Зачем смотреть драму «Безупречный» с Хью Джекманом

Эту работу австралийского актера уже называют основным претендентом на «Эмми» за лучшую мужскую роль. Наш колумнист Юлия Чарышева-Лоло рассказывает о том, какая история легла в основу проекта и чем он так интересен.
Зачем смотреть драму «Безупречный» с Хью Джекманом

В оригинале фильм «Безупречный» называется Bad Education, он вышел на канале HBO совсем недавно, но с момента мировой премьеры на кинофестивале в Торонто в американской прессе не утихает шквал обсуждений этого проекта. Ему уже прочат попадание в номинации, если не победу на грядущей церемонии «Эмми», а я рискну предположить, что он окажется и в шорт-листе «Золотого глобуса». А если подтвердятся разговоры о том, что в следующем году из-за пандемии на «Оскар» впервые смогут претендовать фильмы, не выходившие в кинопрокат, то и номинации на премию Американской киноакадемии Хью Джекману не избежать. Итак, постараюсь по порядку рассказать, что же привело меня к этой мысли.

Во-первых, первоисточник сценария, который написан по мотивам реальных событий: в основу сюжета легла статья New York Magazine 2004 года под названием The Bad Superintendent («Плохой директор»), в которой очень подробно рассказывалось о Фрэнке Тассоне, директоре одной из школ в пригороде Нью-Йорка, который за несколько лет управления этим учебным заведением присвоил больше 10 миллионов долларов из бюджета, выделяемого округом на его развитие. В результате Тассоне был осужден на 12 лет, но спустя три года вышел на свободу после того, как вернул чуть меньше двух миллионов долларов и пообещал вернуть оставшуюся сумму. Несмотря на совершенное преступление, из-за лазейки в законодательстве Тассоне до сих пор умудряется получать больше 170 тысяч долларов в год в виде пенсии от государства. Как известно, истории такой степени злободневности редко остаются без внимания и наград.

Видимо, так же мыслил и Майк Маковски, один  из выпускников той самой школы, который спустя 15 лет после выхода статьи о Тассоне написал сценарий по мотивам событий тех лет. Среди продюсеров проекта — Фред Бергер, работавший с Дэмьеном Шазеллом на «Ла-Ла Ленде», а также Джулия Лебедев, продюсер с русскими корнями, работавшая на «Ужине» с Ричардом Гиром и сериале Netflix «Дорогие белые люди» (Dear White People). Поставить эту криминальную драму доверили Кори Финли, чей режиссерский дебют состоялся в 2017 году с выходом черной комедии «Чистокровные» с Аней Тейлор-Джой и Антоном Ельчиным, для которого этот проект стал последним. Воплотить на экране образ Фрэнка Тассоне пригласили номинанта на «Оскар» и обладателя «Золотого глобуса» Хью Джекмана, для которого эта работа стала первой главной ролью в телевизионном фильме и может подарить ему первую «Эмми» и, возможно, даже «Оскар».

Любопытно, что колоссальное хищение в фильме показано так, что директор-растратчик, конечно же, вызывает возмущение, но одновременно с этим и определенное сопереживание. Дело в том, что Фрэнк Тассоне руководил не частной, а государственной школой: в США обучение в государственных школах, как известно, бесплатное, но требует обязательного проживания по прописке, точнее, по так называемому индексу. За годы своего руководства этот безупречный во всех отношениях директор смог вывести свою школу буквально из небытия на четвертое место в рейтинге лучших школ страны, открыв ее выпускникам дорогу в лучшие университеты, что дало возможность застройщикам местной недвижимости перевести ее в категорию элитной и взвинтить цены на дома, расположенные внутри ареала этой школы. Да, и нюанс: главный девелопер и агент по недвижимости возглавляет совет директоров престижной школы, зарабатывая на этих сделках миллионы и время от времени приезжая к Тассоне в гости с корзиной шоколадок в качестве благодарности.

