1. Главная
  2. Фильмы
Фильмы

«Смерть и жизнь Джона Ф. Донована»: смотреть или пропустить?

У англоязычного дебюта Ксавье Долана – фильма «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» – самый низкий рейтинг за всю карьеру режиссера. И пока критики ругают его за излишний драматизм, мы нашли аудиторию, которой это кино вполне может понравиться.
реклама
16 Августа 2019

«Смерть и жизнь Джона Ф. Донована», пожалуй, самый личный фильм Долана. Он работал над ним почти пять лет, отвлекался на другой проект, потом долго монтировал, вырезая героев одного за другим. На премьере в Торонто Долан зачитал письмо, которое он, будучи восьмилетним мальчиком, написал своему кумиру – Леонардо ДиКаприо. Но тот, увы, не ответил. Его экранному воплощению – Руперту Тернеру (Джейкобу Трембле) повезло больше. Мальчишка, мечтающий о карьере артиста, отправил послание Джону Дононавану – звезде подросткового сериала (эдакому Иэну Сомерхолдеру из «Дневников вампира») – и вот дела, ему пришел ответ. Письмо актера мальчик от мамы спрятал и долгие пять лет строчил ему втихаря. Но когда переписка вскрылась, Джон предсказуемо отрекся от юного друга, а позже и вовсе покончил с собой.

Долан проводит жирные параллели между парнишкой и звездой. Мол если ты взрослый это еще не значит, что тебе не придется столкнуться с буллингом, предрассудками и одиночеством. Сколько людей в индустрии вынуждены скрывать свою ориентацию в угоду агентам-студиям-продюсерам? Сколько готовы врать миллионам лишь бы не потерять амплуа дамского угодника, а с ним вместе контракты и гонорары? В целом это, возможно, интересная тема для документального фильма – расследования. Но Долан же ничего нового по делу не говорит. И в интеллект своего зрителя не верит. Все свои смыслы он вкладывает не между строк, а в уста отдельного персонажа – повзрослевшего Руперта (которого изначально должен был играть Николас Холт, а в итоге воплотил Бен Шнетцер из «Гордости»). Парень стал-таки актером и издал книгу с письмами Джона. И теперь он должен поведать свою историю циничной журналистке Одри, для которой молодой актер не представляет никакого интереса. Но ему (конечно же) удается зацепить ее своей человечностью, ведь дискриминация и нетерпимость – так же остро стоят на повестке дня, как и климатические изменения.

реклама

Пока Долан напоминает нам, что не стоит судить о книжке по обложке, критики практически единодушно называют его картину «патетичной», «плоской», «пресной», «перегруженной». Кажется, Ксавье не рассказывает эту историю, а кричит зрителю прямо в лицо: «знаменитости тоже люди, у них есть свои секреты, желания, мечты». Он злоупотребляет крупными планами, а в паре сцен Джейкоб Трамбле даже рушит «четвертую стену» и смотрит прямо на зрителя. Этот ироничный прием отлично работает в «Дряни» или во вставках сериала «Бесстыжие», но здесь кажется лишь очередным клише. В целом все происходящее на экране мало похоже на модное дерзкое кино и больше напоминает мыльную оперу (временами даже кажется, что кто-то вот-вот упадет с лестницы).

Ксавье Долан – вундеркинд от мира кино, фаворит Каннского фестиваля. С его творчеством зрители привыкли совершать открытия. Пять лет назад сняв «Мамочку» или представив «Это всего лишь конец света», он, кажется, перешагнул сам себя и стал не просто талантливым режиссером, освещающим квир-тематику, а художником, которой очень умело препарирует семейные драмы. И вот матери – это как раз удачная аудитория для его нового фильма. Та, у которой терпения не занимать. Они осилят и сериальные накалы страстей, и мелодраматичные слоу-мо обнимашки, и нелепые ромкомовские вставки. В целом «Донован» – не только о том, как тяжко скрывать свое истинное «я», но и про отношения сына с матерью тоже. Это история про понимание, принятие и про любовь в конце концов.

К слову, Натали Портман и Сьюзан Сарандон фантастически хороши здесь в роли матерей (Руперта и Джона соответственно). Вообще в этом мужском кино очень много сильных женских партий. Чего стоит только звезда «Мира Дикого Запада» Тэнди Ньютон как своенравная журналистка Одри Ньюхаус или Кэти Бэйтс в образе акулы шоубиза. Уверены: героиня Джессики Честейн тоже давала огня, но беспощадный Долан вырезал ее подчистую. Собственно Беллу Торн тоже.

Отдельным фронтом в фильме, по традиции, выступает саундтрек. Тут вам и Pink со своим знаменитым «Ты будешь звездой, как только изменишь в себе все» и надрывный хит Adele (певица хотела камео в фильме, но не вышло). Кит Харрингтон впадает в детство под Hanging By A Moment от Lifehouse. А под занавес нас ждет щепотка сладко-горькой симфонии Verve. Последний маркер: Stand By Me в исполнении Флоренс Уэлч – любовная баллада оказалась идеальна для иллюстрации родительской любви. Послушайте ее и если эта песня вас не тронет – можете смело этот фильм пропустить. Лучше пересмотрите бодрую «Мамочку».

«Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» в российском прокате с 15 августа

реклама
читайте также
TATLER рекомендует