Дебора Фельдман выросла в Нью-Йорке. Но если, прочитав это предложение, вы представили себе прогулки по Манхэттену, шопинг на Таймс-сквер и прочие атрибуты «Секса в большом городе» или «Сплетницы», не спешите. Дебора родилась в ультраортодоксальной хасидской общине в Уильямсберге. Но однажды она взяла сына и уехала с ним в Берлин, оставив в прошлом строгие каноны и бесконечные запреты. В 2012 году она написала книгу – автобиография «Неортодокс: скандальный отказ от моих хасидских корней» стала бестселлером и послужила литературным источником для нового сериала Netflix «Неортодоксальная».
По сути, перед нами проект, который дает широкой аудитории доступ к очень закрытому сообществу – хасидской сатмарской группе. Он повествует о ее традициях и довольно подробно показывает конкретные ритуалы: например, в сериале показан свадебный обряд и посещение миквы (омовение, чем-то напоминающее крещенские купания). Женщины этой общины рано выходят замуж, не имеют возможности учиться, неукоснительно следуют всем предписанным правилам. Еще им нужно соблюдать строгий дресс-код и брить голову – многие замужние женщины носят шейтель (парик из искусственных и натуральных волос). Так себя ведет и главная героиня Эстер Шапиро. Только под кроватью она прячет ноты и документы, которые помогут ей начать новую жизнь.
Замужество – единственная цель и главное счастье в жизни местных женщин – не приносит Эсти долгожданной радости. И спустя год мучительных попыток заняться сексом с мужем (и всего одной удачной) с ребенком под сердцем и головой, полной мечтаний, она сбегает в Берлин. Героине несказанно везет. Во-первых, у нее есть любящая мать, которая когда-то поступила так же. А во-вторых, в местном кафе девушка знакомится с группой молодых музыкантов и тоже решает подать заявку на учебу в консерватории. Оказавшись на свободе, Эсти очень многое делает впервые: пользуется гуглом, снимает колготки на пляже, ест ветчину, покупает джинсы, поет на публике, танцует и целуется. Ей начинают приносить радость (или неожиданную боль) вещи, которые миллионы людей на планете даже не замечают. Так что в какой-то степени это сериал и о том, что надо ценить мелочи.
Но «Неортодоксальная» – это все-таки не «Рассказ служанки» (хотя, когда женщину лишают свободы выбора, избежать сравнений очень трудно). Экстрадировать Эсти обратно никто не может. Правда, муж героини Янки с напарником Мойшей все равно будут пытаться. Самое удивительное в этом проекте то, что здесь нет персонажей, которые могли бы считаться антагонистами: у каждого героя своя правда, и держится она на таких китах, что зритель начинает сопереживать всем сразу. Несчастный Янки, зажатый обстоятельствами и авторитетом родственников, кажется, страдает не меньше, чем покинувшая его жена. Финальным аккордом становится разговор супругов в отеле, когда героиня понимает, что ее главная проблема в том, что она не знает, кто она такая. И вот второе, о чем говорит «Неортодоксальная», – поиски себя требуют определенной смелости.