10 фильмов Венецианского кинофестиваля 2020, которые нельзя пропустить

В минувшие выходные завершился 77-й Венецианский фестиваль. Наш колумнист Юлия Чарышева-Лоло составила список обязательных для ознакомления фильмов из программы легендарного киносмотра.
10 фильмов Венецианского кинофестиваля 2020 которые нельзя пропустить

Фестиваль в Венеции всегда считался неофициальным стартом сезона кинонаград, ведь громкая премьера здесь, пусть даже и вне конкурса, становилась для проекта своеобразным стартом наградного марафона. К примеру, в прошлом году именно в Венеции состоялся первый показ «Джокера» Тодда Филлипса, который завоевал «Золотого льва», и это позволило фильму стать не только одним из самых ожидаемых блокбастеров киновселенной DC Comics, но и получить статус главного кинособытия года. И все мы помним, что помимо невероятных кассовых сборов эта психологическая драма завоевала два «Золотых глобуса» и два «Оскара», один из которых достался Хоакину Фениксу за лучшую мужскую роль. К тому же, напомню, «Джокер» в прошлом году получил и специальную награду Венецианского кинофестиваля Soundtrack Stars, и вуаля — Хильдур Гурнадоуттир завоевала и «Золотой глобус», и «Оскар» за саундтрек к картине. Более того, киносмотр в Венеции всегда негласно закрывал летний сезон блокбастеров и открывал осенний сезон фестивального кино, большая часть которого создавалась не без амбиций попасть как минимум в лонг-листы «Золотого глобуса» и «Оскара».

В этом году карантин внес свои коррективы в планы всего мира, и киноиндустрия, разумеется, не стала исключением. С закрытием кинотеатров, остановкой всех съемок и, по сути, отменой сезона блокбастеров, а также радикальным ограничением международных перелетов расстановка сил на фестивальной арене изменилась. И после того как один за другим отменились и Канны, и Трайбека, и SXSW, Венецианский кинофестиваль де-факто оказался первым киносмотром большого кино в этом году, став на данный момент единственным мероприятием такого масштаба, прошедшим в принципе и к тому же не онлайн, а в традиционном для кинофестивалей формате. Но все же студийного кино в Венеции в этом году оказалось, мягко скажем, немного, и заметно было отсутствие Netflix, мировые премьеры проектов которого в Венеции уже успели стать традиционными. Вспомнить ту же «Брачную историю» Ноа Баумбаха в прошлом году или «Рому» Альфонсо Куарона, который в 2018 году завоевал «Золотого льва».

К слову, в этом году Венецианский фестиваль совершил настоящий прорыв с точки зрения гендерного вопроса, ведь впервые почти половину (а точнее 8 из 18) фильмов в его конкурсе сняли женщины. Уверена, этот тренд продолжится в сезоне кинонаград этого года, особенно учитывая, что «Золотой лев» в итоге достался фильму, который сняла по собственному сценарию женщина-режиссер.

Кадр из фильма «Земля кочевников»

Жюри фестиваля во главе с Кейт Бланшетт назвали драму «Земля кочевников» (Nomadland) Хлои Чжао лучшим фильмом этого года. Драма основана на книге американской журналистки Джессики Брудер «Земля кочевников: выживая в Америке 21 века» (Nomadland: Surviving America in the Twenty-First Century) о людях, которые принимают решение изменить свою жизнь и переезжают из штата в штат в поисках работы и временной парковки для своих трейлеров, но в большей степени свободы, называя себя людьми без дома, но не бездомными. Хлоя Чжао переносит эту книгу на экран в своей авторской манере, талантливо переплетая факты и вымысел. К слову, именно этот прием принес ей известность после дебютного фильма «Песни, которым меня научили братья» (Songs My Brothers Taught Me), который в 2015 году попал в конкурс кинофестиваля в Сандэнс, в одну из программ Каннского кинофестиваля и в шорт-лист Spirit Awards как «Лучший игровой дебют». Премьера ее второго проекта «Наездник» (Rider) состоялась в Каннах, и он принес ей сразу две номинации на Spirit Awards уже во «взрослых» категориях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». «Земля кочевников» — третий фильм Чжао, который она снимала, параллельно работая над проектом Marvel «Вечные» (Eternals) с Анджелиной Джоли, который выйдет на большие экраны в феврале следующего года. В главной роли у Хлои Чжао — обладательница двух «Оскаров» и одного «Золотого глобуса» и по совместительству супруга одного из братьев Коэнов Фрэнсис МакДорманд. Главную мужскую роль играет Дэвид Стрэтэйрн, в 2005 году удостоившийся Кубка Вольпи в Венеции и номинации на «Оскар» за роль в фильме Джорджа Клуни «Доброй ночи и удачи». Также вы можете помнить Стрэтэйрна по сериалам «Миллиарды» (Billions) и «МакМафия» (McMafia).

