Особенно любопытно было смотреть «Довод» после интервью режиссера, в котором он признался, что в картине «визуальных эффектов, пожалуй, меньше, чем в обычной романтической комедии», что даже для Нолана, который всегда старается задействовать CGI по минимуму, практически рекорд.

Отдельная причина для просмотра — актерский состав. Главного героя играет сын обладателя «Оскара» Дензела Вашингтона, Джон Дэвид Вашингтон, широкая известность к которому пришла после драмы Спайка Ли «Черный клановец», за роль в которой он был номинирован на «Золотой глобус» в прошлом году. В юности он был профессиональным игроком в американский футбол, а его карьера в кино началась с роли в сериале HBO «Футболисты» (Ballers). К слову, на карантине он успел сняться вместе с Зендеей в новом фильме Сэма Левинсона, режиссера сериала «Эйфория», правда, пока неизвестно, когда именно драма «Малькольм и Мари» выйдет на экраны. Возвращаясь к «Доводу», Джон Д. Вашингтон играет спецагента ЦРУ, но мне показалось, что Нолан здесь изобретает какую-то новую формацию спецагентов с потрясающе высоким EQ  (эмоциональным интеллектом), который при этом не сводит на нет маскулинность известных нам спецагентов в большом кино.

Еще одной огромной заслугой «Довода» перед человечеством я искренне считаю то, что он окончательно разрушил проклятие «Сумерек», висевшее над Робертом Паттинсоном. Кристофер Нолан смог увидеть в актере то, чего не удавалось никому из режиссеров за все эти годы: Паттинсон в кадре не просто красив, он по-настоящему аристократичен и при этом идеально вписывается в атмосферу гонок, взрывов и прочих брутальных атрибутов шпионских блокбастеров. Если у кого-то после выхода трейлера нового «Бэтмена» и остался какой-то скепсис относительно выбора актера на эту роль, то после «Довода» от него точно не останется и следа. Пожалуй, я бы даже сделала на него ставку как на нового Бонда. В «Доводе» актер составил отличный экранный дуэт Джону Д. Вашингтону, а на то, как они носят костюмы и обсуждают сложносочиненные теории времени и пространства, можно смотреть бесконечно.

Главную женскую роль играет Элизабет Дебики, которую в студийном кино мы впервые увидели в «Великом Гэтсби» в 2013 году, после чего она успела сняться в «Агентах А.Н.К.Л» Гая Ричи и даже попасть в киновселенную Marvel, снявшись в «Стражах Галактики». В «Доводе» истинно британская аристократичность австралийки, родившейся в Париже, задействована режиссером в полной мере.

Она играет жену главного злодея по имени Андрей Сатор (да, злодей — русский олигарх), роль которого досталась номинанту на «Оскар» и «Золотой глобус» Кеннету Брана, и это отдельная удача Кристофера Нолана с точки зрения кастинга. А помощника русского олигарха весьма органично играет Юрий Колокольников. Разумеется, не обошлось и без любимого Ноланом Майкла Кейна, правда, в «Доводе» он появляется лишь в одной, но очень яркой сцене.

Если над феноменальной картинкой «Довода» работал номинант на «Оскар» швейцарец Хойте Ван Хойтема, который уже сотрудничал с Ноланом и на «Дюнкерке», и на «Интерстелларе», то музыку к фильму написал вовсе не Ханс Циммер (как этого можно было ожидать от режиссера, который работал с оскароносным композитором на всех своих фильмах последние 15 лет), а молодой швед Людвиг Йоранссон, ставший главной музыкальной звездой нового Голливуда. Будучи сопродюсером Childish Gambino (aka обладатель «Золотого глобуса» Дональд Гловер), Йоранссон помимо прочего написал музыку к сериалу «Атланта» (Atlanta), а за саундтрек «Черной Пантеры» в прошлом году он был номинирован на «Золотой глобус» и завоевал «Оскар», после чего успел написать потрясающий музыкальный ряд к «Мандалорцу» (Mandalorian) на Disney+ и саундтрек к «Доводу», звучание которого автоматически вносит его в список фильмов, обязательных для просмотра и с точки зрения музыки. Любопытно, что практически вся музыка к ленте написана самым модным композитором Голливуда, лишь трек The Plan принадлежит бойфренду Кайли Дженнер Трэвису Скотту.

Несмотря на то, что с выходом каждого ожидаемого проекта уже стало традицией обсуждать не столько достоинства самого фильма (а в случае с «Доводом» их предостаточно), сколько всевозможные безликие цифры сборов за день-уикенд, процент падения в будни и прочие сугубо индустриальные параметры, а также скептично рассуждать, удастся ли этому фильму вернуть аудиторию в кинотеатры, для меня очевидно одно: «Довод» — один из главных фильмов этого года, и смотреть его надо обязательно, причем только на большом экране!

И если верить режиссеру на слово, точнее - очаровательной инверсии легендарной цитаты из «Касабланки», когда герой Паттинсона произносит: «Мне кажется, это конец прекрасной дружбы», а Протагонист отвечает: «Я думаю, это начало», не исключено, что нас ждет сиквел или, скорее, приквел «Довода», на что я лично очень надеюсь.

Фото: Архив пресс-служб