1. Главная
  2. Кино
Кино

«Ван Гог. На пороге вечности»: неочередной фильм о великом художнике

За роль мятежного художника Уиллем Дефо вот-вот получит «Оскар», но это далеко не всё, что нужно знать об этом фильме. Автор телеграм-канала «Баба Яга против» и редактор Flacon Кира Кузнецова разобрала на составляющие новую ленту Джулиана Шнабеля.
реклама
23 Февраля 2019

Фильм «Ван Гог. На пороге вечности» наверняка бы прошел в ограниченном прокате на территории России, если Уиллем Дефо не получил оскаровскую номинация в категории «лучшая мужская роль». Премьера ленты состоялась на Международном фестивале в Венеции и, несмотря на Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль и номинацию на Золотого льва, больше фильм наград не снискал.

Вообще, многие картины, обласканные на Венецианском фестивале, на остальных показах проходят тихо – удивительная тенденция. Немного обидно, ведь это одна из самых интересных интерпретаций жизни Винсента Ван Гога и она точно достойна внимания.

Режиссер картины Джулиан Шнабель в конце семидесятых годов сам начинал свой путь как художник. В 1979 состоялась его первая персональная выставка в Нью-Йорке, а уже в следующем году он участвовал в Венецианской биеннале. Но этим жажда творчества не была удовлетворена – в 1995 году Шнабель выпустил музыкальный альбом, а в 1996 снял кинодебют «Баския» о своем друге, художнике-бунтаре Жане-Мишель Баския. Через четыре года вторая картина – и снова байопик–адаптация мемуаров кубинского поэта Рейнальдо Аренаса.

А еще через семь лет Джулиан получил один из ценнейших призов (а с ним и широкое признание в мире кино) — за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале. Снова автобиографический, пронзительный фильм «Скафандр и бабочка» о парализованном редакторе французского Elle с тех пор регулярно входит в списки самых удивительных байопиков в истории. Справедливо, что от «На пороге вечности» критики ожидали новаторского подхода – ведь Шнабель уже зарекомендовал себя как человек, который может показать мятежных и конфликтных гениев с необычного ракурса. И ведь были правы.

реклама

В своем новом фильме о человеке из мира искусства режиссер намеренно лишил историю нарратива (впрочем, оставив одну связующую начало и конец линию), вырвал из жизни Ван Гога самый плодотворный на работы отрезок жизни и слепил, как из теста, полуторачасовой киноэксперимент с Уиллемом Дефо в центре. Дефо сильно старше Ван Гога, но так органичен в своей роли, что невольно удивляешься: почему ему предложили сыграть Винсента только сейчас? Солирующего Уиллема обрамляет точечный звездный кастинг – Руперт Френд в роли всепонимающего брата Тео, Оскар Айзек также заносчив, как и настоящий Поль Гоген, а короткое появление Мадса Миккельсена в сутане вообще становится пиковым моментом картины. Вторая по важности линия фильма – пейзажи. Виды Арля и вообще весь юг Франции в фильме сняты едва ли с меньшей любовью, чем крупные планы Уиллема Дефо. И снова неспроста — оператор Бенуа Деломм тоже художник. В его послужном списке «Венецианский купец», «Мальчик в полосатой пижаме» и оскароносная «Вселенная Стивена Хоккинга», но в перерывах между съемками последние двадцать лет Деломм рисует. Камера Бенуа намеренно отбрасывает статичность, следует за Ван Гогом неотступно: залезает с ним на гору для лучшего вида, ложится на землю, чтобы смотреть на закат, трясется, когда художник бежит по полям и неотрывно смотрит на создание картин. Любопытно, что технике пастозной живописи (плотными мазками) Дефо учился под присмотром режиссера — и реалистичность создания шедевров захватывает дух.

И это не все отличия фильма от обычных биографий. «На пороге вечности» — полотно, в котором режиссеру хватило смелости изобразить гения, расставив акценты не на привычные маркеры. Шнабель постарался исследовать внутренний мир Ван Гога, а внешний показать глазами художника. На экране Винсент именно таков, каким жители спокойного Арля его не хотели видеть – с провалами в памяти, непонятый, истеричный, страдающий комплексом Бога, но в тоже время под всем этим — светлый, добрый и мудрый.

У Уиллема Дефо, который смог показать все эти эмоции зачастую одними глазами, не самые сильные соперники на Оскаре. Вполне возможно, что эта роль принесёт ему не только четвертую номинацию на статуэтку, но и наконец победу.

Фильм «Ван Гог. На пороге вечности» можно посмотреть в рамках фестиваля «Недели «Оскара» в кинотеатре Москва. Подробнее читайте здесь.

реклама
читайте также
TATLER рекомендует