Любопытно, что одновременно с Венецией «Землю кочевников» показали и на кинофестивале в Торонто, более того, пару дней назад специальный показ фильма прошел в drive-in кинотеатре в Пасадене в рамках отмененного из-за карантина кинофестиваля в Теллурайде. Вряд ли ошибусь, предположив, что этот фильм непременно появится в шорт-листах всех главных кинопремий года, особенно учитывая, что и до своего триумфа в Венеции Хлоя была фавориткой премии Spirit Awards, результаты которой достаточно часто совпадают с результатами «Оскара» в главных номинациях. К тому же девушка, родившаяся в Китае в семье руководителя одной из крупнейших госкорпораций, но получившая образование в частных школах в Лондоне и Лос-Анджелесе и до поступления на продюсерский факультет в New York University Tisch School of Arts изучавшая политологию в одном из университетов Массачусетса, вполне ориентируется как в современной картине мира, так и прекрасно вписывается в новую повестку Американской киноакадемии. В прокат в США этот фильм выходит 4 декабря, дата релиза в России пока неизвестна.

Кадр из фильма «Фрагменты женщины»

Кстати, роль в «Земле кочевников» вполне может принести Фрэнсис МакДорманд еще одну номинацию на «Золотой глобус» и «Оскар». Напомню, что ее статуэткам за роль в драме «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» предшествовала награда, которую проект завоевал в Венеции за лучший сценарий. А вот награда Венецианского кинофестиваля за лучшую женскую роль, Кубок Вольпи, в этом году досталась британской актрисе Ванессе Кирби, которую вы наверняка знаете по роли принцессы Маргарет, младшей сестры Елизаветы II, в сериале «Корона», а также по роли в шестом по счету фильме «Миссия: Невыполнима. Последствия» (кстати, она заявлена и в седьмом, и в восьмом фильмах кинофраншизы Тома Круза). Что интересно, в этом году в программе Венецианского кинофестиваля было два фильма с ее участием, причем фаворитом фестиваля негласно считался «Мир грядущий» (The World to Come), который норвежка Мона Фастволд Лерче сняла по одноименному рассказу Джима Шепарда про буран в Нью-Йорке в 50-х годах.

Кадр из фильма «Мир грядущий»

В этой исторической драме о непростых отношениях двух семей, перерастающих в романтическую связь главных героинь, Ванесса Кирби играет вместе с Кэтрин Уотерстон из нового сериала HBO «Третий день» с Джудом Лоу. Компанию актрисам составили обладатель «Оскара» и «Золотого глобуса» Кейси Аффлек и номинант на «Золотой глобус» за роль в сериале «Уловка-22» Кристофер Эбботт. Любопытно, что среди продюсеров этого проекта Hype Film Ильи Стюарта. Это уже второй проект Моны Фастволд Лерче после музыкальной драмы Vox Lux c Натали Портман, премьера которой также состоялась в Венеции, а среди продюсеров — компания Bold Film Мишеля Литвака. Пока не ясно, когда эта драма выйдет как в российский, так и мировой прокат, за который отвечает Sony Pictures.

Кадр из фильма «Фрагменты женщины»

Но вернемся к Ванессе Кирби: своей наградой за главную роль она обязана драме «Фрагменты женщины» (Pieces of a Woman) — первому англоязычному фильму венгерского режиссера Корнела Мундруцо, одним из продюсеров которого выступил Мартин Скорсезе. В основе сценария, написанного подругой режиссера Катой Вебер, лежит реальная история смерти их общего ребенка. Ванесса Кирби играет молодую жительницу Бостона, которая решается на домашние роды, но в результате ошибки акушерки малыш погибает. Однако фильм не столько об этой трагедии, сколько о том, как ее переживают родители погибшего малыша — героиня Кирби и ее муж, которого сыграл Шайя ЛаБаф (кстати, это уже второй совместный проект актеров после криминальной драмы «Опасная иллюзия»). Интересно, что Ванессу Кирби и Корнела Мундруцо связывает и опыт работы в театре: актриса когда-то даже играла на сцене лондонского театра Young Vic в пьесе «Трамвай: Желание» вместе с Джиллиан Андерсон.