В какой-то момент завуч и ближайшая соратница Тассоне, которую блистательно сыграла обладательница «Оскара» и «Золотого глобуса» Эллисон Дженни, отдает свою корпоративную визитку сыну и отправляет его в строительный магазин за ремонтными материалами для своего дома в Хэмптонсе. Тот, недолго думая, заказывает доставку на дом, и это становится началом конца. В ходе расследования выясняется, что завуч таким нехитрым образом потратила 250 тысяч долларов, и совет директоров решает со скандалом ее уволить. Но тут в процесс вмешивается Тассоне и убеждает коллег, что скандал не просто разрушит репутацию школы, но и обрушит цены на недвижимость, и в итоге завучу, потерявшей связь с реальностью, предлагают уволиться якобы по состоянию здоровья.

Одновременно с этим одна из старшеклассниц пишет для школьной газеты статью о новом проекте в рамках модернизации школы, но по иронии судьбы именно Тассоне, который очень внимательно относится к своим ученикам, дает ей совет не ограничиваться формальной отпиской, а написать стоящий внимания материал. Воодушевленная девочка, которую играет австралийка Джеральдин Вишванатан, начинает собирать информацию и обнаруживает нестыковки в финансовых документах, а заодно и протекающую крышу, несмотря на постоянно встречающиеся в документах расходы на ремонт. В итоге у нее на руках оказывается настоящее расследование, благодаря публикации которого эта история становится достоянием всех новостных СМИ и влечет за собой расследование ФБР.

Это лишь канва истории, внутри сюжета есть еще несколько драматических линий, о которых я не стану рассказывать подробно: это и отношения Тассоне с его партнером, и внезапная влюбленность в бывшего студента, и многое другое. Рафинированный директор долгие годы был загадкой как для своих коллег, так для родителей своих учеников. В то же время он был действительно потрясающим педагогом, к примеру, он лично встречался с каждым новым учеником школы, регулярно обедал со старшеклассниками и даже вел книжный клуб для родителей.

Большую часть фильма Хью Джекман играет Тассоне так, что изумление, вызванное его невообразимой иллюзией безнаказанности, нарастает с каждой минутой. К примеру, в сцене его разговора с тем самым председателем совета директоров, который занимается недвижимостью, Тассоне пытается объяснить, что по-настоящему элитной школу можно сделать, если ты внешне соответствуешь этому статусу, а это, как известно, предполагает расходы, которые его директорская зарплата вряд ли могла покрыть, и ничего, что среди них — и личный Mercedes, и костюмы с иголочки, на химчистку которых он потратил 33 тысячи долларов, и трансатлантические перелеты "Конкордом".

Но самый сильный монолог звучит в сцене, где Тассоне виртуозно объясняет школьнику, матери которого почему-то кажется, что он достоин учиться в классе для одаренных детей, как произносить слово «Accelerate» без запинки. В ответ на ее возмущенное: «В чем ваша проблема?» — обычно крайне сдержанный директор произносит: «Моя проблема — это вы! Люди, которые заставляют своих бедных детей гарцевать, словно они лошади на скачках в Бельмонте; люди, которые испытывают какое-то извращенное удовольствие, обращаясь с нами, как с низкосортным персоналом. Вы помните своих учителей, которые сидели рядом с вами, держали вас за руку, учили вас сложению и вычитанию или впервые показали вам Гэтсби и Сэлинджера? Их имена вы не можете вспомнить? А лица их словно в тумане? Вы, может, и забыли, а мы не забываем. Мы никогда не забываем. Никогда». Признаюсь, мне в этот момент стало не по себе, и ведь даже за то, что «Безупречный» хотя бы на секунду заставит нас задуматься, он достоин всех возможных наград.

Фильм в оригинале доступен на HBO GO, дублированную версию можно найти в Амедиатеке.

Фото: Архив пресс-служб