Готэм погряз в насилии и мусоре. Улицы заполонили крысы размером с людей и люди, недалеко ушедшие от крыс. Разрыв между богатыми и бедными колоссален. И многие – на грани выживания. Такому городу не нужен новый герой, ему нужен злодей. Но не нищий студент с топором в руке, а тот, кто уверен в себе. Кто готов дать жесткий отпор власти. Кто привлекает внимание. Кто станет символом боли и ярости. Психопат в клоунской маске? Почему нет, хуже уже не будет.
После такого нарратива становится понятно, что «Джокер» – это не просто новая фаза комикс-вселенной, это что-то большее. И соцповестка этого фильма не уступает «глубокому» фестивальному кино. Так что если вдруг вы ничего не знаете о человеке – летучей мыши (едва ли такое возможно, но все же) – не беда. «Джокер» вполне себе самостоятельное произведение. Но поклонники истории о Бэтмене тоже разочарованы не будут – Филлипс не только «очеловечил» культового злодея, но и представил новый взгляд на чету Уэйнов.
Зеленый парик, красные брови, фиолетовый пиджак: Джокер — персонаж яркий. Он вырывается из мрачной эстетики DC – его палитра богаче фирменных «50 оттенков серого». Про то, что картинка «Джокера» оказалась цветастее трилогии Нолана и больше напоминает ранние фильмы Скорсезе, не написал разве что ленивый. И наличие в кадре Роберта Де Ниро только усиливает этот эффект (он играет ведущего комедийного шоу). И пока кинокритики ищут зачатки высокого кинематографа в ранних работах режиссера Тодда Филлипса, а там сплошь и рядом симпатичные комедии вроде «Старски и Хатч» и «Мальчишника в Вегасе», нам лишь остается констатировать факт – он всех удивил. Его «Джокер» имеет все шансы стать новой классикой. Его сцены расхватают на гифки (танец на лестнице – шедевр, не меньше) и спустя годы будут присылать друг другу в телеграм.
Артур Флек – страдающий приступами неконтролируемого смеха клоун, мечтающий стать стендап-комиком. Каждый вечер он проверяет почту, готовит ужин и смотрит комедийное шоу вместе с мамой. Его судьба могла сложиться иначе, если бы не жестокость общества, домашнее насилие, буллинг и многочисленные физические травмы. В наше время Артуру нашлось бы применение – эксцентричный ведущий ютуб-шоу или циничный блогер. Не гений-убийца-злодей, а эксцентрик, хореограф, король стритстайла.
Но – увы. Первый раз Артур убивает почти случайно – в попытке защитить себя. Второй раз – он злится. В третий – мстит. Четвертый – это уже его заявление. Но он не ломается, он обретает уверенность в себе. Шумиха в прессе и поддержка тысяч простых людей так и вовсе делают из «маленького человека» того, кто «право имеет».