«Фрагменты женщины» после Венеции уже успели попасть в программу фестиваля в Торонто; можно лишь предположить, что этот скрининг-план вполне позволит Ванессе Кирби ближайшей зимой пройтись по красным дорожкам «Золотого глобуса» и «Оскара» в качестве одной из номинированных актрис. Дата релиза «Фрагментов женщины» пока не определена, зато пару дней назад стало известно, что после премьеры в Торонто права на этот проект приобрел Netflix, что неудивительно, ведь именно для этой стриминг-платформы Скорсезе снимал «Ирландца», ставшего одним из главных номинантов на «Оскар» в этом году.

Кадр из фильма «Жена шпиона»

Серебряный лев Венецианского кинофестиваля за режиссуру достался в этом году одному из фаворитов Каннского кинофестиваля японцу Киеси Куросаве за драматический триллер «Жена шпиона» (Spy no Tsuma). Что интересно, для режиссера это был дебют на Венецианском кинофестивале. Действие драмы происходит в Японии накануне Второй мировой войны: главная героиня узнает, что ее муж собирается передать некую засекреченную информацию американцам. К сожалению, пока нет сведений о релизе этого фильма в России и в мире, но в Японии он выйдет на экраны 16 октября, а его телевизионная версия уже выходила в июне. Не исключаю, что после победы в Венеции он может совсем скоро появиться на одной из стриминговых платформ.

Кадр из фильма «Новый порядок»

Второй «Серебряный лев», точнее гран-при жюри фестиваля, завоевал новый фильм мексиканского режиссера Мишеля Франко. Его антиутопия «Новый порядок» (Nuevo orden), в которой свадьба в одной из богатых семей Мексики перерастает в кровавый переворот, по словам создателя, должна стать напоминанием миру о том, что такой сценарий возможен в любой точке земного шара. Одну из ролей в фильме играет Диего Бонета, которого вы могли видеть в перезагрузке «Терминатора» в прошлом году, а компанию ему составит Дарио Язбек Берналь, младший брат обладателя «Золотого глобуса» Гаэля Гарсиа Берналя. Следующий показ «Нового порядка» состоится уже в Торонто, так что вполне вероятно, что и он может оказаться одним из участников грядущего сезона кинонаград, но для этого ему придется в ближайшее время определиться с датой кинотеатрального релиза.

Кадр из фильма «Ученик»

Награду за лучший сценарий и приз кинокритиков ФИПРЕССИ вручили режиссеру из Индии Чайтанья Тамхане за драму «Ученик» (Disciple). Второй фильм в карьере режиссера стал первым индийским проектом за последние 19 лет, попавшим в основной конкурс Венецианского кинофестиваля. Но для самого режиссера этот год отнюдь не дебютный: его первая работа — драма «Суд» в 2014 году стала лучшим фильмом в программе «Горизонт». За Венецией последует премьера в Торонто и на фестивале в Нью-Йорке и, вероятно, выдвижение на основные награды от Индии. Как и у других проектов, дата выхода на мировые и российские экраны пока неизвестна.

Кадр из фильма «Одна ночь в Майами»

Еще одной знаковой премьерой на Венецианском кинофестивале стал режиссерский дебют Реджины Кинг «Одна ночь в Майами» (One Night in Miami). На самом деле обладательница «Золотого глобуса» и «Оскара» уже занимала кресло режиссера, но на телевизионных проектах, среди которых и «Белая ворона» (Insecure), и «Это мы» (This Is Us), и даже «Скандал» (Scandal). «Одна ночь в Майами» — ее первый кинопроект, и это экранизация одноименной дебютной пьесы Кемпа Пауэрса. Вымышленные события охватывают один вечер 1964 года в жизни реальных героев, когда 22-летний Кассиус Клэй, еще не успевший сменить имя на Мохаммеда Али (его играет Эли Гори из сериала «Ривердэйл»), встречается со своими друзьями певцом Сэмом Куком (звезда мюзикла «Гамильтон» Лесли Одом-мл.), футболистом Джимом Брауном (Элдис Ходж из сериала «Город на холме») и политическим активистом Малькольмом Икс (Кингсли Бен-Адир из сериала «Меломанка»), чтобы отпраздновать победу в бою с Сонни Листоном. По признанию самой Реджины Кинг, ее фильм — это политическое заявление, которое сейчас актуально как никогда. Кстати, она стала первой афроамериканкой, фильм которой был показан на фестивале в Венеции. Эта разговорная драма уже была представлена в Торонто, дальше в планах показ на кинофестивале в Цюрихе, и, пожалуй, шансы Реджины Кинг получить заветные статуэтки за лучшую режиссуру в этом году очень высоки. Права на этот проект у Amazon Studios.

Кадр из фильма «Снега больше не будет»

Если в случае со всеми этими проектами их участие в гонке за «Оскар» можно только предполагать, то еще один участник конкурса Венецианского кинофестиваля уже официально вошел в список потенциальных кандидатов на премию Американской киноакадемии: почти за месяц до киносмотра в Венеции Польша выдвинула на «Оскар» комедийную драму «Снега больше не будет» Малгожаты Шумовской, обладательницы «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля за фильм «Лицо». Любопытно, что свой новый фильм она сняла в соавторстве с бывшим супругом Михалом Энглертом, который вместе с ней написал сценарий, выступил сопродюсером и оператором. Главного героя, украинского иммигранта, работающего в Польше массажистом, играет Алек Утгофф, которого вы можете помнить по сериалу Netflix «Очень странные дела» (Stranger Things), и это его первая главная роль. В Польше фильм выйдет на большие экраны 16 октября.

Кадр из фильма «Герцог»

Из премьер, которые прошли на фестивале вне основного конкурса, имеет смысл обратить внимание еще на несколько проектов. Среди них комедийная драма «Герцог» (The Duke) от режиссера «Ноттинг Хилла» о единственном в истории случае похищения картины из Национальной галереи в Лондоне в 1961 году, когда 60-летний водитель такси смог украсть потрет герцога Веллингтона кисти Франсиско Гойи. Горе-похитителя играет обладатель «Оскара» и двух «Золотых глобусов» Джим Бродбент, его супругу — обладательница «Оскара» и трех «Золотых глобусов» Хелен Миррен. В Великобритании фильм выйдет на экраны 6 ноября.

Кадр из фильма «Мейнстрим»

Еще одной любопытной премьерой фестиваля стал новый фильм Джии Коппола, внучки Фрэнсиса Форда Копполы и племянницы Софии Коппола. Карьера девушки началась с короткометражек для американских домов моды – Opening Ceremony, Zac Posen, Diane von Fürstenberg и Rodarte, а в 2013 году она экранизировала сборник рассказов Джеймса Франко «Пало Альто». Премьера ее дебютного фильма состоялась в рамках программы «Горизонты» в Венеции, а затем была показана в Торонто и Теллурайде.

В новом фильме «Мейнстрим» (Mainstream) о реалиях жизни YouTube-блогеров Джия пытается перенести на экран все новые тренды из digital-измерения, но ироничный взгляд режиссера все же выдает в ней некоторую приверженность старой школе. Главные роли в «Мейнстриме» достались Майе Хоук (дочери Умы Турман и Итана Хоука, которая помимо прочего в июне выпустила дебютный альбом Blush), Нату Вулфу, Эндрю Гарфилду и Джейсону Шварцману.

Наверняка лет через десять в преддверии столетнего юбилея Венецианского кинофестиваля (напомню, это старейший фестиваль в мире, впервые он прошел в 1932 году) непременно напишут, что в 2020 году в самый разгар «чумы 21 века» фестиваль принял непростое и весьма рискованное решение провести киносмотр в традиционном формате и тем самым дал мощный сигнал всем любителям кино и не только, что жизнь продолжается и надо двигаться вперед. И вместе с выходом в кинопрокат крупнобюджетного «Довода» Кристофера Нолана стал по-настоящему поворотным моментом в судьбе «кино большого экрана».

Я же лишь отмечу, что Венеция состоялась, на красных дорожках блистали звезды, награды получили самые достойные и удачливые, в том числе и «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского. Сезон кинонаград официально открыт!

Фото: Архивы пресс-служб;